г.Калуга |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А23-5399/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от ПАО "КвадраГенерирующая компания": Тулупова Е.В. - представитель по доверенности от 23.12.2019 N ИА-604/2019-ЦГ-01;
от Городской Управы города Калуги: Оганесян Е.Г. - представитель по доверенности от 04.10.2018 N 01/112-18-Д;
от МУП "Калугатеплосеть": Филь Н.В. - представитель по доверенности от 09.10.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Квадра-Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А23-5399/2018,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Квадра-генерирующая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской Управе города Калуги (далее - Управа, ответчик) о признании недействительным постановления от 19.07.2018 N 257-п "О внесении изменений в постановление городской управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено - муниципальное унитарное предприятие "Калугатеплосеть" г.Калуги (далее - МУП "Калугатеплосеть").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.03.2019 отказано в удовлетворении заявления общества о признании недействительным постановления Городской Управы города Калуги от 19.07.2018 N 257-п "О внесении изменений в постановление Городской Управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 решение Арбитражного суда Калужской области от 15.03.2019 оставлено без изменения. Суд возвратил обществу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 689 рублей.
Не согласившись с решением и постановлением ПАО "Квадра-Генерирующая компания" обратилось с кассационной жалобой в которой просит отменить решение и постановление отменить ссылаясь, что присвоение заявителю статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) без внесения соответствующих изменений в действующую схему теплоснабжения является неправомерным и создает правовую неопределенность, поскольку одновременно действуют два правовых акта, содержащих противоречащую информацию в части указания ЕТО в зоне теплоснабжения 104. В ходе проведения процедуры актуализации схемы теплоснабжения в 2019 году Городской Управой города Калуги вопрос о наделении ПАО "Квадра" статусом ЕТО в зоне 104 города Калуги в установленном порядке не рассматривался, и соответствующие сведения были внесены только после замечаний ПАО "Квадра" путем исправления технической ошибки. При присвоении статуса ЕТО в принудительном порядке администрация должна была выбрать из двух организаций, на основании проводимого анализа, но не наделять ПАО "Квадра" таким статусом в автоматическом порядке без учёта МУП "Калугатеплосеть".
МУП "Калугатеплосеть" и Городская Управа города Калуги в отзывах просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось определением от 05.02.2020 на 18.03.2020.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на неё. Представитель общества пояснила, что сначала подлежали внесению изменения в Схему теплоснабжения, и только затем мог быть издан акт о наделении статуса ЕТО, но не наоборот. Представитель Управы пояснила, что при присвоении статуса в условиях отсутствия заявок, критерии выбора единой теплоснабжающей организации не применяются даже в том случае, если в зоне теплоснабжения имеется как организация обладающая источником теплоснабжения, так и сетевая организация. Представитель предприятия пояснила, что размер собственного капитала общества в несколько раз превышает размер активов предприятия, нарушение прав общества оспариваемым постановлением не допущено.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзывы на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, постановлением управы от 28.08.2014 N 294-П утверждена "Схема теплоснабжения в административных границах муниципального образования "город Калуга"" (далее - схема).
Постановлением управы от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в соответствии с таблицей 8.1 схемы ряду хозяйствующих субъектов присвоен указанный статус по конкретным зонам деятельности.
Оспариваемым постановлением управы от 19.07.2018 N 257-п "О внесении изменений в постановление городской управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в зоне деятельности 104 статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) присвоен ПАО "Квадра", одновременно данная зона исключена из перечня зон деятельности, статусом ЕТО в которых обладает МУП "Калугатеплосеть".
Вынесению данного постановления предшествовало письмо МУП "Калугатеплосеть" от 26.04.2018 N 3131-17-18 о прекращении функций ЕТО, в порядке пункта 15 Правил N 808.
В этой связи административным органом на официальном сайте была размещена информации о сборе заявок, а кроме того, письмом от 15.05.2018 N 3750/17-18 управа специально известила общество о сборе заявок на присвоение статуса ЕТО в зоне 104.
Однако, заявок, в том числе от общества, не поступило.
Изменения в схему теплоснабжения внесены Управой уже после вынесения оспариваемого постановления.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением.
В удовлетворении требований общества было отказано.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований суды сослались на отсутствие в рассматриваемой ситуации совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания оспариваемого постановления Управы недействительным.
Не согласившись с решением и постановлением ПАО "Квадра-Генерирующая компания обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы с учётом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для принятия решения о признании недействительным ненормативного акта, решения органа, действия (бездействия) необходимы оба условия, предусмотренных названными статьями.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В силу пунктов 11, 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (часть 2 статьи 23 Закона N 190-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 23 названного Закона требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Правила N 154).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
На основании пункта 7 Правил N 808, критериями определения единой теплоснабжающей организации являются: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для установления соответствия указанных критериев и их последовательного применения, с учётом положений пунктов 8-10 Правил N 808, органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы местного самоуправления муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти городов федерального значения, федеральный орган исполнительной власти при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.
Однако в том случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, то на основании пункта 11 Правил N 808, статус ЕТО присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
В пункте 13 Правил N 808 перечислены случаи (основания) утраты статуса ЕТО, среди которых: несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения; подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
Пунктом 15 Правил N 808 установлено, что организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать главе местной администрации городского поселения, городского округа, главе местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 данных Правил. Заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации должно быть представлено до 1 августа текущего года. В случае нарушения указанного срока заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации не подлежит рассмотрению.
В силу пункта 16 Правил N 808 Глава местной администрации городского поселения обязан принять решение об утрате организации статуса ЕТО в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус ЕТО, в случае, предусмотренном абзацем седьмым пункта 13 настоящих Правил.
Согласно пункту 19 Правил N 808 изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.
Согласно пунктам 10, 14, 35-38 Порядка разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения Правил N 154 статус единой теплоснабжающей организации (организаций) присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами N 808; схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации; при разработке проекта новой схемы теплоснабжения раздел 10 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)", предусмотренный подпунктом "к" пункта 4 требований к схемам теплоснабжения, содержащийся в схеме теплоснабжения (актуализированной схеме теплоснабжения), включается в указанный проект в неизменном виде, за исключением в том числе: случаев, указанных в пункте 13 Правил N 808; уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения; глава местной администрации городского поселения утверждает актуализированную схему теплоснабжения не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что с декабря 2014 года статусом ЕТО по зоне 104 обладало МУП "Калугатеплосеть".
Письмом от 26.04.2018 N 3131-17-18, с соблюдением срока, установленного в пункте 15 Правил N 808, предприятие представило Управе заявление о прекращении функций ЕТО в связи с несением убытков в результате разницы тарифов между генерацией тепла и тарифом, установленным для ЕТО.
Поскольку пункт 15 Правил N 808 устанавливает для такого заявления критерий - своевременность его подачи и то, что статус ЕТО не был присвоен в порядке пункта 11 Правил N 808, административный орган, получив своевременно поданное заявление от 26.04.2018, был обязан принять решение об утрате организацией-заявителем МУП "Калугатеплосеть" статуса ЕТО в течение 15 рабочих дней со дня получения такого уведомления и провести процедуру присвоения статуса ЕТО.
Как установлено судами по материалам дела, помимо размещения информации о сборе заявок на официальном сайте, письмом от 15.05.2018 N 3750/17-18 Управа специально известила общество о сборе заявок на присвоение статуса ЕТО в зоне 104.
Заявок, в том числе от общества, не поступило. Оспариваемое постановление вынесено Управой 19.07.2018 N 257-п.
Таким образом, у административного органа отсутствовала возможность учесть изменение единой теплоснабжающей организации по зоне 104 при актуализации схемы в 2018 году, то есть до вынесения оспариваемого постановления.
Тот факт, что общество является организацией, владеющей в зоне деятельности 104 источником тепловой энергии с наибольшей тепловой мощностью, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Довод общества о том, что данные сведения управе следовало анализировать дополнительно перед принятием решения, судом первой инстанции по праву отклонен, поскольку они были известны Управе с момента утверждения схемы теплоснабжения в 2014 году. При этом исходя из пункта 7 Правил N 808 соответствующие сведения для определения критериев присвоения статуса единой теплоснабжающей организации уполномоченные органы вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций при разработке и утверждении схемы теплоснабжения. Норм, обязывающих уполномоченный орган запрашивать такие сведения при принятии решения о наделении организации статусом ЕТО, Правила N 808 не содержат.
Суд округа считает обоснованным довод кассационной жалобы общества о том, что при присвоении статуса ЕТО в порядке пункта 11 Правил N 808 и с учётом того, что в зоне 104 имелась как организация владеющая источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, так и организация владеющая тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью, Управе при выборе организации следовало учитывать не только факт подачи заявления МУП "Калугатеплосеть" о прекращении функций ЕТО, но так же финансовые, технические критерии и иные возможности управления режимами теплоснабжения, перечисленные в пунктах 8-10 Правил N 808.
Вместе с тем, как обоснованно установлено судами первой и апелляционной инстанции заявителем не доказано, что Управа оспариваемым постановлением безосновательно наделила заявителя статусом ЕТО в зоне 104, то есть фактически нарушила оспариваемым постановлением права и интересы общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 15.03.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А23-5399/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тот факт, что общество является организацией, владеющей в зоне деятельности 104 источником тепловой энергии с наибольшей тепловой мощностью, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Довод общества о том, что данные сведения управе следовало анализировать дополнительно перед принятием решения, судом первой инстанции по праву отклонен, поскольку они были известны Управе с момента утверждения схемы теплоснабжения в 2014 году. При этом исходя из пункта 7 Правил N 808 соответствующие сведения для определения критериев присвоения статуса единой теплоснабжающей организации уполномоченные органы вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций при разработке и утверждении схемы теплоснабжения. Норм, обязывающих уполномоченный орган запрашивать такие сведения при принятии решения о наделении организации статусом ЕТО, Правила N 808 не содержат.
Суд округа считает обоснованным довод кассационной жалобы общества о том, что при присвоении статуса ЕТО в порядке пункта 11 Правил N 808 и с учётом того, что в зоне 104 имелась как организация владеющая источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, так и организация владеющая тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью, Управе при выборе организации следовало учитывать не только факт подачи заявления МУП "Калугатеплосеть" о прекращении функций ЕТО, но так же финансовые, технические критерии и иные возможности управления режимами теплоснабжения, перечисленные в пунктах 8-10 Правил N 808."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2020 г. N Ф10-6605/19 по делу N А23-5399/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6605/19
08.10.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2910/19
15.03.2019 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5399/18
27.09.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5520/18
13.09.2018 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-5399/18
31.07.2018 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-5399/18