г.Калуга |
|
27 февраля 2020 г. |
Дело N А48-7310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Залегошь": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Приокского управления Ростехнадзора: Гребцов М.П. - представитель по доверенности от 17.12.2019 N 1-01-44/32233;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Залегошь" на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 по делу N А48-7310/2019,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Залегошь" (далее - заявитель, МУП "ЖКХ поселка Залегошь", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приокское управление Ростехнадзора, Управление, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 14.01.2019 N 4-1410/345.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.08.2019 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 решение Арбитражного суда Орловской области от 06.08.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Залегошь" обратилось с кассационной жалобой в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт. Предприятие указало, что ОПО, эксплуатируемый предприятием является объектом с опасными веществами в количестве, меньшем предельного количества, установленного приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Газовые горелки работают при низком давлении и не участвуют в процессе транспортировки природного газа, в связи с чем предприятием правомерно исключены из состава опасного производственного объекта котлы и дымовые трубы, поскольку они не относятся к системе газоснабжения.
Приокское управление Ростехнадзора в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы изложенные в отзыве на жалобу.
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Залегошь" в ходатайстве от 13.02.2020 N 59 просит рассмотреть жалобу без участия представителя, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителя Управления, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, в соответствии со свидетельством о регистрации N А10-20962 от 18.09.2016, выданном МУП "ЖКХ поселка Залегощь", опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; наименование объекта: система теплоснабжения МУП ЖКХ поселка Залегощь.
По карточке учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов местонахождением объекта является, в том числе, пос.Залегощь (котельная ул.М. Горького, котельная ул.Медицинская, котельная ул.Набережная).
МУП "ЖКХ поселка Залегощь" выдана лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности от 21.06.2019 N ВХ-10-008186.
Ранее, согласно Сведениям, характеризующим ОПО от 21.01.2012, предприятие указывало, что система ОПО включает 3 объекта - площадки котельной, опасность которых заключается в обращении опасного вещества - природного газа, оборудование включает в себя газопроводы, котлы (водогрейные), ГРУ, дымовые трубы (т.1, л.97).
20.12.2018 МУП "ЖКХ поселка Залегощь" обратилось в Приокское управление Ростехнадзора с заявлением о внесении в государственный реестр опасных производственных объектов (далее - ОПО) следующих изменений: изменений состава ОПО, изменений сведений о заявителе, собственнике ОПО и (или) сведений, указанных заявителем в заявлении о регистрации ОПО в реестре.
В представленных заявителем "Сведениях, характеризующих ОПО" в пункте 8 "Сведения о составе ОПО" представлены сведения о том, что система ОПО включает 3 объекта - площадки котельной, опасность которых заключается в обращении опасного вещества - природного газа, оборудование включает в себя наружные надземные и внутренние газопроводы среднего давления, ГРУ.
Таким образом, предприятием из состава ОПО были исключены котлы и дымовые трубы, в связи с тем, что им эксплуатируется газопровод среднего давления, а котлы и дымовые трубы не подпадают под признаки особо опасных объектов исходя из максимальных пределов давления и температуры, также МУП "ЖКХ поселка Залегощь" были внесены уточнения в данные о газопроводе, связанные с более точными замерами (т.1, л.14).
По результатам рассмотрения заявления МУП "ЖКХ поселка Залегощь" было выдано Уведомление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре N 4-14-10/29436 от 25.12.2018 с приложенным переоформленным свидетельством о регистрации (внесены изменения в сведения об учреждении - изменении адреса места нахождения юридического лица).
В соответствии с уведомлением от 14.01.2019 за N 4-14-10/345 (т.1 л.д.8) Приокское управление Ростехнадзора отказало МУП "ЖКХ поселка Залегощь" в предоставлении государственной услуги по причине того, что в составе сведений ОПО по всем котельным, не указано: тип котлов, а также их год ввода в эксплуатацию и технические характеристики, не определено наличие внутрикотельного газопровода низкого давления газа (не представлен проект газификации ОПО).
Генеральный директор МУП "ЖКХ поселка Залегощь" - Замуруев В.Н. обратился с жалобой на вышеуказанное решение (уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 14.01.2019 N 4-14-10/345) руководителю Приокского управления Ростехнадзора.
Письмом N 1-03-3/11976 от 27.05.20127.05.2019 Приокское управление Ростехнадзора отказало в удовлетворении жалобы.
Не согласившись с отказом в предоставлении государственной услуги от 14.01.2019 МУП "ЖКХ поселка Залегощь" 17.06.2019 обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.08.2019, которое постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 оставлено без изменения, в удовлетворении требований отказано.
Суды пришли к выводу о законности оспариваемого отказа указав, что предприятием неправомерно исключены из числа опасных производственных объектов котлы и дымовые трубы, поскольку система теплоснабжения представляет собой единый технический комплекс, включающий газопотребляющее оборудование.
Не согласившись с решением и постановлением МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Залегошь" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении жалобы с учётом следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с указанным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону (пункт 1).
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 3 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.
В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ (далее - приложение 2) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к данному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 приложения 2), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2.
С учетом изменений, внесённых Федеральным законом от 02.06.2016 N 170-ФЗ пункт 4 приложения N 2 к Закону о промышленной безопасности стал предусматривать следующие положения: для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что для всех газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля, установлены критерии опасности не ниже III класса.
Согласно свидетельству о регистрации от 25.12.2018 N А10-20962 МУП "ЖКХ поселка Залегощь" эксплуатируется ОПО - система теплоснабжения с III классом опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены "Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
В соответствии с пунктом 3 настоящих Правил регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пунктам 6, 8, 9, 12 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями.
При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ: проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии); обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано); декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки); технологических регламентов; генерального плана расположения зданий и сооружений; сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств; спецификации установленного оборудования; документации на технические устройства, используемые на объекте; данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация обобщает сведения, характеризующие опасный производственный объект.
Правильность проведения идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Из пункта 24 Административного регламента, утверждённого Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 494, следует, что основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, являются, в том числе, изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении: количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ); технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта (подпункт 1).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 37 Административного регламента к основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги относится, в том числе, несоответствие заявления и документов, представленных для получения государственной услуги, требованиям настоящего Регламента и (или) представление документов не в полном объеме.
Довод предприятия о том, что котлы не относятся к оборудованию, работающему под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, что котлы не относятся к системе транспортировки и использования газа в силу низкого давления газа в горелках, подлежат отклонению.
В представленных заявителем для регистрации изменений "Сведениях, характеризующих ОПО" в пункте 8 "Сведения о составе ОПО" представлены сведения только о газопроводах среднего давления, при этом опасный производственный объект "Система теплоснабжения (II)" МУП "ЖКХ поселка Залегощь" включает в себя три сети газопотребления в границе территории населенного пункта, состоящих из наружных и внутренних газопроводов, сооружений, технических и технологических устройств, газоиспользующего оборудования.
Как указал административный орган, в случае с МУП "ЖКХ поселка Залегощь" горелки котлов служат для сжигания (признак опасности - использование) природного газа и в соответствии с TP ТС 016/2011 являются газоиспользующим оборудованием.
Согласно разделу 11 Приложения N 1 к приказу Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 "Об утверждении Требовании к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (далее требования) опасный производственный объект "Система теплоснабжения" идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасных веществ - природного газа, в связи с чем они идентифицируются по признаку использования и транспортирования опасных веществ.
В качестве основания отказа Управление указало на то, что в составе сведений, характеризующих ОПО, по всем котельным не указано: тип котлов, год ввода в эксплуатацию и их технические характеристики, дымовые трубы, являющиеся сооружениями, год их ввода в эксплуатацию и технические характеристики. В связи с чем заявителем допущена не полном объеме идентификация ОПО, что в силу положений статьи 37 Регламента послужило основанием для вынесения оспариваемого отказа, ввиду непредставления документов, подтверждающих наличие оснований для внесения указанных изменений в реестр ОПО.
Как следует из материалов дела, на объекте имеются газопроводы среднего давления (свыше 0,005 до 0,3 МПа) включительно. В соответствии с п. 7 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент N 870) "сеть газопотребления" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием;
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 016/2011 "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 875 (далее - TP ТС 016/2011) под газоиспользующим оборудованием понимаются: оборудование, предназначенное для отопления и горячего водоснабжения, включая оборудование в составе комбинированных аппаратов; блочные автоматические горелки и газоиспользующее оборудование с блочными автоматическими горелками, указанное в подпункте "а" настоящего пункта; устройства, предназначенные для встраивания в оборудование и находящиеся в обращении отдельно от оборудования, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, в том числе устройства управления, регулирования и безопасности.
Таким образом, на основании подпунктов "а", "б", "в" пункта 2 TP ТС 016/2011 судами сделан правомерный вывод, что к газоиспользующему оборудованию относятся и отопительные газовые котлы, и блочные автоматические горелки, а так же устройства управления, регулирования и безопасности. Это подтверждается приложением 1 к TP ТС 016/2011, где в перечень газоиспользующего оборудования, в отношении которого устанавливаются требования TP ТС 016/2011, входят котлы отопительные газовые (до 100 кВт), котлы отопительные газовые (более 100 кВт).
Соответственно вывод судебных актов о том, что отопительные газовые котлы МУП "ЖКХ поселка Залегошь" являются газоиспользующим оборудованием является обоснованным.
При этом пункт 7 Технического регламента N 870 устанавливает в качестве границы опасного производственного объекта "сети газопотребления" всю производственную площадку с размещенным на ней единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.
Однако, в случае с таким опасным производственным объектом, идентифицированным как "система теплоснабжения" в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов и приказом Ростехнадзора от 09.04.2018 N 165, внесшим изменения в указанные Требования, границей объекта является граница территории административной единицы. В случае с МУП "ЖКХ поселка Залегощь" - это поселок Залегощь.
При таких обстоятельствах, предприятием неправомерно исключены из числа опасных производственных объектов котлы и дымовые трубы, так как исходя из перечисленных выше норм система теплоснабжения представляет собой единый технический комплекс.
На основании изложенного отказ Приокского управления Ростехнадзора соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы МУП "ЖКХ поселка Залегощь" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 06.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 по делу N А48-7310/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 016/2011 "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 875 (далее - TP ТС 016/2011) под газоиспользующим оборудованием понимаются: оборудование, предназначенное для отопления и горячего водоснабжения, включая оборудование в составе комбинированных аппаратов; блочные автоматические горелки и газоиспользующее оборудование с блочными автоматическими горелками, указанное в подпункте "а" настоящего пункта; устройства, предназначенные для встраивания в оборудование и находящиеся в обращении отдельно от оборудования, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, в том числе устройства управления, регулирования и безопасности.
Таким образом, на основании подпунктов "а", "б", "в" пункта 2 TP ТС 016/2011 судами сделан правомерный вывод, что к газоиспользующему оборудованию относятся и отопительные газовые котлы, и блочные автоматические горелки, а так же устройства управления, регулирования и безопасности. Это подтверждается приложением 1 к TP ТС 016/2011, где в перечень газоиспользующего оборудования, в отношении которого устанавливаются требования TP ТС 016/2011, входят котлы отопительные газовые (до 100 кВт), котлы отопительные газовые (более 100 кВт).
Соответственно вывод судебных актов о том, что отопительные газовые котлы МУП "ЖКХ поселка Залегошь" являются газоиспользующим оборудованием является обоснованным.
При этом пункт 7 Технического регламента N 870 устанавливает в качестве границы опасного производственного объекта "сети газопотребления" всю производственную площадку с размещенным на ней единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.
Однако, в случае с таким опасным производственным объектом, идентифицированным как "система теплоснабжения" в соответствии с Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов и приказом Ростехнадзора от 09.04.2018 N 165, внесшим изменения в указанные Требования, границей объекта является граница территории административной единицы. В случае с МУП "ЖКХ поселка Залегощь" - это поселок Залегощь."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 февраля 2020 г. N Ф10-74/20 по делу N А48-7310/2019