г. Тула |
|
8 октября 2019 г. |
Дело N А23-5399/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" (г. Тула, ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) - Тулуповой Е.В. (доверенность от 18.02.2019 N ИА-334/18/1/2019-ЦГ-20), ответчика - городской управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) - Оганесян Е.Г. (доверенность от 04.10.2018 N 01/112-18-Д), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия "Калугатеплосеть" г. Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001432564, ИНН 4026000669) - Филь Н.В. (доверенность от 09.01.2019 N 1), Гукиной Н.М. (доверенность от 09.01.2019 N 2), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.03.2019 N А23-5399/2018 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Квадра-генерирующая компания" (далее - ПАО "Квадра", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к городской управе города Калуги (далее - управа) о признании недействительным постановления от 19.07.2018 N 257-п "О внесении изменений в постановление городской управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Калугатеплосеть" г. Калуги (далее - МУП "Калугатеплосеть").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ПАО "Квадра" обжаловало его в апелляционном порядке.
Управа и МУП "Калугатеплосеть" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением управы от 28.08.2014 N 294-П утверждена Схема теплоснабжения в административных границах муниципального образования "город Калуга" (далее - схема).
Постановлением управы от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в соответствии с таблицей 8.1 схемы ряду хозяйствующих субъектов присвоен указанный статус по конкретным зонам деятельности.
Постановлением управы от 19.07.2018 N 257-п "О внесении изменений в постановление городской управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в зоне деятельности 104 статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) присвоен ПАО "Квадра", одновременно данная зона исключена из перечня зон деятельности, статусом ЕТО в которых обладает МУП "Калугатеплосеть".
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В силу пунктов 11, 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (часть 2 статьи 23 Закона N 190-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 23 названного Закона требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
На основании пункта 7 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808) (далее - Правила N 808), критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
размер собственного капитала;
способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы местного самоуправления муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти городов федерального значения, федеральный орган исполнительной власти при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.
Пунктом 11 Правил N 808 определено, что, в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
В пункте 13 Правил N 808 перечислены случаи (основания) утраты статуса ЕТО, среди которых:
несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
Пунктом 15 Правил N 808 установлено, что организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать главе местной администрации городского поселения, городского округа, главе местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), в федеральный орган исполнительной власти заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 данных Правил. Заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации должно быть представлено до 1 августа текущего года. В случае нарушения указанного срока заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации не подлежит рассмотрению.
Согласно пункту 16 Правил N 808 глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 данных Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 данных Правил.
В случае если единая теплоснабжающая организация определена на несколько систем теплоснабжения, глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти принимает решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации только в тех зонах деятельности, определенных в соответствии со схемой теплоснабжения, в которых факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств единой теплоснабжающей организацией подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов в соответствии с абзацем вторым пункта 13 данных Правил, либо в отношении которых организацией подано заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации в соответствии с абзацем седьмым пункта 13 данных Правил.
Согласно пункту 19 Правил N 808 изменение границ зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации, а также сведения о присвоении другой организации статуса единой теплоснабжающей организации подлежат внесению в схему теплоснабжения при ее актуализации.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что с декабря 2014 года статусом ЕТО по зоне 104 обладало МУП "Калугатеплосеть".
Письмом от 26.04.2018 N 3131-17-18, с соблюдением срока, установленного в пункте 15 Правил N 808, предприятие представило управе заявление о прекращении функций ЕТО.
Пункт 15 Правил N 808 устанавливает для такого заявления единственный критерий - своевременность его подачи.
Согласно пункту 15 Правил N 808, получив своевременно поданное заявление, орган местного самоуправления принимает решение об утрате организацией-заявителем статуса ЕТО.
При этом, если статус ЕТО присвоен организации в порядке пункта 11 Правил N 808 (то есть в отсутствие заявок), то правом отказа от этого статуса она не обладает.
Помимо размещения информации о сборе заявок на официальном сайте, письмом от 15.05.2018 N 3750/17-18 управа специально известила общество о сборе заявок на присвоение статуса ЕТО в зоне 104.
Заявок, в том числе от общества, не поступило.
Тот факт, что общество является организацией, владеющей в зоне деятельности 104 источником тепловой энергии с наибольшей тепловой мощностью, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Довод общества о том, что данные сведения управе следовало анализировать дополнительно перед принятием решения, судом первой инстанции по праву отклонен, поскольку они были известны управе с момента утверждения схемы теплоснабжения в 2014 году.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что исходя из пункта 7 Правил N 808 соответствующие сведения для определения критериев присвоения статуса единой теплоснабжающей организации уполномоченные органы вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций при разработке и утверждении схемы теплоснабжения. Норм, обязывающих уполномоченный орган запрашивать такие сведения при принятии решения о наделении организации статусом ЕТО, Правила N 808 не содержат; данная информация постоянно актуализируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" при разработке актуализированной схемы теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, с учетом наличия у заявителя в зоне деятельности 104 источника тепловой энергии с наибольшей тепловой мощностью и отсутствия заявок, суд пришел к правильному выводу о том, что управа оспариваемым постановлением правомерно наделила заявителя статусом ЕТО в зоне 104 по основаниям пунктов 7, 11 Правил N 808.
По справедливому суждению суда, из системного толкования положений пунктов 7, 10 Правил N 808 следует, что основным условием для определения ЕТО является владение источником тепловой энергии. Лишь при наличии нескольких организаций, отвечающих данным критериям, следует учитывать финансовые, технические и иные возможности управления режимами теплоснабжения.
Существенных нарушений порядка принятия оспариваемого решения управой не допущено.
Аргумент заявителя об отсутствии у него тепловых сетей обоснованно отклонен судом области по основаниям, изложенным в части 6 статьи 13 Закона N 190-ФЗ.
Довод общества о противоречии постановления городской управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" (в оспариваемой редакции) схеме теплоснабжения также по праву признан судом области несостоятельным, поскольку в силу пункта 38 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, актуализированная схема теплоснабжения утверждается органом местного самоуправления не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который она актуализируется. Поэтому изменения, подлежащие внесению в схему после 01.07.2018, должны быть внесены и учтены при актуализации на 2020 год в срок до 01.07.2019.
Ссылки заявителя жалобы на то, что управой в нарушение пунктов 5, 17 Правил N 808 не было опубликовано решение об утрате предприятием статуса ЕТО до вынесения оспариваемого постановления, а равно на то, что на официальном сайте управы не были размещены какие-либо сообщения о приеме заявок на присвоение организации статуса ЕТО, отклоняются судебной коллегией, поскольку опровергаются представленным в материалы дела снимком экрана (скриншотом) официального сайта управы www.kaluga-gov.ru, на котором было размещено сообщение следующего содержания: "Городской Управой города Калуги в соответствии с пунктом 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" принято решение об утрате статуса единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности 93, 99, 100, 102, 104, 105, 106, утвержденных постановлением Городской Управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п в отношении МУП "Калугатеплосеть" г. Калуги. Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги уведомляет теплоснабжающие и теплосетевые организации города Калуги и иных лиц о начале сбора заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в следующих зонах деятельности 93, 99, 100, 102, 104, 105, 106. Заявки принимаются до 01 июня текущего года в письменной форме по адресу: 248600, г. Калуга, ул. Достоевского, д. 49а, и по электронной почте на E-mail: uzhkh@kaluga-gov.ru.".
На основании изложенного апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемой ситуации совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания постановления городской управы города Калуги от 19.07.2018 N 257-п "О внесении изменений в постановление городской управы города Калуги от 30.12.2014 N 461-п "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" недействительным.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
ПАО "Квадра" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 7 689 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 05.04.2018 N 2645.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.03.2019 N А23-5399/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Квадра-генерирующая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 689 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.04.2018 N 2645.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5399/2018
Истец: ПАО "Квадра-Генерирующая компания", ПАО Квадра -генерирующая компания
Ответчик: Городская управа города Калуги
Третье лицо: МУП Калугатеплосеть г Калуги
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6605/19
08.10.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2910/19
15.03.2019 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5399/18
27.09.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5520/18
13.09.2018 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-5399/18
31.07.2018 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-5399/18