город Воронеж |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А35-9462/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от товарищества собственников жилья "Кати Зеленко 7": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 12.08.2019 по делу N А35-9462/2018 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" (ОГРН 1124632010205, ИНН 4632166720) к Государственной жилищной инспекции Курской области (ОГРН 1024600957974, ИНН 4629038140) о признании незаконным решения от 15.10.2018 N 05-11/569 о внесении изменений в реестр лицензий Курской области и исключении дома 7 по улице Кати Зеленко города Курска из реестра лицензий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория" (ОГРН 1074632000783, ИНН 4632075093), товарищество собственников жилья "Кати Зеленко 7" (ОГРН 1134632002900, ИНН 4632175299),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Инспекция) о признании незаконным решения от 15.10.2018 N 05-11/569 о внесении изменений в реестр лицензий Курской области и исключении дома 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска из реестра лицензий общество с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания".
Определениями Арбитражного суда Курской области от 20.02.2019, от 04.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория", товарищество собственников жилья "Кати Зеленко 7".
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.08.2019 в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства перехода на самоуправление спорного МКД (утверждение сметы расходов, заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов).
Также заявитель ссылается на то, что на дату принятия решения правлением ТСЖ "Кати Зеленко 7" о расторжении договора управления с Обществом 02.04.2018 у правления и председателя Товарищества полномочия отсутствовали, поскольку на указанную дату решения общего собрания членов ТСЖ о выборе членов правления и председателя не имелось.
Более того, по мнению Общества, решение общего собрания Товарищества от 11.08.2016, оформленное протоколом N 11/08/2016, является ничтожным, поскольку принято при отсутствии кворума.
Также заявитель жалобы указывает на допущенные при проведении проверки нарушения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
19.11.2019 от общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" поступило ходатайство об истребовании всех материалов проверки (в оригиналах) по заявлению 2018 года ООО "УК Виктория" о включении дома по ул. Кати Зеленко 7 г. Курска в реестр лицензий ООО "УК Виктория";, надлежаще заверенной надлежащей копии решения собственников помещений дома по ул. Кати Зеленко 7 г. Курска, оформленного протоколом от 30.03.2018, оригинала данного решения со всеми приложениями; надлежаще заверенной надлежащей копии решения членов ТСЖ "Кати Зеленко 7" дома по ул. Кати Зеленко 7 г. Курска, оформленного протоколом от 11.08.2016 и оригинала данного решения со всеми приложениями.
Протокольным определением в удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" ходатайства апелляционным судом было отказано ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Таким образом, для удовлетворения судом ходатайства об истребовании доказательств, необходимо, чтобы заявляющая такое ходатайство сторона указала, какое именно доказательство (применительно к положениям статьи 64 АПК РФ) необходимо истребовать, у какого именно лица, а также обосновать объективную невозможность получения доказательства об истребовании которого заявляет сторона.
В нарушение требований указанной нормы Общество, заявляя соответствующее ходатайство, не указало, какие конкретно сведения данные доказательства содержат, в ходатайстве не отражено в каком именно органе (организации) конкретное доказательство имеется, равно как и не обоснована невозможность получения соответствующего доказательства самостоятельно.
Также 19.11.2019 Обществом заявлено о фальсификации доказательств, а именно: протокола общего собрания членов ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 11.08.2016, решения правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 02.04.2018, уведомления о проведении собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7", договора обслуживания с ООО "УК Виктория" от 27.04.2018, агентского договора с ООО "УК Виктория" от 27.04.2018.
При этом, Общество указало, что мотивированное ходатайство заявлялось в суде первой инстанции и необоснованно отклонено судом первой инстанции.
Согласно статье 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае заявления лицом, участвующим в деле, о фальсификации доказательств, представленных другим лицом, и при наличии возражений последнего относительно подобного заявления арбитражный суд принимает предусмотренные Федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательств, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.
В силу частей 2, 3 и 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В соответствии с частями 1 и 3 ст.268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 560-О-О, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением о фальсификации доказательства, представленного в арбитражный суд первой инстанции другим лицом, участвующим в деле, только в арбитражном суде первой инстанции (статья 161 АПК Российской Федерации); заявление о фальсификации доказательств, представленных в суд первой инстанции, может быть подано в арбитражный суд апелляционной инстанции только в случае невозможности подачи такого заявления в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 АПК Российской Федерации); запрет заявлять о фальсификации доказательств в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции вызван невозможностью по общему правилу наступления последствий такого заявления при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку доказательство уже подверглось оценке в решении арбитражного суда первой инстанции и теперь его уже нельзя исключить из материалов дела.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Общество заявляло о фальсификации вышеприведенных доказательств, судом первой инстанции указанное заявление Общество было рассмотрено, в его удовлетворении отказано. Так, судом первой инстанции на основании исследования и оценки спорных и иных представленных в материалы дела доказательств установлено фактическое совершение действий, зафиксированных в протоколе общего собрания членов ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 11.08.2016, решении правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 02.04.2018 именно в указанные даты; а также действительность уведомления о проведении собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7", договора обслуживания с ООО "УК Виктория" от 27.04.2018, агентского договора с ООО "УК Виктория" от 27.04.2018.
Обществом не заявлено доводов и не представлено каких-либо доказательств, позволяющих сомневаться в достоверности спорных документов. Фактически доводы Общества в данной части основаны на предположениях, при том, что лица, являющиеся источниками спорных документов ( в том числе двусторонних) подтвердили действительность последних.
С учетом изложенного, а также исходя из предмета спора и обстоятельств, подлежащих доказыванию, суд первой инстанции обоснованно отказал также и в удовлетворении ходатайства Общества о назначении судебной экспертизы.
При этом, судом учтено, что оспаривание Общество вышеприведенных документов по мотивам их ничтожности не может являться предметом рассматриваемого спора, поскольку должно осуществляться в ином порядке, в том числе, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, и с соблюдением прав третьих лиц ( жильцов, членов ТСЖ и т.д.).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом ее дополнения), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 05.09.2018 в Государственную жилищную инспекцию Курской области от товарищества собственников жилья "Кати Зеленко 7" поступило заявление о внесении изменений сведений в реестр лицензий Курской области в части исключения из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Курская управляющая домовая компания", в отношении многоквартирного дома N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска.
К указанному заявлению были приложены следующие документы: копия договора от 30.07.2014 N КЗ-7; протокол N 01/18 общего собрания собственников помещений от 30.03.2018; копия уведомления ООО "Курская управляющая домовая компания" о расторжении договора управления; протокол N 02/04/18 собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7".
В ходе рассмотрения заявления и документов, представленных ТСЖ "Кати Зеленко 7", Инспекцией установлено, что собранием членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" в многоквартирном доме N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска были приняты, в том числе, решения о досрочном расторжении договора управления с управляющей организацией ООО "Курская управляющая домовая компания" (протокол от 02.04.2018). При проведении проверки документов Инспекций было установлено, что в собрании членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" приняли участие члены правления ТСЖ, обладающие более 50% голосов от общего числа членов правления товарищества, таким образом, установлено, что кворум имелся, собрание правомочно решать вопросы.
15.10.2018 Инспекцией было принято решение N 05-11/569 "О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Курская область, город Курск улица Кати Зеленко, дом 7, ООО "Курская управляющая домовая компания" (ИНН 4632166720)", которым сведения о многоквартирном жилом доме N 7 по улице Кати Зеленко города Курска исключены из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "Курская управляющая домовая компания".
Полагая решение Инспекции от 15.10.2018 N 05-11/569 незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
При этом выбор способа управления многоквартирным домом относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 44 ЖК РФ)
Частью 3 статьи 45 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключениями, которые к рассматриваемой ситуации не относятся.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно п.8 ст.162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Кроме того, в силу п.8.2 ст.162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании предпринимательской деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит обязательному лицензированию.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основание и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В силу части 1 указанной статьи сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Подпунктом "в" пункта 10 Порядка N 938/пр предусмотрено основание, при которых орган государственного жилищного надзора принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления - поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр, при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка N 938/пр, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течении срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанным в пункте 3 Порядка N 938/пр.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в многоквартирном доме N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска создано ТСЖ "Кати Зеленко 7". Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указанное товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2013.
На заседании правления ТСЖ "Кати Зеленко 7", оформленном протоколом от 02.07.2014 N 02/07/14, принято решение о выборе организации, осуществляющей жилищно-коммунальное обслуживание ТСЖ "Кати Зеленко 7" по адресу: г. Курск, ул. Кати Зеленко, дом 7 - ООО "Курская управляющая домовая компания".
ООО "Курская управляющая домовая компания" заключен договор от 30.07.2014 N КЗ-7 жилищно-коммунального обслуживания многоквартирным домом по ул. Кати Зеленко дом 7 с ТСЖ "Кати Зеленко 7" в лице председателя правления Лапина В.В.
30.03.2018 общим собранием собственников помещений в спорном МКД, проведенном в форме заочного голосования, принято решение о поручении правлению ТСЖ "Кати Зеленко 7" расторгнуть договор управления с ООО "курская управляющая домовая компания" с 01.05.2018, а также о поручении правлению ТСЖ "Кати Зеленко 7" выбрать другую управляющую компанию в срок до 10.04.2018 для заключения договора управления. Данное обстоятельство следует из протокола N 01/18 от 30.03.2018 ( т.1 л.д.59, л.д.59 оборот).
Собранием членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" в многоквартирном доме N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска было принято решение о досрочном расторжении договора управления с управляющей организацией ООО "Курская управляющая домовая компания", о чем составлен протокол от 02.04.2018 N 02/04/2018.
02.04.2018 Обществу вручено уведомление о расторжении договора от 30.07.2014 N КЗ-7 в соответствии с п.8.2 ст.162 ЖК РФ. В качестве приложения к уведомлению указан протокол N 01/18.
05.09.2018 в Инспекцию от ТСЖ "Кати Зеленко 7" поступило заявление о внесении изменений сведений в реестр лицензий Курской области в части исключения из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Курская управляющая домовая компания", в отношении многоквартирного дома N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска.
К указанному заявлению были приложены следующие документы: копия договора от 30.07.2014 N КЗ-7; протокол N 01/18 общего собрания собственников помещений от 30.03.2018; копия уведомления ООО "Курская управляющая домовая компания" о расторжении договора управления; протокол N 02/04/18 собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7".
В связи с принятием решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.03.2018 о поручении правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" расторгнуть договор управления с ООО "Курская управляющая домовая компания", и решения собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 02.04.2018 о расторжении договора управления с ООО "Курская управляющая домовая компания", на основании части 3 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 7, подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, Инспекцией 17.09.2018 было принято решение N 05-11/502 "О приостановлении рассмотрения заявления председателя ТСЖ "Кати Зеленко 7" Лапина В.В. по вопросу внесения изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Курская область, город Курск, улица Кати Зеленко, дом 7.
Инспекцией в адрес ТСЖ "Кати Зеленко 7" 18.09.2018 (исх. N 01.5-05-21/1055) было направлено решение от 17.09.2018 N 05-11/502 о приостановлении, с запросом о предоставлении необходимой информации в срок до 30.09.2018, в том числе: копии уведомления уполномоченного собранием собственников помещений лица, о расторжении договора управления с ООО "Курская управляющая домовая компания" с отметкой о получении или приложением копии почтового отправления, а также копии технического паспорта (при наличии) на данный многоквартирный дом.
В адрес ООО "Курская управляющая домовая компания" также было 19.09.2018 направлено письменное уведомление о предоставлении в срок до 05.10.2018 заявления и документов в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от 25.12.2015 для внесения изменений (исключение) в реестр лицензий Курской области, и копии технического паспорта.
На основании служебной записки, срок рассмотрения заявления ТСЖ "Кати Зеленко 7" был продлен до 16.10.2018.
Ранее Инспекцией была проведена документарная проверка в отношении инициатора проведения общего собрания Холодовой Л.В. (акт проверки N 2709 от 28.08.2018), по вопросу соблюдения требований законодательства при организации, поведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска, оформленного протоколом N01/18 от 30.03.2018. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ, при принятии решений собственниками кворум имелся. Распоряжением государственной жилищной инспекцией Курской области от 03.10.2018 N 3275 в отношении ТСЖ "Кати Зеленко 7" была назначена документарная проверка по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников по вышеуказанному многоквартирному дому от 30.03.2018, со сроком проверки с 15.10.2018 по 16.10.2018.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В Инспекцию от ТСЖ "Кати Зеленко 7" поступили акты о невыполнении работ ООО "Курская управляющая домовая компания" по жилищно-коммунальному обслуживанию многоквартирного дома по адресу: г. Курск, ул. Кати Зеленко, д. 7 в 2018 году.
Согласно протоколу N 02/04/2018 собрания членов Правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 02.04.2018 было принято решение о расторжении договора с ООО "Курская управляющая домовая компания" с 01.05.2018, а также о выборе новой обслуживающей организации в лице ООО "УК Виктория" и заключении с ней договора управления с 01.05.2018.
27.04.2018 между ТСЖ "Кати Зеленко 7" и ООО "УК Виктория" был заключен договор оказания услуг по ремонту и содержанию жилого фонда многоквартирного дома по ул. Кати Зеленко, д. 7, г. Курска.
Кроме того, в Инспекцию от ТСЖ "Кати Зеленко 7" поступили акты выполненных работ ООО "УК Виктория" в период с 03.05.2018 по 15.10.2018.
Согласно повестке дня протокола N 11/08/146 общего собрания членов ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 11.08.2016, на собрании были поставлены вопросы о переизбрании на новый срок членов правления и председателя ТСЖ "Кати Зеленко 7" Лапина В.В.
Действующим законодательством не установлено, что истечение срока полномочий правления и председателя ТСЖ влечет автоматическое их фактическое прекращение. Правление и председатель ТСЖ продолжают управлять до возможного следующего переизбрания.
В ходе проверки Инспекцией было установлено, что на момент принятия решения N 05-11/569 от 15.10.2018 членами правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" кворум имелся.
При этом проверки, проведенные Инспекцией и оформленные Актами от 28.09.2018 и 16.10.2018, а также протокол общего собрания N 01/18 от 30.03.2018 и протокол собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 02.04.2018 до настоящего времени в судебном порядке не оспорены.
При смене способа управления с ТСЖ на управляющую организацию и наоборот, собственникам помещений многоквартирного дома нет необходимости прекращать договор управления при существенных нарушениях условий договора, а могут прекратить данный договор управления в любое время. Кроме того, в случае не принятия собственниками решения о ликвидации ТСЖ (действующее ТСЖ), выборе ликвидационной комиссии и заключении договора управления с управляющей организацией, не является двойным способом управления (управление ТСЖ и управляющей организацией).
В государственную жилищную инспекцию Курской области 23.10.2018 (вх.N 01. 504-35/2105) от ООО "Курская управляющая домовая компания" поступила информация, о том что, в данную управляющую организацию документы и письма о расторжении договора не поступали.
Однако, ТСЖ "Кати Зеленко 7" в Инспекцию представило уведомление о получении администратором ООО "Курская управляющая домовая компания" Ходиной Л.Я. 02.04.2018 протокола общего собрания N 01/18 от 30.03.2018 и уведомления о получении администратором ООО "Курская управляющая домовая компания" Дверинда Е. 15.10.2018 копии протокола собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" от 02.04.2018. ООО "Курская управляющая домовая компания" на запрос Инспекции от 19.09.2018 N 01.-5-05-21/1064 представило информацию от 23.10.2018 по принятию решения собственниками многоквартирного дома о расторжении договора управления с ООО "Курская управляющая домовая компания", таким образом, заявителю было известно по состоянию на 20.09.2018 о принятии решения о расторжении договора управления.
Кроме того, Инспекцией была проведена проверка заявления, поданного ТСЖ "Кати Зеленко 7", а также другие документы, поступившие от заявителя и ООО "Курская управляющая домовая компания", предусмотренные пунктом 3 Порядка.
На основании заключения от 15.10.2018 по рассмотрению исполнения Решения N 05-11/502 от 17.09.2018 (о приостановлении рассмотрения заявления председателя ТСЖ "Кати Зеленко 7" Лапина В.В. по вопросу о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Курская область, город Курск, улица Кати Зеленко, дом 7) в соответствии с частью 3 статьи 161, частями 2, 3 статьи 198 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 7, пункта 17 Порядка N 938/пр Инспекцией было принято решение от 15.10.2018 N 05-11/569 "О внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирного дома находящегося по адресу: Курская область, город Курск, улица Кати Зеленко, дом N 7 ООО Курская управляющая домовая компания" (ИНН 463216720)".
Данное решение было направлено в течение трех дней в адрес ООО "Курская управляющая домовая компания" 16.10.2018 (исх. N 01.5-05-21/1182), а также председателю ТСЖ "Кати Зеленко 7".
В соответствии с части 6 статьи 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления. присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.
Инспекцией было установлено, что решение по указанным вопросам в повестке дня собрания членов правления ТСЖ "Кати Зеленко 7" приняты количеством голосов, достаточным для принятия решений в соответствии со статьей 147 ЖК РФ.
Кроме того, Инспекцией проведена проверка (акт от 28.08.2018 N 2709) соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в доме N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска, оформленного протоколом N 01/18 от 30.03.2018, в ходе которой установлено, что были приняты решения, в том числе - поручить правлению ТСЖ "Кати Зеленко 7" расторгнуть договор управления с управляющей организацией ООО "Курская управляющая домовая компания".
Согласно условиям договора управления, заключенного ООО "Курская управляющая домовая компания" с ТСЖ "Кати Зеленко 7" в лице председателя правления Лапина В.В., действующего на основании Устава (пункт 8.4): "Договор не может быть расторгнут ранее, чем через три месяца с даты его начала действия (в том числе - при пролонгации). Договор может быть расторгнут досрочно со стороны Собственника при следующем условии: в случае ненадлежащего исполнения управляющей организацией существенных условий договора и выбора Собственником новой управляющей организации или изменения способа управления".
При проведении общего собрания собственников помещений в доме N 7 ул. Кати Зеленко г. Курска, оформленного протоколом от 30.03.2018, приняли участие собственники помещений в доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ кворум имелся. Данные решения общего собрания собственников в судебном порядке недействительными не признаны.
ООО "Курская управляющая домовая компания" не исполнила обязанность обратиться согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлением в Инспекцию в связи с расторжением заключенного с ним договора управления домом N 7 по ул. Кати Зеленко г. Курска.
При этом суд первой инстанции верно указал, что отказ во внесении изменений в реестр лицензий, в связи с неправомерным бездействием ООО "Курская управляющая домовая компания", мог привести к нарушению прав ТСЖ "Кати Зеленко 7" и собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что оспариваемое решение принято Инспекцией в пределах предоставленной компетенции, правомочным должностным лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В связи с изложенным, судом первой инстанции в удовлетворении требований Общества правомерно отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, и по сути указывают на несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией Общества, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было, равно как и не было допущено иных процессуальных нарушений, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результатов рассмотрения дела в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 12.08.2019 по делу N А35-9462/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская управляющая домовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9462/2018
Истец: ООО "Курская управляющая домовая компания"
Ответчик: ГЖИ Курской области
Третье лицо: ООО "УК "Виктория", ТСЖ "КАТИ ЗЕЛЕНКО 7"