город Калуга |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А83-6411/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Нарусова М.М. Смирнова В.И. Шульгиной А.Н.
Маркиной М.П. |
При участии в заседании: |
|
от истца: Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт"
от ответчика: Общество с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс"
от третьих лиц: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Администрация города Ялты Республики Крым |
Бородко И.А., представитель по доверенности N 118 от 16.12.2019, сроком по 31.01.2021 года;
Шаульская А.С., представитель по доверенности от 07.06.2019, сроком на 1 год;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А83-6411/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (далее - ГУП РК "Крымские морские порты", Ялтинский порт, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением, с учетом заявления о частичном отказе от исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" (далее - Общество, ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс", ответчик) о признании недействительным договора N 186-Д-ЯТП-17 от 07.07.2017.
В свою очередь, Общество с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" обратилось со встречным исковым заявлением с учетом частичного отказа от исковых требований о взыскании с ГУП РК "Крымские морские порты", в котором просит взыскать неосновательное обогащение в сумме 5990,67 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 802,51 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.09.2019 (судья Якимчук Н.Ю.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 (судьи Остапова Е.А., Евдокимов И.В., Сикорская Н.И.) принят частичный отказ ГУП РК "Крымские морские порты" от иска в части прекращения действия договора N 186-Д-ЯТП-17 от 07.07.2017 на будущее время и применения последствий недействительности сделки в виде понуждения ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" демонтировать нестационарный торговый объект, а также взыскании с ответчика задолженности за размещение нестационарного торгового объекта в размере 12401,90 рублей, производство по делу в этой части прекращено. Первоначальные исковые требования удовлетворены, признан недействительным спорный договор на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта, заключенный между Ялтинским портом и Обществом. Принят частичный отказ ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" от иска в части признания договора N 186-Д-ЯТП-17 от 07.07.2017 незаключенным, производство по делу в этой части прекращено. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс", не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска, взыскав неосновательное обогащение, а также проценты за пользование чужими средствами.
В судебном заседании суда округа представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям, просила кассационную жалобу удовлетворить, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, так как Общество со своей стороны не воспользовалось земельным участком для размещения нестационарного торгового объекта, тем самым, не исполнило в этой части договорные отношения, в связи с чем, ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" является потерпевшей стороной в виду незаконных действий со стороны ГУП РК "Крымские морские порты".
Представитель ответчика возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав стороны, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (Арендодатель) и ГУП РК "Крымские морские порты" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 111н/25 от 25.04.2017 (далее - Договор N 111н/25), согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в пользование земельный участок площадью 31647 кв. м, из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - водный транспорт, кадастровый номер 90:25:000000:1569 по адресу: гор. Ялта, ул. Рузвельта, 3, 5, 7, набережная им. В.И. Ленина в границах, указанных в выписке из ЕГРН, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно пункту 1.1 Договора N 111н/25 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 31647 кв. м, из земель, находящихся в государственной форме собственности Республики Крым, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - водный транспорт, кадастровый N 90:25:000000:1569, расположенный по адресу: Республика Крым, Набережная им. Ленина в границах, указанных в выписке из ЕГРН.
Условиями договора установлено, что предоставленный в аренду земельный участок по целевому назначению относится к категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка - "водный транспорт" (пункт 1.1 Договора N 111н/25).
Земельный участок передан без права передачи третьим лицам, в том числе, в субаренду, залог, внесения в уставной капитал хозяйственных обществ (пункт 2.3 Договора N 111н/25).
Обязанностью ГУП РК "Крымские морские порты", как Арендатора земельного участка является использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования (пункт 5.4 Договора N 111н/25).
Нарушение данных условий является основанием для досрочного расторжения договора аренды (пункт 6.3 Договора N 111н/25).
Между Ялтинским портом (далее - Сторона-1) и Обществом (далее - Сторона-2) заключен договор N 186-Д-ЯТП-17 от 07.07.2017 на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) ГУП РК "Крымские морские порты", без предоставления земельного участка (далее - Договор N 186-Д-ЯТП-17).
По условиям Договора N 186-Д-ЯТП-17 Сторона-1 на основании договора аренды земельного участка от 25.04.2017 N 111н/25 с кадастровым номером 90:25:000000:1569, расположенного по адресу: Республика Крым, гор. Ялта, ул. Рузвельта, 3, 5, 7, набережная им. В.И. Ленина, общей площадью 31647 кв. м, заключенного между Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, в соответствии со статьями 39, 33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункта 16 раздела 1 постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Республики Крым" без предоставления земельного участка предоставляет Стороне-2 место для размещения НТО - павильон, место НТО N 1/626/2, общей площадью 4 кв. м, для осуществления предпринимательской деятельности: оказание услуг по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым: Республика Крым, гор. Ялта, ул. Рузвельта, на срок с 07.07.2017 по 06.07.2020.
Согласно пункту 1.2 Договора N 186-Д-ЯТП-17 заключен в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденной постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 09.06.2017 N 2505-п.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 06.07.2020 (пункт 1.3 Договора N 186-Д-ЯТП-17).
Согласно пункту 5.2 Договора N 186-Д-ЯТП-17, договор может быть расторгнут по соглашению сторон, одной из сторон по основаниям, указанным в настоящем договоре, и по решению суда.
В соответствии с пунктом 5.5 Договора N 186-Д-ЯТП-17 после его расторжения НТО подлежит демонтажу Стороной-2 в соответствии с пунктом 3.5.9 настоящего договора.
Сторона-2 обязана за счет собственных средств своевременно демонтировать НТО с установленного места его расположения и привести прилегающую к НТО территорию в первоначальное состояние в течение 5 дней с момента окончания срока действия договора, а также, в случае досрочного расторжения договора в соответствии с разделом 5 настоящего договора, приостановления действия договора по основаниям, указанным в пункте 6.1 настоящего договора (пункт 3.5.9 Договора N 186-Д-ЯТП-17).
Поскольку спорный договор на предоставление места для размещения НТО был заключен на основании постановления Администрации города Ялты Республики Крым N 2505-п, впоследствии отмененного в порядке самоконтроля постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 02.08.2017 N 3060-п ввиду его несоответствия действующему законодательству, Ялтинский порт обратился к Обществу с претензией от 29.11.2017 N 06-07/2907, в которой указал на направление 18.08.2017 в адрес предпринимателя дополнительного соглашения о расторжении указанного договора, предложив в пятидневный срок после получения указанной претензии, демонтировать НТО с места его расположения и привести прилегающую к НТО территорию в первоначальное состояние, а также погасить сумму задолженности в размере 3607,29 рублей и пени за просрочку платежей в размере 75,89 рублей.
Истец, ссылаясь на то, что претензия оставлена ответчиком без ответа, а требования, изложенные в претензии, не удовлетворены ответчиком в добровольном порядке, обратился с настоящим иском в суд.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении первоначальных исковых требований и отказе в удовлетворении встречных исковых требований, ввиду следующего.
Суды верно указали, что предметом спора является недействительность договора и применение последствий его недействительности, а также взыскание суммы задолженности и начисленной на нее пени, в связи с чем, к спорным правоотношениям должны применяться положения Гражданского кодекса РФ о недействительности сделок (параграф 2 главы 9).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 1 которого, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой.
С целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО (пункт 1 раздела V Порядка).
Случаи предоставления места для размещения НТО без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка (пункт 2).
При этом, пунктом 6 указанного раздела предусмотрено, что в случае когда место для размещения НТО предложено хозяйствующими субъектами, на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" публикуется информация о предстоящем предоставлении права на размещение НТО.
По общему правилу, закрепленному в частях 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка "водный транспорт" означает - размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства морских портов, размещение объектов капитального строительства, в том числе морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования и других объектов необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок.
Статьей 39.33 ЗК РФ определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленным гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, которыми определено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 10.04.2015 N 458-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта" утверждена схема размещения НТО до 31.12.2018.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 09.06.2017 N 2505-п "О внесении изменений в постановление администрации города Ялты от 10.04.2015 N 458-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта" внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта. В приложении N 1 к указанному постановлению приведены места размещения НТО, предоставляемые вне конкурса.
Между тем, судами, исходя из обстоятельств дела установлено отсутствие доказательств опубликования информации о предстоящем предоставлении права на размещение НТО в указанном выше порядке, а также отсутствие надлежащих доказательств наличия у ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" права на предоставление ему места для размещения НТО без проведения конкурентных процедур.
Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Положения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и разъяснений пунктов 73 - 75 постановления Пленума N 25, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о несоблюдении порядка заключения оспариваемого договора без торгов и наличии оснований для признания сделки недействительной в силу ее ничтожности, что также соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.12.2019 по делу N А83-6429/2018, в связи с чем, обоснованно удовлетворили первоначальные исковые требования Ялтинского порта о признании спорного договора недействительным.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" о взыскании с ГУП РК "Крымские морские порты" неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 1.1 Договора N 186-Д-ЯТП-17 установлено, что ГУП РК "Крымские морские порты" предоставили ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" для размещения НТО место для осуществления предпринимательской деятельности, а Общество, согласно пункта 3.5.4 своевременно и полностью внесло плату по настоящему договору независимо от осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, суды правомерно указали, что в данных правоотношениях отсутствует необходимость возмещения неосновательного обогащения в соответствии со статьей 1102 ГК РФ и процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ, поскольку перечисление денежных средств Обществом ГУП РК "Крымские морские порты" осуществлялось во исполнение обязательств, а именно согласно пункта 3.5.4 Договора N 186-Д-ЯТП-17, за предоставленное место для размещения НТО.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.09.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А83-6411/2018 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Нарусов М.М. |
Судьи |
Смирнов В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и разъяснений пунктов 73 - 75 постановления Пленума N 25, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о несоблюдении порядка заключения оспариваемого договора без торгов и наличии оснований для признания сделки недействительной в силу ее ничтожности, что также соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.12.2019 по делу N А83-6429/2018, в связи с чем, обоснованно удовлетворили первоначальные исковые требования Ялтинского порта о признании спорного договора недействительным.
...
Пунктом 1.1 Договора N 186-Д-ЯТП-17 установлено, что ГУП РК "Крымские морские порты" предоставили ООО "Малое инновационное предприятие "Никитский сувенир плюс" для размещения НТО место для осуществления предпринимательской деятельности, а Общество, согласно пункта 3.5.4 своевременно и полностью внесло плату по настоящему договору независимо от осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, суды правомерно указали, что в данных правоотношениях отсутствует необходимость возмещения неосновательного обогащения в соответствии со статьей 1102 ГК РФ и процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ, поскольку перечисление денежных средств Обществом ГУП РК "Крымские морские порты" осуществлялось во исполнение обязательств, а именно согласно пункта 3.5.4 Договора N 186-Д-ЯТП-17, за предоставленное место для размещения НТО."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2020 г. N Ф10-1585/20 по делу N А83-6411/2018