город Калуга |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А84-3978/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Нарусова М.М. |
Судей |
Циплякова В.В. Шульгиной А.Н. |
при ведении протокола с/заседания помощником судьи |
Маркиной М.П. |
при участии в судебном заседании |
|
от истца: Крымский республиканский союз потребительских обществ
от ответчиков: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя"
Департамент аппарата Губернатора и Правительства Севастополя от третьих лиц: Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя
субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
индивидуальный предприниматель Касумова Дулбер Гаджиевна |
Тарасова Т.А., представитель по доверенности от 22.10.2018, сроком до 22.10.2021 года;
Каюмова Н.Н., представитель по доверенности N 02 от 09.01.2020 года;
Солдатова Е.Н., представитель по доверенности от 14.10.2019, сроком на 1 год;
представитель не явился, извещены надлежаще;
Ксенз А.Н., представитель по доверенности N 3550/01-21-03-19/19 от 25.12.2019, сроком до 31.12.2020 года;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Крымского республиканского союза потребительских обществ, на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу N А84-3978/2018,
УСТАНОВИЛ:
Крымский республиканский союз потребительских обществ (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя", Департаменту аппарата Губернатора и Правительству Севастополя (далее - ответчики) с учетом уточнения исковых требований об истребовании из чужого незаконного владения объекта недвижимого имущества - здания гостиницы "Приморская", расположенного по адресу: г.Севастополь, ул.Партизанская, дом 4-А, кадастровый номер 91:03:001005:813; погашении (аннулировании) в ЕГРП записи N 91:03:001005:813-91/001/2017-1 о регистрации права собственности за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Севастополем на объект недвижимого имущества - здание гостиницы "Приморская", кадастровый номер 91:03:001005:813; погашении (аннулировании) в ЕГРП записи N 91:03:001005:813-91/001/2018-2 о регистрации права хозяйственного ведения за ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на объект недвижимого имущества - здание гостиницы "Приморская", кадастровый номер 91:03:001005:813.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым и Совет Министров Республики Крым, индивидуальный предприниматель Касумова Дулбер Гаджиевна,
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.08.2019 (судья Смоляков А.Ю.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 (судьи Остапова Е.А., Сикорская Н.И., Тарасенко А.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Крымский республиканский союз потребительских обществ, не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда округа представитель истца доводы кассационной жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Представители ответчиков возражали против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на нее, полагали обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель третьего лица возражал против доводов кассационной жалобы, полагал обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решениями исполкома Севастопольского городского Совета от 12.08.1953 N 397, от 26.11.1954 N 590 Управлению колхозных рынков отведен земельный участок площадью 2,6 га под строительство центрального рынка (по красным линиям улиц Щербака и проектному продолжению ул. Новороссийской и др.), заезжего двора Центрального колхозного рынка (по ул. Щербака, NN 2,4 по Крепостному переулку NN 1,3).
В 1961 году закончены строительством и сданы в эксплуатацию: дом колхозников Центрального колхозного рынка по ул. Партизанской-Щербака N 4, что подтверждается архивной копией акта приемки здания от 12.10.1961, утвержденного решением Севгорисполкома от 03.06.1961; сооружения Центрального рынка, в том числе подземная уборная, что подтверждается архивной копией акта приемки здания от 30.05.1961, утвержденного решением Севгорисполкома от 03.06.1961.
В 1964 году закончен также строительством и сдан в эксплуатацию главный корпус Центрального колхозного рынка по ул. Щербака, N 1, что подтверждается архивной копией акта государственной приемки здания от 25.05.1964, утвержденного решением Севгорисполкома от 30.05.1964.
В 1964 году дом колхозника переименован в гостиницу "Приморская".
С момента окончания строительства и ввода в эксплуатацию указанные объекты недвижимого имущества (Дом колхозников Центрального колхозного рынка - гостиница "Приморская" и сооружения Центрального рынка, в том числе, подземная уборная) числились на балансе Управления колхозными рынками.
26.02.1987 Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР издано постановление N 265 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков". Указанным постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановили признать целесообразным и передать в установленном порядке колхозные рынки из ведения Министерства торговли СССР и министерств жилищно-коммунального хозяйства союзных республик в ведение организаций потребительской кооперации. Передачу колхозных рынков поручено производить безвозмездно. Министерству торговли СССР, Цетросоюзу и Советам Министров союзных республик осуществить это мероприятие в 1987-1988 годах (пункт 2 Постановления).
Во исполнение указанного постановления 14.04.1987 Центральный комитет Компартии Украины и Совет Министров Украинской ССР приняли постановление N 124 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков", которым Министерству торговли УССР предписано передать в установленном порядке на протяжении II квартала 1987 года колхозные рынки в ведение организаций потребительской кооперации. Передачу колхозных рынков производить безоплатно (пункт 2 Постановления).
Управление "Крымкоопторг" Крымпотребсоюза создано 05.06.1990 на основании постановления правления Крымпотребсоюза N 96.
Согласно пункту 1.3. Устава Управления кооперативной торговли и рынков Крымпотребсоюза, в состав управления входили Алуштинский, Евпаторийский, Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Ялтинский Судакский и Симферопольский горкоопрынкторги, а также Симферопольский объединенный рынок и Красноперекопский рынок.
Севастопольский городской и рыночный торг управления "Крымкоопрынкторг" Крымпотребсоюза (Севастопольский горкоопрынкторг) создан на основании постановления правления Крымпотребсоюза от 24.01.1994 N 1 с последующими изменениями согласно постановлению правления Крымпотребсоюза от 12.06.1997 N 108 "О реорганизации организаций собственного хозяйства Крымпотребсоюза" и от 05.06.1998 N 96 "Об утверждении Устава управления Крымкоопторг" Крымпотребсоюза и образовался в 1994 году в результате слияния двух организаций - Севастопольского управления колхозными рынками и Севастопольского горкоопторга.
Юридическое лицо "Крымский республиканский союз потребительских обществ" образовано в 1999 году в организационно-правовой форме "союз потребительских обществ".
13.08.1999 произведена государственная регистрация данного юридического лица и ему присвоен идентификационный код 05501267.
30.10.2002 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N 1643-р от 28.10.2002 Управлением имуществом СГГА Крымскому республиканскому союзу потребительских обществ выдано свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества, а именно: здание гостиницы, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Партизанская, 4-А.
В тот же день, 30.10.2002 указанный в свидетельстве от 30.10.2002 объект недвижимого имущества зарегистрирован Государственным коммунальным предприятием "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" г. Севастополя на праве коллективной собственности за Крымским республиканским Союзом потребительских обществ, о чем в реестровой книге 11 на странице 48 под реестровым N 621 внесена соответствующая запись.
30.11.2007 года между Севастопольским городским Советом (Арендодатель) и Крымским республиканским союзом потребительских обществ (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,1160 га, кадастровый номер 8536600000:01:005:0047, предоставленного в аренду для обслуживания гостиницы "Приморская" с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, предоставленных для розничной торговли и коммерческих услуг, в т.ч. под существующее 5-этажное строение площадью 0,0458 га и под зелеными насаждениями 0,0050 га (пункты 1.1. и 2.1 договора).
12.02.2008 право аренды земельного участка зарегистрировано за истцом в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество Украины за N 040866000014, что подтверждается соответствующей отметкой в договоре.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, арендованный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 91:03:001005:340, правообладатель - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь на основании Распоряжения N 1545/-РДЗ от 16.02.2018, орган выдачи - ДИЗО г. Севастополя.
В 2014 году истец привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации (дата внесения записи в ЕГРЮЛ 28.11.2014, номер записи 1149102098760), ему присвоен ОГРН 1149102098760.
16.09.2014 ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" заняло здание гостиницы "Приморская", тем самым ограничив доступ истцу к спорному имуществу, что в свою очередь лишило истца права владения и пользования данным имуществом в своей деятельности по настоящее время.
24.11.2017 года истцом в адрес ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" направлено требование, в котором истец в связи с реализацией прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом, которые закреплены за Крымским республиканским союзом потребительских обществ, просит освободить занимаемое спорное помещение в срок до 28.11.2017.
27.11.2017 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя произведена регистрация права собственности на спорный объект недвижимого имущества за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Севастополь (запись N 91:03:001005:813-91/001/2017-1).
16.01.2018 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия на спорное имущество (запись N 91:03:001005:813-91/001/2018-2).
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции обоснованно исходили из отсутствия правовых оснований для возникновения у истца права собственности на спорное имущество по законодательству СССР и Украины, ввиду отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов, подтверждающих момент перехода к истцу права собственности, исходя из наличия оснований для применения последствий истечения срока исковой давности.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду следующего.
Исходя из положений пункта 1 статьи 12.1, пункта 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом к исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 3 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" от 17.03.2014 N 1745-6/14 предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного Постановления на территории Республики Крым, является собственностью Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 2 статьи 25 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя", статьями 1, 3, 6 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
С учетом Закона Севастополя от 25.07.2014 N 44-ЗС "О государственном имуществе города Севастополя", Распоряжения Правительства Севастополя от 17.09.2014 N 217 "О вопросах управления собственности города Севастополя" и обеспечения деятельности вновь созданного ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничного торговых комплексов Севастополя", распоряжением Правительства Севастополя 25.09.2014 N 244 "О закреплении имущества за ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплектов Севастополя" в реестр собственности города Севастополя включено здание гостиницы, расположенной по адресу: г. Севастополь, ул. Партизанская, 4-а, и закреплено за ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплектов Севастополя" на праве хозяйственного ведения. Указанное государственное имущество в тот же день передано имущества по акту приема-передачи.
Исходя из положений статьи 299, пункта 1 статьи 131 ГК РФ и разъяснений пункта 3 Временного порядка передачи государственного имущества Севастополя в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных унитарных предприятий, учреждений города Севастополя, утвержденного постановлением правительства Севастополя от 20.06.2014 N 76, суды правомерно указали, что право хозяйственного ведения предприятия в отношении спорного имущества возникло с момента передачи предприятию вне зависимости от момента государственной регистрации данного права.
В соответствии с положениями статьи 301 ГК РФ, разъяснениями пунктов 32, 34, 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Таким образом, суды верно указали, что поскольку истцу с момента выбытия здания было известно, кто является лицом, завладевшим спорным имуществом, что также подтверждается им в исковом заявлении, то наличие такого самостоятельного основания для отказа в иске, как истечение срока исковой давности, правомерно применено судами, в связи с чем, обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований ввиду истечения срока исковой давности.
Ссылка заявителя о том, что Крымский республиканский союз потребительских обществ по смыслу части 1 статьи 302 ГК РФ является добросовестным приобретателем спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, не имеется оснований считать, что у истца не возникло право собственности на спорный объект недвижимого имущества, либо оно возникло незаконно, судами обоснованно отклонена на основании положений постановления Верховного Совета Украинской ССР от 29.11.1990 N 506-XII "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР", Указа Президиума Верховной Рады Украины от 30.08.1991 N 1452-XII "О передаче предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории Украины, в собственность государства" и Законом "О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины", статьи 1 Закона Украины "О предприятиях", постановления Верховной Рады Украины от 04.02.1994 N 3943 "Об имуществе общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР", поскольку спорный объект недвижимости был имуществом бывшего Союза ССР и в соответствии с приведенными нормами являлся государственной собственностью.
При этом, как верно отмечено судами, исходя из правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2012 N ВАС-12844/12, имела место передача рынков безвозмездно организациям потребительской кооперации не в собственность, а в ведение, то есть в управление.
Постановлением Верховной Рады Украины от 10.04.1992 N 2268-XII "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины" предусмотрено, что имущество и финансовые ресурсы, расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, находящихся в ведении центральных органов этих организаций, до определения правопреемников общесоюзных общественных организаций бывшего СССР переданы временно Фонду госимущества Украины.
В отношении имущества общесоюзных общественных организаций СССР в связи с законодательной неопределенностью правопреемников такого имущества общесоюзных общественных организаций бывшего СССР и с целью его сохранения в интересах граждан Украины Верховная Рада постановлением от 04.02.1994 N 3943-XII установила, что временно, до законодательного определения субъектов права собственности имущества общесоюзных общественных организаций СССР, расположенного на территории Украины, указанное имущество является общегосударственной собственностью.
Согласно Временному положению о Фонде госимущества Украины и Закону "О Фонде государственного имущества Украины", с принятием которого данное положение утратило силу, Фонд госимущества является государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества.
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела, суды правомерно указали, что поскольку спорный объект был имущественным комплексом общественной организации бывшего СССР, расположенным на территории Украины (государственная собственность), то мог быть отчужден только с согласия собственника, которое в материалы дела не представлено, в связи с чем, правовых оснований для возникновения у истца права собственности на спорное имущество по законодательству СССР и Украины не имеется.
Поскольку оснований для возникновения у истца права собственности на спорные объекты не усматривается, так как надлежащие правоустанавливающие документы, подтверждающие переход к истцу права собственности, в материалы дела не представлены, то суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу N А84-3978/2018 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
В.В. Ципляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя о том, что Крымский республиканский союз потребительских обществ по смыслу части 1 статьи 302 ГК РФ является добросовестным приобретателем спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, не имеется оснований считать, что у истца не возникло право собственности на спорный объект недвижимого имущества, либо оно возникло незаконно, судами обоснованно отклонена на основании положений постановления Верховного Совета Украинской ССР от 29.11.1990 N 506-XII "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР", Указа Президиума Верховной Рады Украины от 30.08.1991 N 1452-XII "О передаче предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории Украины, в собственность государства" и Законом "О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины", статьи 1 Закона Украины "О предприятиях", постановления Верховной Рады Украины от 04.02.1994 N 3943 "Об имуществе общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР", поскольку спорный объект недвижимости был имуществом бывшего Союза ССР и в соответствии с приведенными нормами являлся государственной собственностью.
При этом, как верно отмечено судами, исходя из правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2012 N ВАС-12844/12, имела место передача рынков безвозмездно организациям потребительской кооперации не в собственность, а в ведение, то есть в управление."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июня 2020 г. N Ф10-1102/20 по делу N А84-3978/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1102/20
11.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3394/19
01.10.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3394/19
27.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3978/18