г.Калуга |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А64-2341/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 17.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от истца: Управления сельского хозяйства Тамбовской области (392017, г. Тамбов, ул. Советская, д.106а, ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) - не явились;
от ответчика: сельскохозяйственного производственного кооператива "Гладышевский" (393545, Тамбовская область, Токаревский район, д. Ястребовка, ул. Школьная, д.3, ОГРН 1026800952420, ИНН 6821170395) - не явились;
от третьего лица: Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (392000, г. Тамбов, ул. Московская, д.65, ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А64-2341/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Гладышевский" (далее - кооператив) о взыскании 470 378 руб. субсидии, выплаченной по соглашению от 27.08.2018 N 153, и 6391,99 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.01.2019 по 12.03.2019, 142 739 руб. субсидии, выплаченной по соглашению от 17.09.2018 N 76, и 1939,69 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.01.2019 по 12.03.2019, а всего - 621 448,68 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - комитет).
Решением суда от 24.09.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 27.08.2018 между управлением и кооперативом (получатель) заключено соглашение N 153 о предоставлении в 2018 году субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - соглашение N 153), по условиям пункта 1.1 которого предметом его является предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2018 году субсидии на указанные цели.
17 сентября 2018 г. между управлением и кооперативом заключено соглашение N 76 о предоставлении в 2018 году субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы (далее - соглашение N 76), по условиям пункта 1.1 которого предметом его является предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2018 году субсидии на указанные цели.
Пунктом 4.3.9 соглашений N 153 и N 76 предусмотрено, что получатель субсидий обязуется не иметь просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с указанными Правилами.
Во исполнение условий соглашений управление перечислило кооперативу субсидии: по соглашению N 153 - 470 378 руб., по соглашению N 76 - 142 739 руб.
Установив в ходе проверки соблюдения управлением бюджетного законодательства при предоставлении субсидий в сфере развития сельского хозяйства, что на дату подачи кооперативом заявления о получении субсидии у него имелась задолженность перед комитетом по пени по договору аренды от 21.12.2010 в размере 36 813,86 руб., прокуратура Тамбовской области выдала управлению представление от 01.11.2018 N 7-56-2018/84/69дсп о принятии мер для возврата неправомерно полученной кооперативом субсидии.
29 ноября 2018 г. управление направило в адрес кооператива требование N 01-14/4051 о возврате предоставленных субсидий.
Невозвращение кооперативом денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Придя к выводу о необоснованности требований управления, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства - часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы согласно приложению N 3 (далее - Правила N 3).
Согласно пункту 4.1 Правил N 3 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии, начисленной по действующему в текущем финансовом году на дату принятия решения о предоставлении субсидии договору сельскохозяйственного страхования, а также начисленной и уплаченной сельскохозяйственным товаропроизводителем в отчетном финансовом году в полном объеме, в случае непредоставления субсидии в отчетном финансовом году на возмещение затрат, понесенных в отчетном финансовом году: в области растениеводства - на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, в области животноводства - на случай утраты (гибели) сельскохозяйственных животных.
В силу пункта 4.1.2 названных Правил одним из условий предоставления субсидий является отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами.
Несоблюдение условий предоставления субсидии (наличие задолженности перед бюджетом), недостоверность представленной информации является основанием для отказа в ее предоставлении - пункт 4.8 Правил.
Аналогичные требования предусмотрены и пунктами 7, 12 Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 согласно приложению N 7 (далее - Правила N 7).
Суд, учитывая, что на дату подачи заявления о предоставлении субсидии у кооператива задолженности по платежам в бюджет не было, имелась лишь неуплаченная пеня по арендным платежам в сумме 36 813,86 руб., которая погашена платежным поручением от 16.11.2018 N 480, что согласно пункту 4.12 Правил N 3, пункту 17 Правил N 7 обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется управлением и органами государственного финансового контроля, а управлением эта обязанность не была исполнена, пришел к выводу о том, что допущенное нарушение установленного порядка предоставления субсидий имеет формальный характер, требования об ответственности за нарушение (наличие незначительной задолженности по пеням) несоразмерны объему заявленных требований и отказал в удовлетворении заявления управления.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А64-2341/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства - часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2020 г. N Ф10-500/20 по делу N А64-2341/2019