г.Калуга |
|
3 июня 2020 г. |
Дело N А35-9462/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Леоновой Л.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" (305001, г. Курск, ул. Дзержинского, д.41а, кв.21, ОГРН 1124632010205, ИНН 4632166720) - не явились;
от заинтересованного лица: Государственной жилищной инспекции Курской области (305000, г. Курск, Красная площадь, д.6, ОГРН 1024600957974, ИНН 4629038140) - Яковченко А.А. (дов. от 15.01.2020);
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория" (305000, г. Курск, ул. Ватутина, д.23, оф.1, ОГРН 1074632000783, ИНН 4632075093) - не явились;
товарищества собственников жилья "Кати Зеленко 7" (305048, г. Курск, пр-т Энтузиастов, д.6, кв.109, ОГРН 1134632002900, ИНН 4632175299) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 12.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А35-9462/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - инспекция) от 15.10.2018 N 05-11/569 о внесении изменений в реестр лицензий Курской области и исключении дома N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория" (далее - компания "Виктория"), товарищество собственников жилья "Кати Зеленко 7" (далее - ТСЖ).
Решением суда от 12.08.2019 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требование общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
Определениями суда кассационной инстанции рассмотрение дела откладывалось во исполнение Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 N 808, Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции просил оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в 2013 году собственниками помещений многоквартирного дома N 7 по ул. Кати Зеленко в г.Курске (далее - дом N 7) создано ТСЖ.
На заседании правления ТСЖ, оформленном протоколом от 02.07.2014 N 02/07/14, было принято решение о выборе организации, осуществляющей жилищно-коммунальное обслуживание дома - ООО "Курская управляющая домовая компания" (т.1 л.д.62).
30 июля 2014 г. между ТСЖ и обществом заключен договор N КЗ-7 жилищно-коммунального обслуживания дома (т.1 л.д.63).
На общем собрании собственников помещений дома N 7, оформленном протоколом N 01/18 от 30.03.2018, приняты решения: поручить правлению ТСЖ расторгнуть договор управления с обществом с 01.05.2018, выбрать другую управляющую компанию в срок до 10.04.2018 для заключения договора управления (т.1 л.д.59).
Собранием членов правления ТСЖ, оформленным протоколом N 02/04/2018 от 02.04.2018, принято решение о досрочном расторжении договора управления с обществом с 01.05.2018 и заключении договора управления с компанией "Виктория" с 01.05.2018 (т.1 л.д.52).
2 апреля 2018 г. обществу вручено уведомление о расторжении договора от 30.07.2014 N КЗ-7 в соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ с 01.05.2018. К уведомлению приложен протокол собрания собственников помещений дома от 30.03.2018 N 01/18 (т.1 л.д.60).
27 апреля 2018 г. между ТСЖ и компанией "Виктория" заключен договор оказания услуг по ремонту и содержанию жилого фонда дома N 7, срок действия которого определен с 01.05.2018 по 31.12.2018 (т.1 л.д.117).
5 сентября 2018 г. в инспекцию от ТСЖ поступило заявление о внесении изменений в сведения реестра лицензий Курской области в части исключения из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество, дома N 7.
К указанному заявлению приложены копия договора жилищно-коммунального обслуживания от 30.07.2014 N КЗ-7, заключенного ТСЖ с обществом; протокол N 01/18 общего собрания собственников помещений дома от 30.03.2018; копия уведомления общества о расторжении договора управления; протокол N 02/04/18 собрания членов правления ТСЖ от 02.04.2018.
Решением инспекции от 17.09.2018 N 05-11/502 рассмотрение заявления ТСЖ приостановлено и на основании распоряжения и.о. начальника инспекции от 03.10.2018 N 3275 государственным инспектором проведена документарная проверка в отношении ТСЖ с целью проверки соблюдения требований жилищного законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания членов правления ТСЖ от 02.04.2018.
Установив при проведении проверки документов, что в собрании членов правления ТСЖ приняли участие члены правления ТСЖ, обладающие более 50% голосов от общего числа членов правления товарищества, то есть кворум имелся и собрание было правомочно принимать решения, 15.10.2018 руководителем инспекции принято решение N 05-11/569 о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении дома N 7 путем исключения его из перечня домов, управляемых обществом (т.1л.д.9).
Полагая, что решение инспекции от 15.10.2018 N 05-11/569 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу о необоснованности заявленного требования, суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.03.2018 собственники помещений дома N 7 обращались в жилищную инспекцию с жалобой на управляющую компанию (общество), ссылаясь на то, что она не исполняет свои обязанности, предусмотренные договором на обслуживание дома (т.2 л.д.67). То есть, факт невыполнения обществом своих обязательств по договору обслуживания, что привело к принятию собственниками помещений дома решения о расторжении договора управления с обществом, имел место быть.
Инспекцией была проведена документарная проверка в отношении инициатора проведения общего собрания собственников помещений дома Холодовой Л.В. по вопросу соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений дома, оформленного протоколом N 01/18 от 30.03.2018, на котором было принято решение о расторжении договора управления с обществом. В результате проверки инспекция пришла к выводу, что собрание проведено при наличии кворума (часть 3 статьи 45 ЖК РФ) - в собрании участвовали 53,8 % собственников помещений дома; 96% из принявших участие в собрании голосовали за расторжение договора управления с обществом и заключение договора с другой управляющей компанией. Указанное отражено в акте проверки от 28.08.2018 N 2709 (т.1 л.д.56).
В связи с тем, что в нарушение положений части 2 статьи 198 ЖК РФ общество (лицензиат) не разместило в течение пяти рабочих дней в системе сведения о расторжении с ним договора управления домом и не направило эти сведения в инспекцию, а с заявлением о внесении изменений в сведения реестра лицензий обратилось ТСЖ, инспекция в соответствии с требованиями части 3 статьи 198 ЖК РФ и пп. "в" п.7, пп. "в" п.10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), 17.09.2018 приняла решение N 05-11/502 о приостановлении рассмотрения заявления председателя ТСЖ Лапина В.В. и о запросе у общества и у ТСЖ необходимых документов по дому N 7 с целью проведения проверки представленных документов (т.1 л.д.144).
Инспекция направила в общество и в ТСЖ соответственно 19.09.2018 и 18.09.2018 уведомления с просьбой представитель необходимую документацию в срок до 05.10.2018 и до 30.09.2018 соответственно (т.1 л.д.140,141).
По результатам проверки поступивших документов 15.10.2018 начальником лицензионного отдела инспекции составлено заключение, согласно которому представленные ТСЖ заявление и документы соответствуют требованиям Порядка N 938/пр и предложено принять решение о внесении изменений в реестр лицензий Курской области, исключив дом N 7 из перечня домов, управление которым осуществляет общество (т.1 л.д.146).
Кроме того, результаты проверки отражены в акте проверки от 16.10.2018 N 3275, из которого следует, что решения на собрании членов правления ТСЖ 02.04.2018 приняты при наличии кворума, а поэтому имеют юридическую силу (т.1 л.д.49).
На основании изложенного, суд пришел к выводу о законности оспариваемого обществом решения инспекции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции. Данным доводам дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства.
Фактически доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов о законности решения инспекции от 15.10.2018 N 05-11/569.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А35-9462/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что в нарушение положений части 2 статьи 198 ЖК РФ общество (лицензиат) не разместило в течение пяти рабочих дней в системе сведения о расторжении с ним договора управления домом и не направило эти сведения в инспекцию, а с заявлением о внесении изменений в сведения реестра лицензий обратилось ТСЖ, инспекция в соответствии с требованиями части 3 статьи 198 ЖК РФ и пп. "в" п.7, пп. "в" п.10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), 17.09.2018 приняла решение N 05-11/502 о приостановлении рассмотрения заявления председателя ТСЖ Лапина В.В. и о запросе у общества и у ТСЖ необходимых документов по дому N 7 с целью проведения проверки представленных документов (т.1 л.д.144).
...
По результатам проверки поступивших документов 15.10.2018 начальником лицензионного отдела инспекции составлено заключение, согласно которому представленные ТСЖ заявление и документы соответствуют требованиям Порядка N 938/пр и предложено принять решение о внесении изменений в реестр лицензий Курской области, исключив дом N 7 из перечня домов, управление которым осуществляет общество (т.1 л.д.146)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2020 г. N Ф10-641/20 по делу N А35-9462/2018