город Калуга |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А23-4593/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Калуцких Р.Г., Крыжской Л.А.,
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Поле Свободы, 10" (Калужская область, г. Калуга, ул. Поле Свободы, д. 10, ОГРН 1114028002549, ИНН 4028049363): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственной жилищной инспекции Калужской области (Калужская область, г. Калуга, пер. 2-й Красноармейский, д. 2 А, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (Калужская область, г. Калуга, ул. Ленина, д. 15, ОГРН 1054003509185, ИНН 4029032147): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Поле Свободы,10" на решение Арбитражного суда Калужской области от 1 октября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года по делу N А23-4593/2019,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Поле Свободы, 10" (далее - товарищество, ТСЖ "Поле Свободы, 10") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - инспекция, ГЖИ Калужской области ) от 07.05.2019 N 1368.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвовало Государственное предприятие Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (далее - предприятие, ГП "КРЭО").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2019, в требованиях товарищества отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как не соответствующие требованиям законодательства.
ГЖИ Калужской области в отзыве на кассационную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения.
В связи с неявкой в судебное заседание представителей ТСЖ "Поле Свободы, 10", ГЖИ Калужской области, предприятия, извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с поступившими в инспекцию обращениями граждан, проживающих в МКД 10 по ул. Поле Свободы в городе Калуге, о двойном ежемесячном начислении им платы за коммунальную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) разными лицами: ТСЖ "Поле Свободы, 10" и ГП "КРЭО" приказом инспекции от 29.04.2019 N 67 было назначено проведение внеплановой документарной проверки изложенных в указанных обращениях доводов на предмет правомерности начисления (взимания) товариществом платы за обращение с ТКО в отсутствие договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании зафиксированных в акте от 07.05.2019 N 301 данных проверки, установившей, что товарищество в нарушение части 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 148 (9) Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в отсутствие договора с ГП "КРЭО" - региональным оператором в сфере обращения с ТКО на территории Калужской области осуществляет с февраля 2019 года начисление потребителям платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО, инспекцией в адрес товарищества 07.05.2019 вынесено предписание N 1368, обязывающее товарищество в срок до 25.06.2019 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с названным предписанием от 07.05.2019, ТСЖ "Поле Свободы, 10" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды двух инстанций, исследовав представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судами установлено, что инспекцией, являющейся органом исполнительной власти Калужской области, осуществляющей в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 12.04.2004 N 104 региональный государственный жилищный надзор на территории Калужской области, оспариваемое товариществом предписание выдано по предмету ее компетенции при соблюдении установленной процедуры.
Основанием для выдачи предписания стало выявление инспекцией в ходе проверки нарушений требований законодательства со стороны товарищества.
ТСЖ "Поле Свободы,10" осуществляет управление многоквартирным домом (МКД) по адресу: город Калуга, ул. Поле Свободы,10.
Плата за коммунальные услуги для лиц, проживающих в многоквартирных домах, включает в себя в числе прочего плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ГП "КРЭО" является региональным оператором в сфере обращения с ТКО, осуществляющим свою деятельность на территории Калужской области.
Судами установлено и это не опровергнуто товариществом, что последним с предприятием не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении МКД, расположенного по адресу: город Калуга, ул. Поле Свободы, д. 10
В силу пункта 148 (9) Правил N 354 (в редакции на момент спорных отношений) товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 данной статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
В силу части 6 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим отношения сторон, суды сделали верный вывод о том, что товарищество, осуществляя с февраля 2019 года начисление платы потребителям за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отсутствие заключенного договора с региональным оператором по обращению с ТКО, нарушило требования части 9 статьи 157.2 ЖК РФ и пункта 148 (9) Правил N 354, в связи с чем в его адрес инспекцией было обоснованно вынесено предписание от 07.05.2019 N 1368, обязывающее товарищество устранить нарушение требований законодательства, поэтому суды правильно оставили заявление товарищества без удовлетворения.
Доводы товарищества о несогласии с вышеуказанным выводом судов, положенным в основу разрешения спора, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о неисполнимости предписания инспекции от 07.05.2019 N 1368 аналогичны доводам товарищества, которые ранее заявлялись и правильно не были признаны при рассмотрении дела состоятельными. Названное предписание инспекции определенно указывает в чем именно состоит нарушение требований законодательства товариществом. Оснований полагать, что товарищество заведомо не может исполнить это предписание, не имеется. Более того, в материалах дела представлены сведения о том, что 03.07.2019 товарищество обратилось в инспекцию с заявлением о продлении срока исполнения предписания от 07.05.2019 N 1368.
Положения пунктов 8(17) и 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, на которые ссылается товарищество в кассационной жалобе, предусматривают, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) данных Правил в соответствующий срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора; до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанными нормативными положениями регулируется вопрос об отношениях с региональным оператором субъектов, не заключивших с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Тогда как рассматриваемый по настоящему делу вопрос об обоснованности начисления товариществом платы потребителям за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отсутствие заключенного договора с региональным оператором по обращению с ТКО подлежал разрешению с учетом требований части 9 статьи 157.2 ЖК РФ и пункта 148 (9) Правил N 354.
Кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов, которые бы могли повлечь за собой отмену состоявшихся судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 1 октября 2019 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года по делу N А23-4593/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения пунктов 8(17) и 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, на которые ссылается товарищество в кассационной жалобе, предусматривают, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) данных Правил в соответствующий срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора; до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанными нормативными положениями регулируется вопрос об отношениях с региональным оператором субъектов, не заключивших с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Тогда как рассматриваемый по настоящему делу вопрос об обоснованности начисления товариществом платы потребителям за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отсутствие заключенного договора с региональным оператором по обращению с ТКО подлежал разрешению с учетом требований части 9 статьи 157.2 ЖК РФ и пункта 148 (9) Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июня 2020 г. N Ф10-1011/20 по делу N А23-4593/2019