г.Калуга |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А09-9648/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Власова Е.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области (241050, г. Брянск, пр. Ленина, д.18, ОГРН 1033265001660, ИНН 3234016700) - Бабанов М.С. (дов. от 09.01.2020 N 1/24);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: общества с ограниченной ответственностью "Общепит" (242300, Брянская область, Брасовский район, р.п. Локоть, ул. Липовая аллея, д.58, ОГРН 1023202537764, ИНН 3206004043) - Горшкова С.В. (директор), Малашенко В.Г. (дов. от 09.01.2020);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Общепит" на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А09-9648/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области (далее - УМВД, управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Общепит" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением суда от 25.10.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей с направлением на уничтожение изъятой алкогольной продукции.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты изменить, заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, ссылаясь на то, что общество имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в условиях общепита, но нарушило правило реализации алкогольной продукции тем, что работник кафе не вскрыл бутылку винного напитка при продаже покупателю. По мнению общества его действия следует квалифицировать не по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, а по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ как нарушение лицензионных требований.
В отзыве на жалобу УМВД просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы и пояснили, что трое граждан сначала заказали обед и был пробит чек от 15.08.2019 на 182 руб. за обед, а затем с разницей в 4 минуты один из них подошел и попросил продать одну бутылку винного напитка "Санте Стефано" и две бутылки пива и положить это в пакет, на что также был выдан чек. Тара при этом вскрыта не была.
Представитель управления поддержал доводы отзыва на жалобу и пояснил, что за продажу двух бутылок пива без вскрытия тары общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ мировым судьй.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, общество имеет лицензию N 32РПО 0000092 от 27.08.2018 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе в кафе "Нерусса", расположенном по адресу: Брянская обл., Брасовский район, пос. Локоть, проспект Ленина, д.8, сроком действия с 27.08.2018 по 28.08.2019 (т.1 л.д.40).
15 августа 2019 г. в 12 час. 41 мин. сотрудниками ООПАЗ УОООП УМВД России по Брянской области выявлен факт реализации работником общества одной бутылки винного напитка "Санто Стефано", объемом 0,75 л, крепостью 8% в кафе "Нерусса" без вскрытия потребительской тары, без оказания услуг общественного питания, что является нарушением пункта 5 статьи 16, подпункта 12 пункта 2 статьи 16, абзаца 38 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Данный факт зафиксирован протоколом осмотра помещений, территорий от 15.08.2019 (т.1 л.д.17).
Указанная алкогольная продукция изъята, о чем составлен протокол изъятия от 15.08.2019.
Полагая, что общество допустило розничную продажу алкогольной продукции, не имея на это соответствующей лицензии, старший инспектор ООПАЗ УОООП УМВД России по Брянской области Бабанов М.С. 03.09.2019 составил протокол N 1070/Н 0028002 об административном правонарушении, усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ (т.1 л.д.11).
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Придя к выводу о верной квалификации действий общества по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ за невскрытие бутылки винного напитка при её продаже, суд привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 500 000 руб., применив при назначении наказания положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как они постановлены при неправильном применении норм материального права.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В судебных актах указано, что объективная сторона совершенного обществом правонарушения состоит в осуществлении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий. Однако данный состав правонарушения предусмотрен частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, является производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Судом установлено, что у общества имелась лицензия на розничную продажу алкогольной продукции в условиях осуществления общественного питания, в том числе в кафе "Нерусса".
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.
В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 16 одним из условий розничной продажи алкогольной продукции при осуществлении общественного питания является вскрытие лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции, потребительской тары (упаковки).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Ответственность за нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, действия общества, имеющего лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в условиях осуществления общественного питания, но допустившего нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции в условиях осуществления общественного питания, неверно квалифицированы по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 23.1, части 1 статьи 23.3 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, могут рассматривать органы внутренних дел или мировые судьи.
Более того, как видно из протокола осмотра помещений, территорий от 15.08.2019 (т.1 л.д.17), акта регистрации покупки от 15.08.2019 (т.1 л.д.22) кассир кафе "Нерусса" Азаренкова О.В. продала покупателю Бабанову М.С. без вскрытия тары помимо одной бутылки винного напитка "Санто Стефано", емкостью 0,75 л, крепостью 8%, две бутылки пива светлого "Жатецкий гусь", объем бутылки 0,48 л, крепость 4,6 %, которые также не были вскрыты. Факт продажи подтверждается чеком N 00005 на 450 руб. от 15.08.2019 12 час. 41 мин.
В судебном заседании представители общества и УМВД пояснили, что по факту продажи двух бутылок пива без вскрытия тары составлен иной протокол об административном правонарушении, факт продажи пива без вскрытия тары квалифицирован по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дело направлено на рассмотрение в мировой суд Брасовского района Брянской области. Постановлением мирового судьи от 10.10.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. с применением части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Решением Брасовского районного суда Брянской области от 12.12.2019 постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства изложены в отзыве УМВД на кассационную жалобу.
То есть, в нарушение положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение 25.10.2019 и постановление от 16.12.2019 отменить, в привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ отказать.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А09-9648/2019 отменить, отказать в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Общепит" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.