г.Калуга |
|
25 марта 2020 г. |
Дело N А83-18369/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от ООО "Производственное объединение "Техномаш-Крым": не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым: не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу N А83-18369/2018,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Производственное объединение "Техномаш-Крым" (далее - заявитель, общество, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, орган государственного земельного надзора, ответчик) о признании недействительным предписания отдела государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1 к акту проверки N 800 от 31.08.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.08.2019 заявление общества удовлетворено, суд признал недействительным предписание отдела государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1 к акту проверки N 800 от 31.08.2018. Отменил с момента вступления решения суда в законную силу обеспечительную меру, принятую определением от 23.11.2018, в виде приостановления действия предписания государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1 к акту проверки N 800 от 31.08.2018. Взыскал с ответчика в пользу заявителя судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 3 000 рублей и возвратил обществу излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.08.2019 оставил без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился с кассационной жалобой в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт. Госкомрегистр указал, что передача в аренду помещений не освобождает пользователя земельного участка от необходимости соблюдения требований законодательства о разрешенном использовании, установленном для земельного участка.
ООО "Производственное объединение "Техномаш-Крым" отзыва, либо пояснений, суду округа не представило.
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд округа отменяет обжалуемые судебные акты.
Как следует из материалов дела, с учётом поступившего обращения граждан, в период с 27.08.2018 по 31.08.2018 отделом государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на основании распоряжения от 08.08.2018 N 957-01/17 по согласованию с Прокуратурой Республики Крым (решение о согласовании проведения внеплановой проверки от 09.08.2018 N 7/5-1302-2018/Нд4940-2018) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении общества, в ходе которой сделан вывод, что фактическое использование обществом земельного участка для ведения коммерческой деятельности (размещение по договорам субаренды магазинов, гостиницы, растворо-бетонного узла) не соответствует целевому назначению и виду разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, пер.Лавандовый, 2, кадастровый номер 90:22:010201:4815 - "тяжелая промышленность" и нарушает правовой режим использования земель, что является нарушением требований статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - далее - Земельный кодекс, ЗК РФ).
По результатам проверки составлен акт от 31.08.2018 N 800, которым зафиксирован факт использования участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, пер.Лавандовый, 2, кадастровый номер 90:22:010201:4815, не по целевому назначению.
В связи с выявленным нарушением земельного законодательства обществу выдано предписание N 1 к акту проверки от 31.08.2018, в котором указано, что нарушение может быть устранено путем прекращения использования земельного участка с кадастровым номером 90:22:010201:4815 не в соответствии с видом разрешенного использования, либо внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, в соответствии с фактическим использованием земельного участка.
Полагая, что предписание об устранении нарушений земельного законодательства является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ПО "Техномаш-Крым" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды требования общества удовлетворили.
Не согласившись с решением и постановлением Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился с кассационной жалобой.
Суд округа удовлетворяет кассационную жалобу с учётом следующего.
Основанием для вынесения оспариваемого предписания в адрес арендодателя ООО "Производственное объединение "Техномаш-Крым" послужило то обстоятельство, что на принадлежащем обществу на праве аренды земельном участке с видом разрешенного использования для тяжёлой промышленности расположено 31 нежилое здание, эксплуатируемое предприятием для осуществления коммерческой деятельности (передача в аренду нежилых помещений в указанных зданиях под магазины, гостиницы, СТО, а также размещения растворо-бетонного узла для ведения работ по изготовлению бетона), что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка и нарушает требования статьи 42 ЗК РФ.
Удовлетворяя требования о признании предписания недействительным суды первой и апелляционной инстанции сослались на то, что вид разрешенного использования земельного участка определяется назначением расположенных на земельном участке объектов капитального строительства, а не целями фактического использования части зданий и помещений в них арендаторами в период действия договоров аренды помещений, функциональное назначение зданий относится к вопросу использования объектов недвижимости, а не земельного участка, отражение сведений о фактически осуществляемом виде разрешенного использования является правом, а не обязанностью землепользователя, обязанность внесения сведений об избранном виде разрешенного использования в кадастровые сведения в ЕГРН у правообладателей отсутствует, анализ градостроительного регламента данной территориальной зоны и иных документов территориального зонирования административным органом не проводился, судебными актами по делу N А83-15917/2018 удовлетворены требования общества о признании незаконным постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения, которые указаны и в оспариваемом предписании и которые основаны на результатах одной проверки, зафиксированной актом N 800 от 31.08.2018.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Подпункты 5 и 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса относят к принципам, на которых основан данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, следующие принципы: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
В пункте 4 статьи 85 Земельного кодекса указано, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Таким образом, передача в аренду части помещений в зданиях касается не только вопроса об использовании такого объекта недвижимости, но и земельного участка, на котором эти объекты недвижимости расположены.
Данная правовая позиция так же приведена в определении Верховного суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-10562.
Кроме того, на основании изложенного, нельзя полагать возможным и допустимым несовпадение назначения расположенных на земельном участке объектов капитального строительства с их фактическим использованием как в целом, так и в части.
В силу статьи 7 ЗК любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Однако, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1919-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подлесных Андрея Растиславовича на нарушение его конституционных прав положениями Земельного кодекса Российской Федерации" ЗК РФ в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (определения от 24.12.2013 N 2153-О, от 24.03.2015 N 671-О, от 23.06.2015 N 1453-О и от 28.02.2017 N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды. Этой же цели служат положения абзаца первого пункта 2 статьи 7 и статьи 42 ЗК РФ, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением.
С учетом изложенного землепользователи, владельцы зданий и сооружений, должны выбрать и использовать принадлежащий им земельный участок в соответствии с целевым назначением.
На основании статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
На основании статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Пунктом 7 статьи 35 ГрК РФ определено, что в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с частью 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой) зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с "Классификатором видов разрешенного использования земельных участков", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
В соответствии с пунктом 6.3 названного Классификатора вид разрешенного использования земельного участка "тяжелая промышленность" предполагает размещение объектов капитального строительства горно-обогатительной и горно-перерабатывающей, металлургической, машиностроительной промышленности, а также изготовления и ремонта продукции судостроения, авиастроения, вагоностроения, машиностроения, станкостроения, а также другие подобные промышленные предприятия, для эксплуатации которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон, за исключением случаев, когда объект промышленности отнесен к иному виду разрешенного использования.
Таким образом, передача в субаренду части помещений в зданиях под объекты торговли и предприятий сферы обслуживания населения повлекла за собой изменение функционального назначения зданий, поскольку эти помещения предназначены для использования в тяжёлой промышленности. Соответственно, использование здания в целях осуществления иной деятельности привело к использованию земельного участка, на котором расположены здания, не в соответствии с видом разрешенного использования этого участка.
При этом разные виды разрешенного использования земельного участка влияют и на плату, установленную в отношении земельного участка, в частности, на кадастровую стоимость и ставку земельного налога.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании обществом спорного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования этого участка. Доводы заявителя о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменен по независимым причинам, так как невозможно одностороннее внесение изменений в договор аренды, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не освобождает юридическое лицо от обязанности по приведению фактического использования земельного участка в соответствии с допустимым, в том числе установленным градостроительным регламентом.
Ссылка на судебные акты по делу N А83-15917/2018, вынесенные ранее октября 2019 года, а так же на не исследование административным органом градостроительного регламента данной территориальной зоны не могут быть приняты во внимание, при оценке законности оспариваемого предписания и нарушения прав заявителя, поскольку предписание от 31.08.2018 N 1 вынесено не с целью запрета использования зданий и земельного участка, но с целью понуждения общества к приведению такого использования в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу N А83-18369/2018 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Производственное объединение "Техномаш-Крым" о признании недействительным предписания отдела государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1 к акту проверки N 800 от 31.08.2018 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
...
На основании статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Пунктом 7 статьи 35 ГрК РФ определено, что в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
...
В соответствии с частью 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой) зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с "Классификатором видов разрешенного использования земельных участков", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2020 г. N Ф10-597/20 по делу N А83-18369/2018