г.Калуга |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А14-11121/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.05.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Солодовой Л.В. Сладкопевцевой Н.Г. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: ООО "РКС" |
Семенова А.Ю. (дов. от 27.08.2019); |
||
от ответчика: ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Воронежской области" |
не явились, извещены надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А14-11121/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Россошанские коммунальные системы", ОГРН 1163668088980, ИНН 3627029646, (далее - ООО "РКС") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области", ОГРН 1023601235019, ИНН 3627013798, (далее - ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Воронежской области") о взыскании 2 480 903 руб. 30 коп. задолженности по договору от 01.01.2019 N 188; пени по договору от 01.01.2019 N 188 в размере 18 606 руб. 77 коп. за период с 31.05.2019 по 14.06.2019, пени за период с 15.06.2019 по день погашения суммы основного долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день; 2 725 747 руб. 08 коп. задолженности по договору от 01.01.2019 N 718; пени по договору от 01.01.2019 N 718 в размере 20 443 руб. 10 коп. за период с 31.05.2019 по 14.06.2019 и за период с 15.06.2019 по день погашения суммы основного долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день, (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2019 исковые требования удовлетворены. С ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Воронежской области" в пользу ООО "РКС" взыскано 2 480 903 руб. 30 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору от 01.01.2019 N 188; 18 606 руб. 77 коп. пени за период с 31.05.2019 по 14.06.2019; 2 725 747 руб. 08 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору от 01.01.2019 N 718; 20 443 руб. 10 коп. пени за период с 31.05.2019 по 14.06.2019; пени за период с 15.06.2019 по день фактической уплаты ответчиком основной задолженности в общей сумме 5 206 650 руб. 38 коп. (2 480 903 руб. 30 коп. по договору N 188 и 2 725 747 руб. 08 коп. по договору N 718), исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической оплаты задолженности от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начисление пени за период с 15.06.2019 по 29.10.2019 производить исходя из 1/130 ключевой ставки, действующей на дату принятия решения, от невыплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки. Пеню за период после принятия решения с 30.10.2019 начислять исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической оплаты задолженности, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Воронежской области" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2019 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020, как незаконных.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "РКС" доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Воронежской области", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее ООО "РКС", выслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.01.2019 между ООО "РКС" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФКУ "ИК N 8 УФСИН по Воронежской области" (абонент) заключены договоры водоотведения N 188 и N 718, по условиям которых организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить оплату услуг по водоотведению в сроки, порядке и размере, определенные в договорах.
Заключение двух договоров водоотведения N 188 и N 718 на один и тот же объект ответчика с разделением по объемам оказанных услуг в процессе исполнения обусловлено лишь различными источниками финансирования со стороны абонента.
Согласно пунктам 2 договоров границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (Приложения N N 1).
В соответствии с пунктами 4 договоров датой начала приема сточных вод является 01.01.2019.
В силу пунктов 9 договоров размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В случаях, предусмотренных пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется организацией водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно.
Согласно пунктам 12 договоров абонент обязан: соблюдать установленный договором режим водоотведения; своевременно производить оплату по договорам, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, возместить вред, причиненный водному объекту; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Контроль состава и свойств сточных вод, места и порядок отбора проб сточных вод предусмотрен разделами VII договоров.
В соответствии с пунктами 22 договоров контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и о местах отбора проб согласованы сторонами в Приложениях N 3 к договорам (пункты 23).
В силу пунктов 25 договоров сведения о нормативах допустимых сбросов (лимиты на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонентов в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме, согласно Приложениям N 4 к договорам.
Контроль за соблюдением абонентом установленных для него нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства (пункты 26 договоров).
Согласно пунктам 33 договоров в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
Перечень загрязняющих веществ, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод, определяется нормативами допустимых сбросов абонентов, нормативами водоотведения по составу сточных вод, требованиями к составу и свойствам сточных вод, установленными в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пункты 36).
В ходе исполнения обязательств по вышеуказанным договорам 27.03.2019 ООО "РКС" из контрольного канализационного колодца N К-2, согласованного сторонами в договоре, произвело отбор проб сточных вод, по результатам которого составлен акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от 27.03.2019 N 1 и акт отбора образцов (проб) продукции от 27.03.2019, для выявления превышения допустимых норм концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Указанный акт отбора проб от 27.03.2019 подписан уполномоченным представителем ответчика без каких-либо возражений и замечаний.
Опечатанные пробы направлены для анализа в аккредитованную лабораторию МУП "Водоканал", имеющую аттестат аккредитации N RA.RU.511437 (дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 17.02.2015).
Параллельно отобранные ответчиком пробы направлены в лабораторию ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", имеющую аттестат аккредитации N RA.RU.513238 (дата внесения сведений в реестр об аккредитованном лице 15.07.2015).
Результаты лабораторных исследований данных проб выявили превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчика, что зафиксировано в протоколах испытаний от 02.04.2019 N 50/2019-СТ, от 05.04.2019 N 156-02.
По результатам лабораторных исследований истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Письмом от 20.05.2019 N 944 истцом в адрес ФКУ "ИК-8 УФСИН по Воронежской области" были направлены результаты проведенного отбора проб, в том числе: акт отбора от 27.03.2019, подписанный представителем ответчика, протокол испытаний от 02.04.2019 N 50/2019-СТ; протокол сопоставимости результатов измерений показателей N 1 и N 2, расчет платы за превышение ПДК ЗВ в СВ; выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод от 20.05.2019 N 944; счета-фактуры за превышение ПДК от 20.05.2019 N 3695, N 3696, акты оказанных услуг от 20.05.2019 N 2740, N 2741 в 2-х экземплярах по каждому из договоров, счета на оплату от 20.05.2019 N 4749, N 4750.
Неисполнение абонентом требований истца об оплате указанной суммы платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в добровольном порядке послужило основанием для обращения ООО "РКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался следующим.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются, в том числе Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ, подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ (пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ).
Пунктами 111, 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644) предусмотрена обязанность абонента соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения; компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в случае содержания в сточных водах, принимаемых от абонента в централизованную систему водоотведения, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, негативно воздействующих на работу такой системы, не отвечающих требованиям, установленным пунктами 113, 114 Правил.
В силу пункта 113 Правил N 644, сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Поскольку среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод у ответчика составляет более 200 куб.м в сутки, суд обоснованно указал, что ответчик подпадает под требования программы контроля состава и свойств сточных вод. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать, в том числе, нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В силу подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, определенные настоящими Правилами.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктами 18, 19, 27 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод N 525 отбор проб сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет акт отбора проб сточных вод в 2-х экземплярах, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (пункт 27 Правил N 525).
При несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался" (пункт 28 Правил N 525).
Согласно пункту 29 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 22 Правил N 525).
Согласно пункту 30 Правил N 525 при параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 525 емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.
Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов (пункт 36 Правил N 525).
Факт сброса ответчиком в централизованную систему канализации сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышала установленные нормативы сброса, установлен судом и подтвержден материалами дела, в том числе актом от 27.03.2018 N 1 отбора проб сточных вод, протоколами испытаний от 02.04.2019 N 50/2019-СТ, от 05.04.2019 N 156-02, протоколом сопоставимости результатов измерений показателей N 1 и N 2, выпиской из журнала контроля состава и свойств сточных вод от 20.05.2019 N 944.
Отбор проб сточных вод произведен истцом в месте исполнения обязательств по адресу: г. Россошь, ул. Кирпичный завод, 5, из контрольного канализационного колодца N К-2, согласованного сторонами в договорах N 188 и N 718 в качестве места отбора проб (пункты 15 договоров, приложения N 3).
Акт отбора проб N 1 подписан представителем абонента без каких-либо возражений и замечаний, в том числе относительно порядка и места отбора проб, подготовки тары, а также относительно маркировки емкостей, используемых истцом для отбора проб.
Протокол отбора проб содержит указание об отборе параллельных и резервных проб.
Результаты лабораторного исследования ответчиком не опровергнуты в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Доказательств нарушений в процедуре отбора проб сточных вод, ответчиком, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
Расчет задолженности с учетом результатов анализа параллельной пробы, произведенный истцом, проверен судами и признан соответствующим требованиям действующего законодательства.
Ответчиком расчет платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ не был оспорен. Соответствующий контррасчет не представлялся.
Доказательства, свидетельствующие об оплате ответчиком задолженности за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, в материалах дела отсутствуют.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, установив факт превышения ответчиком нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, который абонентом не оспаривался, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ФКУ "ИК N 8 УФСИН по Воронежской области" платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, а также пени в указанном размере в порядке, предусмотренном пунктом 54 договоров NN 188, 178, и в соответствии со статьями 329, 330, 332 ГК РФ, пунктом 6.2 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Расчет пени проверен судом и признан арифметически верным.
Контррассчет подлежащей взысканию суммы санкции абонентом не представлен.
Довод ответчика о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, указавшего, что ответчик в нарушение положений пункта 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств", статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказал, что имеются основания для снижения размера неустойки.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае её явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств, может быть уменьшена в судебном порядке (п. 1 ст. 333 ГК РФ).
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 333 ГК РФ).
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Пунктом 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 разъяснено, что заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 5 ст. 330, ст. 387 ГПК РФ, ч. 6.1 ст. 268, ч. 1 ст. 286 АПК РФ).
Если уменьшение неустойки допускается по инициативе суда, то вопрос о таком уменьшении может быть также поставлен на обсуждение сторон судом апелляционной инстанции независимо от перехода им к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (ч.ч. 1, 2 ст. 330 ГПК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 270 АПК РФ).
Основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам ст. 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований п. 6 ст. 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного п. 1 ст. 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных п. 1 ст. 333 ГК РФ (ст. 387 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ).
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для пересмотра вывода судов первой и апелляционной инстанций о взыскании пени в указанном размере, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о нарушении или неправильном применении судами норм материального права при рассмотрении вопроса об определении размера неустойки, не установлено.
Пунктом 3 статьи 286 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судебная коллегия не может принять во внимание довод заявителя о необходимости снижения размера взысканной пени, поскольку он сводится к переоценке фактических обстоятельств, установленных арбитражным судом, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Определение судом конкретного размера неустойки, с которым не согласен заявитель, не является выводом о применении нормы права, в связи с чем основания для отмены вынесенных по делу судебных актов в части взыскания неустойки, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Довод заявителя со ссылкой на положения части 1 статьи 30.1 Федерального закона N 416-ФЗ, согласно которой нормативы состава сточных вод на сточные воды из жилых домов, многоквартирных домов не устанавливаются, в связи с чем, по мнению кассатора, из объема отведенных сточных вод необходимо было исключить объем сточных вод, поступающих, в том числе в жилые помещения, а поскольку сделать этого в данном случае невозможно, то и отсутствуют основания для взыскания с него в полном объеме платы за превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую правовую оценку и верно отклонен по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Воронежской области" образует единый производственный комплекс, в который входят объекты по производству различной продукции (цех металлообработки, свиноводческий комплекс, кузнечный цех, прачечный комплекс, производственные мастерские, пекарня и другие), а также иные объекты учреждения по содержанию под стражей осужденных.
Отведение стоков производится истцом по всем объектам ответчика, входящим в единый производственный комплекс.
Согласно акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности стоки, отводимые от разных объектов ответчика, не разделены по каждому из объектов, отдельного учета холодной воды и сточных вод не осуществляется, все стоки сбрасываются через единый выпуск, расположенный за территорией, из которого и осуществлялся отбор проб сточных вод для проведения анализа.
Указанные обстоятельства установлены также решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.09.2019 по делу N А14-11122/2019, вступившим в законную силу, которым удовлетворены исковые требования ООО "Россошанские коммунальные системы" о взыскании с ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Воронежской области" 290 923 руб. 88 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и пени в рамках исполнения сторонами договора от 01.01.2018 N 188 и на основании акта отбора проб от 25.09.2019.
При разрешении настоящего спора ответчиком не было представлено документальных доказательств, свидетельствующих об изменении вышеуказанных фактических обстоятельств.
Ответчик является казенным учреждением, осуществляющим исполнение наказаний в виде лишения свободы на основании Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансируемым за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, ответчик является самостоятельным юридическим лицом по договорам холодного водоснабжения и водоотведения.
При указанных обстоятельствах, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания хозяйственно-бытовыми отводимых сточных вод от объектов ответчика, так как ответчиком ведется производственная деятельность, приносящая доход, что подтверждал и сам ответчик в ходе рассмотрения дела и в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых решении и постановлении выводах. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу N А14-11121/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Л.В.Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 333 ГК РФ).
...
Довод заявителя со ссылкой на положения части 1 статьи 30.1 Федерального закона N 416-ФЗ, согласно которой нормативы состава сточных вод на сточные воды из жилых домов, многоквартирных домов не устанавливаются, в связи с чем, по мнению кассатора, из объема отведенных сточных вод необходимо было исключить объем сточных вод, поступающих, в том числе в жилые помещения, а поскольку сделать этого в данном случае невозможно, то и отсутствуют основания для взыскания с него в полном объеме платы за превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую правовую оценку и верно отклонен по следующим основаниям."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2020 г. N Ф10-1549/20 по делу N А14-11121/2019