г. Воронеж |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А36-14425/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.06.2019 по делу N А36-14425/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Левченко Ю.М.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ИНН 4802009478, ОГРН 1064802000889) к обществу с ограниченной ответственностью "Стимул" (ИНН 4825116780, ОГРН 1164827057020) о взыскании 343 091 руб. 16 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.06.2019 по делу N А36-14425/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, отказано в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Стимул" (далее - ООО "Стимул", ответчик) о взыскании 343 091 руб. 16 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с июля по октябрь 2018 года.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Чистый город" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ООО "Стимул" на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.06.2019 по делу N А36-14425/2018 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Грязинского и Добринского муниципальных районов Липецкой области на основании соглашения от 30.04.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны "Грязинская", в которую входят Грязинский и Добринский муниципальные районы, заключенного между ООО "Чистый город" и управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
Ответчик осуществляет торговую деятельность на торговых объектах, расположенных по адресам: Липецкая область, г. Грязи, ул. Ленинская, д. 2; Липецкая область, г. Грязи, ул. Гагарина, д. 2Б; Липецкая область, Грязинский район, с.Ярлуково, ул. Советская, д. 10; Липецкая область, Грязинский район, с.Казинка, ул. Ленина, д. 2/2; Липецкая область, Добринский район, ж\д ст.Плавица, ул. Строителей, д. 1.
06.07.2018 ООО "Чистый город" направило в адрес ответчика проект договора N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО от 26.06.2018, который получен ООО "Стимул" 12.07.2018 (т. 1, л.д. 81-82).
Как следует из письменных объяснений сторон (т. 1, л.д. 111-113, т. 6, л.д. 1-5), между сторонами возникли разногласия относительно объема накопления ТКО и даты заключения договора, которые не урегулированы до настоящего времени, о чем свидетельствуют направленный истцом протокол согласования разногласий от 26.12.2018 (т. 6, л.д. 9-10) и письменный отказ ответчика от его подписания (т. 6, л.д. 11).
Полагая, что в связи с наличием разногласий по проекту договора N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО от 26.06.2018 договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между сторонами на условиях Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Типовой договор), указав, что у ответчика перед истцом образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с июля по октябрь 2018 года, ООО "Чистый город" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в заявленный истцом период с июля по октябрь 2018 года между сторонами отсутствовал заключенный письменный договор по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Указав на отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно подтверждающих факт оказания истцом ООО "Стимул" в период с июля по октябрь 2018 года услуг по обращению с ТКО, арбитражный суд области отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со ст. 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 5 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма Типового договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В п. 8 (18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, поскольку в заявленный истцом период с июля по октябрь 2018 года между сторонами отсутствовал письменный договор ввиду наличия неурегулированных разногласий по договору N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО, фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями Типового договора.
Согласно п. 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное).
Согласно п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом п. 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
В свою очередь п. 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абз. 3 подп. "а" п. 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок раздельного накопления ТКО на территории Липецкой области в рассматриваемый период не был утвержден, в связи с этим необходимо производить расчеты в соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 5 Правил N 505, то есть исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области утверждены приказом Управления ЖКХ Липецкой области от 09.02.2017 N 01-03/16.
Согласно названному приказу норматив накопления ТКО для предприятий торговли (продовольственные магазины, супермаркет (универмаг)) на 1 кв.м общей площади составляет 2,1 куб.м в год.
Тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Чистый город" на территории зоны Грязинская Липецкой области (Грязинский район, Добринский район, Усманский район) на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 установлен постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 28.06.2018 N 22/10 (с учетом изменений, внесенных постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 13.07.2018 N 25/12) и составляет для иных потребителей, за исключением населения 501,39 руб./куб.м (без НДС).
Из возражений ООО "Чистый город" (т. 6, л.д. 1-5) следует, что истец за 5 объектов ответчика рассчитал стоимость оказанных в заявленный период услуг по обращению с ТКО исходя из объема накоплений ТКО с учетом расположений универсамов и посещаемости торговых объектов покупателями согласно следующему расчету: 171, 07 куб.м 501, 39 руб./куб.м
4 мес., что составляет 343 091, 16 руб.
Расчет истца по нормативу для магазинов ответчика с учетом площади 5-ти торговых объектов выглядел бы следующим образом: 2 628,3 кв.м 2,1 куб.м в год (норматив накопления) : 12 мес.
501, 39 (тариф)
4 мес. (с июля по октябрь 2018 года) = 922 462, 34 руб.
Количество и адреса торговых объектов указаны истцом с учетом разногласий ответчика, приводимых в ходе заключения договора N 118 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Площадь торговых объектов, приведенная в расчете, ответчиком не оспаривалась.
То есть расчет по нормативу значительно больше, чем заявил истец в настоящем деле, что улучшает положение ответчика.
Вывод суда первой инстанции о том, что представленных ООО "Чистый город" копий путевых листов и сведений навигационной системы спутникового контроля ГЛОНАСС с мусоровозов ООО "Чистый город" о передвижении специальной техники недостаточно для установления факта оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в период с июля по октябрь 2018 года, является необоснованным.
ООО "Стимул" осуществляет предпринимательскую деятельность в принадлежащих ему торговых объектах, следовательно, в результате их функционирования происходит образование ТКО, которые необходимо вывозить и утилизировать.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Следовательно, обстоятельство оказания соответствующих услуг ООО "Чистый город" ответчиком не опровергнуто.
Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО за период с июля по октябрь 2018 года ООО "Стимул" также не представлено.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования ООО "Чистый город" о взыскании с ООО "Стимул" 343 091,16 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с июля по октябрь 2018 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В этой связи решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.06.2019 по делу N А36-14425/2018 подлежит отмене (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), а апелляционная жалоба ООО "Чистый город" - удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе относится на ответчика.
На основании ч. 2 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 269, 272.1 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.06.2019 по делу N А36-14425/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стимул" (ИНН 4825116780, ОГРН 1164827057020) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ИНН 4802009478, ОГРН 1064802000889) 343 091 руб. 16 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля по октябрь 2018 года, а также 12 862 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-14425/2018
Истец: ООО "Чистый город"
Ответчик: ООО "СТИМУЛ"