г. Воронеж |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А64-2341/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
при участии:
от Управления сельского хозяйства Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Гладышевский": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2019 по делу N А64-2341/2019, по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Гладышевский" (ОГРН 1026800952420, ИНН 6821170395) о взыскании 621 448 руб. 68 коп.,
третье лицо: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240),
УСТАНОВИЛ :
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Гладышевский" (далее - СХПК "Гладышевский", ответчик) о взыскании стоимости субсидии по соглашению N 153 от 27.08.2018 в размере 470 378 руб. 00 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.01.2019 по 12.03.2019 на общую сумму 6 391 руб. 99 коп.; стоимости субсидии по соглашению N 76 от 17.09.2018 в размере 142 739 руб. 00 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.01.2019 по 12.03.2019 на общую сумму 1 939 руб. 69 коп., всего 621 448 руб. 68 коп.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2019 по делу N А64-2341/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что для получения субсидии СХПК "Гладышевский" были представлены недостоверные сведения относительно отсутствия у него просроченной задолженности перед бюджетом области, в результате чего ответчик незаконно получил денежные средства.
Ссылается на то, что проверить отсутствие у получателя субсидии задолженности перед бюджетом Управлению не представлялось возможным в силу отсутствия технических и временных возможностей.
СХПК "Гладышевский", Комитет по управлению имуществом Тамбовской области отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие участников судебного процесса в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.08.2018 между Управлением и СХПК "Гладышевский" (получатель) было заключено соглашение N 153 о предоставлении в 2018 году субсидий за счёт средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчёте на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - соглашение N 153), по условиям п. 1.1. которого предметом его является предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2018 году субсидии на указанные цели.
17.09.2018 между Управлением и СХПК "Гладышевский" было заключено соглашение N 76 о предоставлении в 2018 году субсидий за счёт средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы (далее - соглашение N 76), по условиям п. 1.1. которого предметом его является предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2018 году субсидии на указанные цели.
В соответствии с п. 3.2. соглашений N 153, N76 перечисление субсидии осуществляется на счёт получателя, открытый в российской кредитной организации в срок, установленный утверждёнными Постановлением администрации Тамбовской области N 75 от 01.02.2017 Правилами предоставления субсидий за счёт средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (Правила).
Пунктом 4.3.9. соглашений N 153, N 76 предусмотрено, что получатель обязуется не иметь просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, и действует до исполнения сторонами своих обязательств (п. 6.2 соглашений N 153, N 76).
На основании заявления и во исполнение условий соглашений Управление перечислило СХПК "Гладышевский" субсидии по соглашению N 153 в размере 470 378 руб. 00 коп., по соглашению N 76 в размере 142 739 руб. 00 коп.
Прокуратурой Тамбовской области в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства Управлением при предоставлении субсидий в сфере развития сельского хозяйства было установлено, что на дату подачи заявления о получении субсидии у СХПК "Гладышевский" имелась задолженность перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по пени по договору аренды от 21.12.2010 в размере 36 813,86 руб.
По результатам указанной проверки прокуратура Тамбовской области выдала Управлению представление от 01.11.2018 N 7-56-2018/84/69дсп о принятии мер для возврата неправомерно полученной СХПК "Гладышевский" субсидии, в связи с представлением последним недостоверных сведений относительно отсутствия у него задолженности перед бюджетом области.
29.11.2018 Управление направило в адрес СХПК "Гладышевский" требование N 01-14/4051 о возврате предоставленных субсидий.
Невозвращение СХПК "Гладышевский" денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу статьи 78 БК РФ возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10.
Как установлено судом, постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 утвержден Порядок предоставления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития сельского хозяйства, на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2018 году и Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на подпрограмму "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на содействие достижению целевых показателей в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы (далее - Правила).
Согласно пункту 4.1 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховой премии, начисленной по действующему в текущем финансовом году на дату принятия решения о предоставлении субсидии договору сельскохозяйственного страхования, а также начисленной и уплаченной сельскохозяйственным товаропроизводителем в отчетном финансовом году в полном объеме, в случае непредоставления субсидии в отчетном финансовом году на возмещение затрат, понесенных в отчетном финансовом году: в области растениеводства и животноводства.
Правилами установлены условия предоставления субсидий, одним из которых является отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Правилами (подпункт 4.1.2 Правил).
В соответствии с пунктом 4.8 Правил несоблюдение условий предоставления субсидии (наличие задолженности перед бюджетом), недостоверность представленной информации является основанием для отказа в ее предоставлении.
Исходя из пункта 4.2 Правил для получения субсидии получатели представляет в Управление справку о наличии (отсутствии) задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления.
В случае неоднократного в течение текущего финансового года обращения за выплатой субсидии справка о наличии (отсутствии) задолженности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предоставляется один раз в квартал; справка (сведения) о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на дату не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате подачи заявления (в случае представления получателем самостоятельно) (подпункт 4.2.1 Правил).
Пунктом 4.7 Правил установлено, что представленные получателем документы для получения субсидий рассматриваются Управлением в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления.
Согласно пункту 4.12 Правил обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Управлением и органами государственного финансового контроля.
Таким образом, по условиям Правил, именно на Управление возложена обязанность проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Как следует из представленных документов, проверка представленных СХПК "Гладышевский" сведений в части отсутствия у последнего задолженности перед бюджетом области и установление их недостоверности действительной информации на момент подачи заявления о предоставлении субсидии была осуществлена только прокуратурой Тамбовской области в ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства Управлением при предоставлении субсидий в сфере развития сельского хозяйства.
При подаче СХПК "Гладышевский" заявления на предоставление ему субсидии, Управлением не была исполнена обязанность, предусмотренная Правилами, по проверке достоверности представленных получателем сведений.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, на момент обращения ответчика с заявлением о предоставлении субсидии, у СХПК "Гладышевский" имелась задолженность перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по оплате пени в размере 36 813 руб. 86 коп., однако, указанная задолженность была погашена полностью, что подтверждается платежным поручением от 16.11.2018 N 480.
Оценив повторно представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, установив неисполнение Управлением обязанности по проверки достоверности предоставленных Обществом сведений для получения субсидии, а также факт наличия у Общества задолженности перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области по оплате пени незначительного размера, что не привело к каким-либо негативным последствиям для государства, а также учитывая её оплату в полном объеме, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что допущенное нарушение установленного порядка предоставления субсидии имеет формальный характер, а требования об ответственности за нарушение, несоразмерны объему заявленных требований.
Факт целевого использования предоставленных ответчику средств истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд области правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводов, позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не заявлено.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.09.2019 по делу N А64-2341/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2341/2019
Истец: Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчик: СХПК "Гладышевский"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области