г.Калуга |
|
27 марта 2020 г. |
Дело N А68-3147/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Лазер Дент Плюс" (ОГРН 1107154027749, ИНН 7103510246, ул.Токарева, д.82, г.Тула, 300020) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (ОГРН 1057101142064, ИНН 7107087889, ул.Оборонная, д.114, г. Тула, 300045) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лазер Дент Плюс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А68-3147/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лазер Дент Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - управление, Роспотребнадзор) от 28.12.2018 N 68/07, о признании незаконным решения о привлечении к административной ответственности от 10.01.2019 N 08/07.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество заявило отказ от требований о признании незаконным решения о привлечении к административной ответственности от 10.01.2019 N 08/07.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано. В части требования о признании незаконным решения о привлечении к административной ответственности от 10.01.2019 N 08/07 производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановлением судов полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и процессуального права, считает, что управлением нарушены сроки проверки.
Роспотребнадзор в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, заявили ходатайства о возможности проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, установлено судами, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 03.12.2018 N 759/07 в период с 11.12.2018 по 12.12.2018 в отношении ООО "Лазер Дент Плюс" проведена плановая выездная проверка с целью выполнения утвержденного плана проведения плановых проверок на 2018 год, размещенного в сети Интернет на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Тульской области (http:www.71.rospotrebnadzor.ru.).
В ходе проверки управлением в ООО "Лазер Дент Плюс" по адресу: г.Тула, ул. Токарева, д. 82 выявлены нарушения санитарного законодательства: в журнале учета контроля качества обработки (постановки) азопирамовых проб отсутствуют сведения о проведении контроля качества обработки (постановки) азопирамовых проб на зонды, карпульные шприцы, зеркала, не обеспечена должная концентрация рабочих растворов дезинфицирующих средств (массовая доля четвертичных аммониевых соединений в 2% растворе дезинфицирующего средства "Слайт", предназначенного для дезинфекции и предстерилизационной обработки инструментария, предназначенного для обработки оборудования в 1,44 раза превышает нормативную концентрации действующего вещества, предназначенного для замачивания инструментов; в 1,26 раза превышает нормативную концентрации действующего вещества, предназначенного для ополаскивания инструментов; в 1,22 раза превышает нормативную концентрацию действующего вещества, что подтверждается результатами экспертного заключения от 21.12.2018 N 08/2522-18-09-04 и является нарушением статей 10 и 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.13, 2.14, 1.8 раздел II, пункта 8.3.13 раздела V, СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Часть нарушений устранена в ходе проверки.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 28.12.2018 N68/07, которым предписано обеспечить должную концентрацию рабочих растворов для проведения текущей дезинфекции (глава II пункта 1.8 СанПин 2.1.3.2630-10).
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "Лазер Дент Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству, оно не нарушает прав и законных интересов общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закона N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения в установленные сроки предписания, в том числе, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции.
Согласно пункту 1.1 главы II СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) в целях профилактики внутрибольничных инфекций в медицинских организациях осуществляются дезинфекционные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической дезинфекции, ответственность за организацию и проведение дезинфекционных мероприятий, а также за обучение персонала по данным вопросам несет руководитель.
В соответствии с пунктов 1.4.1, 1.8 главы II, пункта 8.3.2 главы V СанПиН профилактическая дезинфекция осуществляется, в т.ч. в форме плановой, с целью уменьшения микробной обсемененности объектов внутрибольничной среды и предупреждения возможности размножения микроорганизмов.
Для дезинфекции используются материалы, в т.ч. химические разрешенные к применению в медицинских организациях в установленном Российской Федерации порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека. При выборе средств необходимо учитывать рекомендации изготовителей изделий медицинского назначения, применяемых в организации, касающиеся воздействия конкретных дезинфекционных средств на материалы этих изделий.
Пунктом 1.8 главы II СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что для проведения текущей и профилактической дезинфекции в присутствии больных применяются малоопасные дезинфицирующие средства (IV класса опасности).
В ходе проверки управлением в ООО "Лазер Дент Плюс" по адресу: г. Тула, ул. Токарева, д. 82 выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно в журнале учета контроля качества обработки (постановки) азопирамовых проб отсутствуют сведения о проведении контроля качества обработки (постановки) азопирамовых проб на зонды, карпульные шприцы, зеркала, не обеспечена должная концентрация рабочих растворов дезинфицирующих средств (массовая доля четвертичных аммониевых соединений в 2% растворе дезинфицирующего средства "Слайт", предназначенного для дезинфекции и предстерилизационной обработки инструментария, предназначенного для обработки оборудования в 1,44 раза превышает нормативную концентрации действующего вещества, предназначенного для замачивания инструментов; в 1,26 раза превышает нормативную концентрации действующего вещества, предназначенного для ополаскивания инструментов; в 1,22 раза превышает нормативную концентрацию действующего вещества, что подтверждается результатами экспертного заключения от 21.12.2018 N 08/2522-18-09-04 и является нарушением статей 10 и 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подпунктов 2.13, 2.14, 1.8 раздел II, п. 8.3.13 раздел V, CанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". Часть нарушений устранена в ходе проверки.
Из материалов дела следует, что в ООО "Лазер Дент Плюс" в ходе проведения плановой проверки 11.12.2018 отобраны 4 пробы дезинфицирующего средства (2% "Слайт"), предназначенного для замачивания, ополаскивания инструментов, обработки оборудования, для обработки поверхностей в зоне лечения пациента с целью лабораторного исследования растворов на соответствие заявленной концентрации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области".
Экспертном заключением от 21.12.2018 N 08/2522-18-09-04 установлено, что массовая доля четвертичных аммониевых соединений (далее - ЧАС) в 2% растворе дезинфицирующего средства "Слайт", предназначенного для замачивания инструментов, по результатам лабораторных испытаний (протокол от 14.12.2018 N 35046) составляет: 0,063 + - 0,003, что превышает величину допустимого уровня (0,030-0,050) в 1,26 раза или на 26%; массовая доля четвертичных аммониевых соединений (далее - ЧАС) в 2% растворе дезинфицирующего средства "Слайт", предназначенного для ополаскивания инструментов, по результатам лабораторных испытаний (протокол от 14.12.2018 N 35048) составляет: 0,061 + - 0,003, что превышает величину допустимого уровня (0,030-0,050) в 1,22 раза или на 22%; массовая доля четвертичных аммониевых соединений (далее - ЧАС) в 2% растворе дезинфицирующего средства "Слайт", предназначенного для обработки оборудования, по результатам лабораторных испытаний (протокол от 14.12.2018 N 35048) составляет: 0,072+ - 0,004, что превышает величину допустимого уровня (0,030-0,050) в 1,44 раза или на 44%; массовая доля четвертичных аммониевых соединений в 2% растворе дезинфицирующего средства "Слайт", предназначенного для обработки в зоне лечения пациента соответствует нормативной концентрации действующего вещества (Инструкция по применению дезинфицирующего средства "Слайт" N 6/11) (протокол от 14.12.2018 N 35047).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что ООО "Лазер Дент Плюс" допустило использование дезинфицирующих средств "Слайт" с завышенной нормативной концентрации действующего вещества от 22% до 44%, что свидетельствует о несоблюдении медицинским персоналом требований по приготовлению рабочих дезинфицирующих растворов, согласно инструкции и может привести к формированию устойчивых форм микроорганизмов, которые обретают способность к снижению или отсутствию реакции к более низким концентрациям дезинфицирующим средств в случае, когда дезинфицирующее средство будет приготовлено в соответствии с требованиями инструкции.
Использование дезинфицирующих средств с завышенной нормативной концентрацией действующего вещества может привести к вредному воздействию на здоровье пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, а также к повреждению объектов обработки (коррозии).
Таким образом, Управление Роспотребнадзора правомерно вынесло предписание об устранении обществом выявленных нарушений. Доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя, его неисполнимости в материалы дела не представлено.
Доводы кассатора о нарушении Роспотребнадзором порядка проведения проверки, регламентированного положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не нашли своего подтверждения, более того были предметом проверки судов и обоснованно отклонены.
Доводы кассационной жалобы в силу статьи 288 АПК РФ не являются основанием для отмены решения и постановления судов, поскольку выражают несогласие с оценкой судов фактических обстоятельств, положенных в основу оспоренного предписания, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 27.08.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А68-3147/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.