город Калуга |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А62-7861/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Калуцких Р.Г., Крыжской Л.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва, ул. Б.Декабрьская, д. 7, корп. 3, ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) - Абанниковой О.А. - представителя по доверенности от 25.12.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания Кредо" (Смоленская область, г. Смоленск, ул. Ново-Краснофлотская, д. 13, кв. 92, ОГРН 1146733000150, ИНН 6732067501) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 сентября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2019 года по делу N А62-7861/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Региональная компания Кредо" (далее - ООО "Региональная компания Кредо", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В поданной в суд округа кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как не соответствующие требованиям законодательства.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители от общества, извещенного о судебном разбирательстве, в суд округа не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в отсутствие представителей общества в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участника процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка обществу 28.08.2014 была выдана лицензия серии РА 002372 N 67ЗАП0003984 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции с указанием места нахождения обособленного подразделения: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, Лит. В, нежилое помещение, этаж 1, комната N 1 (S=960,5 кв.м).
Также из материалов дела видно, что врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 10.06.2019 был издан приказ N 1-819 о проведении проверки в отношении ООО "Региональная компания Кредо" с целью рассмотрения заявления этого общества от 31.05.2019 N 144 о продлении срока действия лицензии N 67ЗАП0003984 от 28.08.2014 на предмет соответствия сведений, содержащихся в заявлении и документах общества о продлении срока действия лицензии, обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Проверка проведена в период с 13.06.2019 по 19.06.2019.
Судами установлено, что лицензируемая деятельность осуществляется обществом только по одному адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, Лит. В. Система технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС на момент проверки использовалась обществом. Факт работы общества в системе ЕГАИС в день осмотра занимаемых им площадей - 13.06.2019 подтвержден документально.
Также судами установлено, что наряду с помещением по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, Лит. В (S=960,5 кв.м) общество также арендовало у ООО "Торговый дом" по договору от 14.01.2019 помещение площадью 4,5 кв.м (имеющее адрес: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9). В этом смежном с указанным помещением площадью 960,5 кв.м. на момент проверки находились технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.
Результаты проведенной в период с 13.06.2019 по 19.06.2019 проверки оформлены актом от 19.06.2019 N у1-а512/08, содержащим, в том числе сведения о том, что по отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции из ЕГАИС-УТМ по состоянию на 13.06.2019 на начало операционного дня остаток алкогольной продукции у ООО "Региональная компания Кредо" составил 851232 единицы, что соответствует данным бухгалтерского учета этого общества в соответствии с представленными бухгалтерскими документами по состоянию на 13.06.2019. Как на выявленное нарушение в этом акте указано на отсутствии по месту нахождения обособленного подразделения ООО "Региональная компания Кредо" по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, Лит. В (S=960,5 кв.м) технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.
В отношении ООО "Региональная компания Кредо" 22.07.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 08-19/781-1Ю, в котором отражен факт выявления в ходе осмотра помещения по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, Лит. В (S=960,5 кв.м) в рамках проверки 13.06.2019 находившейся в этом помещении на хранении алкогольной продукции. Обществу вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, состоящего в том, что названное помещение по месту нахождения обособленного подразделения общества, указанного в лицензии, не оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающими искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, что является нарушением лицензионных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ и пунктом 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 (далее- Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации).
В последующем управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ предусмотрено осуществление государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Учет объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ, позволяющего фиксировать и передавать информацию об обороте указанной продукции в ЕГАИС, соответствующего требованиям, определяемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации предусмотрено, что при наличии у организаций обособленных подразделений программно-аппаратные средства организаций располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности). В случае если несколько обособленных подразделений (мест осуществления деятельности) организации находятся на территории одного объекта недвижимого имущества (здания, сооружения), то программно-аппаратные средства могут располагаться по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений (мест осуществления деятельности).
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении заявления. При этом суды, основываясь на вышеуказанных нормативных положениях, при рассмотрении дела исходили из того, что само по себе отсутствие в арендуемом обществом помещении площадью 960,5 кв.м необходимых по закону технических средств фиксации и передачи информации не свидетельствует о допущенном обществом нарушении, дающем основания для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку передача необходимой информации обществом в систему ЕГАИС была обеспечена, а требования действующего законодательства не ограничивают возможность нахождения указанных средств в иных помещениях.
Суд округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Требования о необходимости лицензирования в соответствии с положениями статьи 18 Закона N 171-ФЗ видов деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлены на обеспечение достижения общих целей государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции, реализация которых невозможна без осуществления, в том числе учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В данном случае само по себе нахождение технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции в ЕГАИС в смежном помещении с помещением по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, Лит. В (S=960,5 кв.м) не может свидетельствовать о несоблюдении ООО "Региональная компания Кредо" лицензионных требований, поскольку такое их размещение не повлияло на передачу обществом требуемой по закону информации в ЕГАИС и не дает повод усомниться в достоверности переданной информации. Основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП в соответствии с изложенными управлением в протоколе об административном правонарушении от 22.07.2019 N 08-19/781-1Ю сведениями отсутствуют.
Судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании правовых норм, приводимом без учета взаимосвязи установленного законодательством требования о том, что программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения с другими положениями законодательства, регулирующими оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В кассационной жалобе, кроме того, приводятся доводы, направленные на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17 сентября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2019 года по делу N А62-7861/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования о необходимости лицензирования в соответствии с положениями статьи 18 Закона N 171-ФЗ видов деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлены на обеспечение достижения общих целей государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции, реализация которых невозможна без осуществления, в том числе учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В данном случае само по себе нахождение технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции в ЕГАИС в смежном помещении с помещением по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9, Лит. В (S=960,5 кв.м) не может свидетельствовать о несоблюдении ООО "Региональная компания Кредо" лицензионных требований, поскольку такое их размещение не повлияло на передачу обществом требуемой по закону информации в ЕГАИС и не дает повод усомниться в достоверности переданной информации. Основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП в соответствии с изложенными управлением в протоколе об административном правонарушении от 22.07.2019 N 08-19/781-1Ю сведениями отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 июня 2020 г. N Ф10-895/20 по делу N А62-7861/2019