г.Калуга |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А62-7254/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
cудей |
Власова Е.В. Крыжской Л.А. |
при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области - не явились, извещены надлежаще;
от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сафоновский" - не явились, извещены надлежаще;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020 по делу N А62-7254/2019,
УСТАНОВИЛ:
межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сафоновский" (далее - МО МВД России "Сафоновский") обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 08.07.2019 N 1629, в передаче в федеральную собственность занимаемых подведомственными заявителю подразделениями нежилых помещений, расположенных по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская д. 2, общей площадью 89,8 кв. м, по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская д. 76, общей площадью 313,5 кв. м, по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Гагарина, д. 8, общей площадью 133,3 кв. м, обязании ответчика передать в федеральную собственность указанные нежилые помещения.
Определением арбитражного суда от 14.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - Теруправление).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2019. оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных МО МВД России "Сафоновский" требований.
В кассационной жалобе Администрация ссылается на принятие обжалуемых судебных актов с нарушением норм материального права при неполном выяснении всех фактических обстоятельств, имеющих значение для настоящего спора, что привело к неверным выводам судов о наличии оснований для передачи спорных помещений МО МВД России "Сафроновский" в отсутствие воли собственника помещений - муниципального образования.
До начала судебного разбирательства в суд округа от МО МВД России "Сафоновский" и Теруправления поступили письменные отзывы на кассационную жалобу. Теруправление также направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителя.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отделу внутренних дел по Сафоновскому району Смоленской области распоряжением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 09.12.2009 N 302-рв безвозмездное пользование предоставлено нежилое помещение площадью 89,8 кв. м, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 2 сроком на три года, о чем 09.12.2009 был заключен договор безвозмездного пользования нежилого имущества.
В соответствии с дополнительным соглашением от 19.04.2013 N 1 к договору от 09.12.2009 срок действия договора продлен по 08.12.2015, а также изменено написание наименования ссудополучателя на "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сафоновский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Сафоновского и Холм-Жирковского районов" по всему тексту договора и акту приема-передачи нежилого помещения.
В дальнейшем распоряжением Администрации от 07.07.2016 N 410-р срок действия договора продлен сроком на 3 года и дополнительным соглашением от 07.06.2019 срок действия названного договора установлен по 06.07.2019.
Между муниципальным образованием "Сафоновский район" Смоленской области (ссудодатель) и МО МВД России "Сафоновский" (ссудополучатель) 27.08.2013 подписан договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом (далее - договор от 27.08.2013), по условиям которого ссудодатель передал, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование нежилое помещение общей площадью 133,3 кв. м, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Гагарина, д. 8, для размещения опорного пункта участковых уполномоченных полиции, сроком на 3 года, затем дополнительным соглашением от 11.07.2016 срок действия данного договора продлен по 26.08.2019.
Постановлением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 07.06.2016 N 650 МО МВД России "Сафоновский" сроком до 31.12.2016 в безвозмездное пользование было предоставлено нежилое помещение общей площадью 299,5 кв. м, расположенное на 2 этаже здания по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 76, для размещения сотрудников паспортно-визовой службы Межмуниципального отдела МВД России "Сафоновский", о чем 28.06.2016 между муниципальным образованием "Сафоновский район" Смоленской области (ссудодатель) и МО МВД России "Сафоновский" (ссудополучатель) подписан договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом (далее - договор от 28.06.2016), по условиям которого ссудодатель передал, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование нежилое помещение общей площадью 299,5 кв. м, расположенное на 2 этаже здания по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 76, для размещения сотрудников паспортно-визовой службы Межмуниципального отдела МВД России "Сафоновский", сроком до 31.12.2016.
Дополнительным соглашением N 1 от 23.01.2017 к договору от 28.06.2016 срок действия договора установлен по 31.12.2017.
Постановлением администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 13.04.2017 N 435 "О внесении изменения договор безвозмездного пользования от 28.06.2016 с межмуниципальным отделом МВД России "Сафоновский", заявителю предоставлено в безвозмездное пользование нежилое помещение площадью 14,0 кв. м, расположенное на 1 этаже здания по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 76, для размещения сотрудников паспортно-визовой службы межмуниципального отдела МВД России "Сафоновский". Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области поручено внести изменения в договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 28.06.2016, заменив в части написания общей площади слова "нежилое помещение общей площадью 299,5 кв. м, расположенное на 2 этаже здания по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 76, по всему тексту договора и приложения N 1 "Акт приема-передачи нежилого помещения" к указанному договору.
Соответствующие изменения условий договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 28.06.2016 согласованы сторонами в дополнительном соглашении N 2 от 13.04.2017 к указанному договору.
Постановлением администрации от 25.12.2017 N 1621 договор безвозмездного пользования недвижимого имущества от 28.06.2016 на объект муниципальной собственности - нежилое помещение общей площадью 313,5 кв. м, расположенное в здании по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская, д. 76, продлен сроком до 31.12.2018, между заявителем и муниципальным образованием "Сафоновскй район" Смоленской области 25.12.2017 подписано дополнительное соглашение N 3 к договору от 28.06.2016, согласно которому срок действия названного договора установлен по 31.12.2018.
В соответствии с дополнительным соглашением от 21.02.2019 N 4 действие договора от 28.06.2016 продлено до 31.12.2019.
Письмом от 24.06.2019 N 5452 и от 02.07.2019 N МО МВД России "Сафоновский" обратился в Администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области с просьбой передать в федеральную собственность нежилые помещения, расположенные по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская д. 2, общей площадью 89,8 кв. м, занимаемого подразделением по делам несовершеннолетних, нежилые помещения по адресу: Смоленская область, г. Сафоново, ул. Советская д. 76, общей площадью 313,5 кв. м, занимаемые отделом по вопросам миграции, нежилые помещения по адресу: г. Сафоново, ул. Гагарина, д. 8, общей площадью 133,3 кв. м, занимаемые участковыми уполномоченными полиции.
На указанные обращения Администрацией направлен ответ от 08.07.2019 N 1629, в соответствии с которым заявителю отказано в передаче спорных помещений в федеральную собственность со ссылкой на нецелесообразность такой передачи.
Несогласие МО МВД России "Сафоновский" с отказом от 08.07.2019, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу о необоснованности отказа администрации в передаче спорных помещений в федеральную собственность.
Как следует из положений частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) предусмотрено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
В силу части 2 статьи 48 Закона N 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 9 статьи 54 Закона N 3-ФЗ используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), регламентирует порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и устанавливает, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов. Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом N 3-ФЗ с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
В связи с чем, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в рассматриваемом случае - Законом N 3-ФЗ в отношении имущества, используемого органами полиции).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, отсутствие необоснованного волеизъявления Администрации, при наличии на то установленных законом обязательств, не может служить основанием для отказа в передаче используемого органом внутренних дел имущества в федеральную собственность.
Судами, на основании представленных доказательств было установлено и не оспаривается сторонами, что МО МВД России "Сафоновский" является структурным подразделением МВД России и использует спорные помещения, находящиеся в муниципальной собственности, для осуществления своих функций в соответствии с Законом N 3-ФЗ.
Как уже было указано выше, основанием к отказу в передачи спорных помещений в федеральную собственность, являлась нецелесообразность такой передачи.
Исходя из положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия спорного действия (бездействия) или решения, возлагается на заинтересованное лицо.
Указание Администрации на нецелесообразность передачи в федеральную собственность спорных помещений, как основание оспариваемого отказа не мотивировано.
При рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции Администрацией также не было предоставлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности их позиции.
При таких обстоятельствах, суды с учетом вышеуказанных норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.02.2012 N 234-О-Р, от 04.12.2007 N 828-О-П, пришли к правомерному выводу о необоснованности отказа администрации в передаче помещения в федеральную собственность, так как имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников полиции признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020 по делу N А62-7254/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия спорного действия (бездействия) или решения, возлагается на заинтересованное лицо.
...
При рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции Администрацией также не было предоставлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности их позиции.
При таких обстоятельствах, суды с учетом вышеуказанных норм, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.02.2012 N 234-О-Р, от 04.12.2007 N 828-О-П, пришли к правомерному выводу о необоснованности отказа администрации в передаче помещения в федеральную собственность, так как имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников полиции признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 июня 2020 г. N Ф10-1302/20 по делу N А62-7254/2019