11 декабря 2019 г. |
Дело N А84-3978/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 11.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Сикорской Н.И.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протоколов судебного заседания секретарем с/з Енокян В.А.,
при участии:
представителей истца - Тарасовой Т.А., доверенность от 22.10.2018 б/н,
представителя ответчика (Государственного унитарного предприятия Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя") - Солдатовой Е.Н., доверенность от 14.10.2019 б/н,
представителя ответчика (Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя) - Каюмовой Н.Н., доверенность от 09.01.2019 N 09,
представителя ответчика (Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, г. Севастополь) - Адаменко Д.А., доверенность от 13.09.2019 N 880/01-01-01-01/02/19,
представителя третьего лица (Совета Министров Республики Крым) - Вишнякова М.В., доверенность от 02.10.2019 N 1/01-57/6443,
представителя третьего лица (Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя) - Ксенза А.Н., доверенность от 24.12.2018 N 7042/25-03-16/18,
представителя третьего лица (Правительства Севастополя) - Адаменко Д.А., доверенность от 09.09.2019 N 7103/01-01-02.1-30.10/19,
иные лица, участвующие в деле - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крымского республиканского союза потребительских обществ на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 августа 2019 года по делу N А84-3978/2018 (судья Смолякова А.Ю.),
по иску Крымского республиканского союза потребительских обществ
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государственному унитарному предприятию Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя", Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым и Совет Министров Республики Крым, индивидуальный предприниматель Касумова Дулбер Гаджиевна,
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Крымский республиканский союза потребительских обществ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением, с учетом уточненных исковых требований от 21.03.2019 (т.5 л.д.4-12), к Государственному унитарному предприятию Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" (далее - ГУП Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя"), Департаменту аппарата Губернатора и Правительству Севастополя об истребовании из чужого незаконного владения объекта недвижимого имущества - здания гостиницы "Приморская", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Партизанская, дом 4-А, кадастровый номер 91:03:001005:813; погашении (аннулировании) в ЕГРП записи N 91:03:001005:813-91/001/2017-1 о регистрации права собственности за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Севастополем на объект недвижимого имущества - здание гостиницы "Приморская", кадастровый номер 91:03:001005:813; погашении (аннулировании) в ЕГРП записи N 91:03:001005:813-91/001/2018-2 о регистрации права хозяйственного ведения за ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" на объект недвижимого имущества - здание гостиницы "Приморская", кадастровый номер 91:03:001005:813.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27 августа 2019 года по делу N А84-3978/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано наличием оснований для применения последствий истечения срока исковой давности. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для возникновения у истца права собственности на спорное имущество по законодательству СССР и Украины не имеется, поскольку надлежащие правоустанавливающие документы, подтверждающие момент перехода к истцу права собственности, в материалы дела не представлены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Крымский республиканский союз потребительских обществ обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Крымский республиканский союз потребительских обществ по смыслу части 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является добросовестным приобретателем спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем не имеется оснований считать, что у истца не возникло право собственности на спорный объект недвижимого имущества, либо оно возникло незаконно.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное разбирательство назначено на 22.10.2019.
Определением от 01.10.2019, занесенным в протокол судебного заседания, рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 26.11.2019.
Определением от 26.11.2019 судебное заседание отложено на 04.12.2019.
В судебное заседание 04.12.2019 явились представители истца, ответчиков и третьих. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как видно из материалов дела, решениями исполкома Севастопольского городского Совета от 12.08.1953 N 397, от 26.11.1954 N 590 Управлению колхозных рынков отведен земельный участок площадью 2,6 га под строительство центрального рынка (по красным линиям улиц Щербака и проектному продолжению ул. Новороссийской и др.), заезжего двора Центрального колхозного рынка (по ул. Щербака, NN 2,4 по Крепостному переулку NN 1,3).
В 1961 году закончены строительством и сданы в эксплуатацию: дом колхозников Центрального колхозного рынка по ул. Партизанской-Щербака N 4, что подтверждается архивной копией акта приемки здания от 12.10.1961, утвержденного решением Севгорисполкома от 03.06.1961; сооружения Центрального рынка, в том числе подземная уборная, что подтверждается архивной копией акта приемки здания от 30.05.1961, утвержденного решением Севгорисполкома от 03.06.1961.
В 1964 году закончен также строительством и сдан в эксплуатацию главный корпус Центрального колхозного рынка по ул. Щербака, N 1, что подтверждается архивной копией акта государственной приемки здания от 25.05.1964, утвержденного решением Севгорисполкома от 30.05.1964.
В 1964 году дом колхозника переименован в гостиницу "Приморская".
С момента окончания строительства и ввода в эксплуатацию указанные объекты недвижимого имущества (Дом колхозников Центрального колхозного рынка - гостиница "Приморская" и сооружения Центрального рынка, в том числе подземная уборная) числились на балансе Управления колхозными рынками.
26.02.1987 Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР издано постановление N 265 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков". Указанным постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановили признать целесообразным и передать в установленном порядке колхозные рынки из ведения Министерства торговли СССР и министерств жилищно-коммунального хозяйства союзных республик в ведение организаций потребительской кооперации. Передачу колхозных рынков поручено производить безвозмездно. Министерству торговли СССР, Цетросоюзу и Советам Министров союзных республик осуществить это мероприятие в 1987-1988 годах (пункт 2 Постановления).
Во исполнение указанного постановления 14.04.1987 Центральный комитет Компартии Украины и Совет Министров Украинской ССР приняли постановление N 124 "О мерах по улучшению работы колхозных рынков", которым Министерству торговли УССР предписано передать в установленном порядке на протяжении II квартала 1987 года колхозные рынки в ведение организаций потребительской кооперации. Передачу колхозных рынков производить безоплатно (пункт 2 Постановления).
Управление "Крымкоопторг" Крымпотребсоюза создано 05.06.1990 на основании постановления правления Крымпотребсоюза N 96.
Согласно пункту 1.3. Устава Управления кооперативной торговли и рынков Крымпотребсоюза, в состав управления входили Алуштинский, Евпаторийский, Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Ялтинский Судакский и Симферопольский горкоопрынкторги, а также Симферопольский объединенный рынок и Красноперекопский рынок.
16.07.1990 Верховный совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.
24.04.1991 Верховный совет УССР принял постановление о провозглашении независимости Украины, вступившее в силу сразу после принятия, а также Акт провозглашения независимости Украины.
15.04.1991 вступил в действие Закон Украины от 07.02.1991 N 697-ХII "О собственности". В его первоначальной редакции государственная собственность разделена в зависимости от уровня обобществления на общегосударственную (республиканскую) собственность и собственность административно-территориальных единиц (коммунальную собственность).
5.11.1991 Кабинет Министров Украины принял постановление N 311 "О размежевании государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной собственностью)", которым утвержден перечень государственного имущества Украины, которое передается в собственность административно-территориальных единиц, в т.ч. непосредственно в собственность города Севастополя (коммунальную собственность).
Севастопольский городской и рыночный торг управления "Крымкоопрынкторг" Крымпотребсоюза (Севастопольский горкоопрынкторг) создан на основании постановления правления Крымпотребсоюза от 24.01.1994 N 1 с последующими изменениями согласно постановлению правления Крымпотребсоюза от 12.06.1997 N 108 "О реорганизации организаций собственного хозяйства Крымпотребсоюза" и от 05.06.1998 N 96 "Об утверждении Устава управления Крымкоопторг" Крымпотребсоюза и образовался в 1994 году в результате слияния двух организаций - Севастопольского управления колхозными рынками и Севастопольского горкоопторга.
Из буквального содержания раздела "Общие положения" Положения о Севастопольском горкоопрынкторге, утвержденного 12.08.1998, следует, что организация (Севгоркоопрынкторг) является кооперативной и находится в собственности Крымпотребсоюза, в своей деятельности руководствуется Законом Украины "О потребительской кооперации", действующим законодательством Украины, постановлениями, решениями Съездов, конференций, собраний Совета правления Крымпотребсоюза и настоящим положением. Организация является правопреемником предприятия "Севастопольский горкоопрынкторг", имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать и штамп со своим наименованием.
Юридическое лицо "Крымский республиканский союз потребительских обществ" образовано в 1999 году в организационно-правовой форме "союз потребительских обществ".
13.08.1999 произведена государственная регистрация данного юридического лица и ему присвоен идентификационный код 05501267.
30.10.2002 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации N 1643-р от 28.10.2002 Управлением имуществом СГГА Крымскому республиканскому союзу потребительских обществ выдано свидетельство о праве собственности на объект недвижимого имущества, а именно: здание гостиницы, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Партизанская, 4-А (т.1 л.д.18-21).
В тот же день, 30.10.2002 указанный в свидетельстве от 30.10.2002 объект недвижимого имущества зарегистрирован Государственным коммунальным предприятием "Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества" г. Севастополя на праве коллективной собственности за Крымским республиканским Союзом потребительских обществ, о чем в реестровой книге 11 на странице 48 под реестровым N 621 внесена соответствующая запись.
30.11.2007 года между Севастопольским городским Советом (Арендодатель) и Крымским республиканским союзом потребительских обществ (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,1160 га, кадастровый номер 8536600000:01:005:0047, предоставленного в аренду для обслуживания гостиницы "Приморская" с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, предоставленных для розничной торговли и коммерческих услуг, в т.ч. под существующее 5-этажное строение площадью 0,0458 га и под зелеными насаждениями 0,0050 га (пункты 1.1. и 2.1 договора) (т.1 л.д.25-33).
12.02.2008 право аренды земельного участка зарегистрировано за истцом в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество Украины за N 040866000014, что подтверждается соответствующей отметкой в договоре (т.1 л.д.33).
Как усматривается из выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, арендованный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 91:03:001005:340, правообладатель - субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь на основании Распоряжения N 1545/-РДЗ от 16.02.2018, орган выдачи - ДИЗО г. Севастополя (т.1 л.д.152-153).
В 2014 году истец привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации (дата внесения записи в ЕГРЮЛ 28.11.2014, номер записи 1149102098760), ему присвоен ОГРН 1149102098760 (т.1 л.д.61-65).
16.09.2014 ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" заняло здание гостиницы "Приморская", тем самым ограничив доступ истцу к спорному имуществу, что в свою очередь лишило истца права владения и пользования данным имуществом в своей деятельности по настоящее время.
24.11.2017 года истцом в адрес ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя" направлено требование, в котором истец в связи с реализацией прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом, которые закреплены за Крымским республиканским союзом потребительских обществ, просит освободить занимаемое спорное помещение в срок до 28.11.2017 (т.1 л.д.66).
27.11.2017 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя произведена регистрация права собственности на спорный объект недвижимого имущества за субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Севастополь (запись N 91:03:001005:813-91/001/2017-1) (т.1 л.д.136).
16.01.2018 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществлена государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия на спорное имущество (запись N 91:03:001005:813-91/001/2018-2) (т.1 л.д.137).
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла к следующему.
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Частью 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации установлено, что статус города федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации и уставом города федерального значения, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, ратифицированный 21.03.2014.
Статьей 2 Договора установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты -Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом к исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу части 3 статьи 7 Закон N 6-ФКЗ, Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Пунктом 6 Решения внеочередной сессии от 17.03.2014 N 7156 Севастопольского городского Совета "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Пунктом 3 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крыма" от 17.03.2014 N 1745-6/14 предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного Постановления на территории Республики Крым, является собственностью Республики Крым.
Статьей 34 Устава города Севастополя установлено, Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития города Севастополя, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
Частью 2 статьи 25 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" установлено, что Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон N 56-ЗС) государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 56-ЗС установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона N 56-ЗС Правительство Севастополя в сфере управления государственным имуществом города Севастополя осуществляет следующие полномочия: осуществляет государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя, управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками, охраняемыми природными комплексами и особо охраняемыми природными территориями местного значения, пакетами акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, и в рамках своих полномочий осуществляет контроль за ее использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом города соответствующие исполнительные органы государственной власти города Севастополя; принимает решения по иным вопросам, относящимся к полномочиям Правительства Севастополя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Уставом и законами города Севастополя.
В соответствии с частью 1, 3, 5 статьи 8 Закона N 56-ЗС объекты собственности города Севастополя учитываются в Реестре собственности города Севастополя.
Объектами учета Реестра собственности города Севастополя являются здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства: иное имущество, отнесенное законом к недвижимости; иные объекты собственности города Севастополя.
Организацию учета и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляет исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя.
В соответствии со статьёй 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" правовые акты Правительства по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Правительством. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства.
С учётом Закона Севастополя от 25.07.2014 N 44-ЗС "О государственном имуществе города Севастополя", Распоряжения Правительства Севастополя от 17.09.2014 N 217 "О вопросах управления собственности города Севастополя" и обеспечения деятельности вновь созданного ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничного торговых комплексов Севастополя", распоряжением Правительства Севастополя 25.09.2014 N 244 "О закреплении имущества за ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплектов Севастополя" в реестр собственности города Севастополя включено здание гостиницы, расположенной по адресу: г. Севастополь, ул. Партизанская, 4-а, и закреплено за ГУП г. Севастополя "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплектов Севастополя" на праве хозяйственного ведения. Указанное государственное имущество в тот же день передано имущества по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 3 Временного порядка передачи государственного имущества Севастополя в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных унитарных предприятий, учреждений города Севастополя, утверждённого постановлением правительства Севастополя от 20.06.2014 N 76, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено в распоряжении правительства города Севастополя о передаче конкретного имущества.
На основании изложенного выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно того, что право хозяйственного ведения предприятия в отношении спорного имущества возникло с момента передачи предприятию вне зависимости от момента государственной регистрации данного права.
Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и тем самым восстановить свое нарушенное право собственника предусмотрено статьей 301 ГК РФ.
Исходя из совокупного анализа положений статьи 301 ГК РФ, разъяснений пунктов 32, 34, 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Поскольку истцу с момента выбытия здания было известно, кто является лицом, завладевшим спорным имуществом, что подтверждается им так же в исковом заявлении, вывод суда о наличии такого самостоятельного основания для отказа в иске, как истечение срока исковой давности, признается судебной коллегией верным.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия считает правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований вследствие истечения срока исковой давности.
Довод истца о том, что Крымский республиканский союз потребительских обществ по смыслу части 1 статьи 302 ГК РФ является добросовестным приобретателем спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем не имеется оснований считать, что у истца не возникло право собственности на спорный объект недвижимого имущества, либо оно возникло незаконно, отклоняется судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 29.11.1990 N 506-ХII"О защите суверенных прав собственности Украинской ССР" на территории Республики введен мораторий на любые изменения формы собственности и собственника государственного имущества до введения в действие Закона Украинской ССР о разгосударствлении имущества.
Указом Президиума Верховной Рады Украины от 30.08.1991 N 1452-XII"О передаче предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории Украины, в собственность государства" и Законом "О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины" установлено, что имущество и финансовые ресурсы предприятий, учреждений, организаций и других объектов союзного подчинения, расположенных на территории Украины, являются государственной собственностью Украины.
Таким образом, постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 29.11.1990 N 506 "О защите суверенных прав собственности Украинской ССР" на территории республики введен мораторий на любые изменения формы собственности и собственника государственного имущества до введения в действие Закона Украинской ССР о разгосударствлении имущества.
Статьей 1 Закона Украины "О предприятиях" учреждения, организации союзного подчинения, расположенных на территории Украины от 10.09.1991 N 1540, установлено, что имущество предприятий, учреждений и организаций и других объектов союзного подчинения является государственной собственностью.
Указом Президиума Верховной Рады Украины N 1452-XII от 30.08.1991 признаны недействительными имущественные договоры, которыми изменена форма собственности, заключенные во время действия моратория, установленного постановлением Верховного Совета Украинской ССР N 506-ХII.
Постановлением Верховной Рады Украины от 04.02.1994 N 3943 "Об имуществе общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР" определено, что временно, до законодательного определения субъектов права собственности на имущество общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенного на территории Украины, указанное имущество является общегосударственной собственностью.
Кабинету Министров Украины до 01.03.1994 поручено в установленном порядке определить органы управления указанным имуществом, временно исполнять эти функции до законодательного определения правопреемником указанных обществ, установить, что правопреемником арендодателя по договорам аренды имущественных комплексов, расположенных на территории Украины, которые заключены с центральными органами общесоюзных общественных организаций бывшего союза ССР является Фонд государственного имущества Украины.
Таким образом, спорный объект недвижимости был имуществом бывшего Союза ССР и в соответствии с приведенными нормами являлся государственной собственностью.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2012 N ВАС-12844/12, имела место передача рынков безвозмездно организациям потребительской кооперации не в собственность, а в ведение, то есть в управление.
Постановлением Верховной Рады Украины от 10.04.1992 N 2268-ХII "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины" предусмотрено, что имущество и финансовые ресурсы, расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, находящихся в ведении центральных органов этих организаций, до определения правопреемников общесоюзных общественных организаций бывшего СССР переданы временно Фонду госимущества Украины.
В отношении имущества общесоюзных общественных организаций СССР в связи с законодательной неопределенностью правопреемников такого имущества общесоюзных общественных организаций бывшего СССР и с целью его сохранения в интересах граждан Украины Верховная Рада постановлением от 04.02.1994 N 3943-XII установила, что временно, до законодательного определения субъектов права собственности имущества общесоюзных общественных организаций СССР, расположенного на территории Украины, указанное имущество является общегосударственной собственностью.
Согласно Временному положению о Фонде госимущества Украины и Закону "О Фонде государственного имущества Украины", с принятием которого данное положение утратило силу, Фонд госимущества является государственным органом, который осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм, судебная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, считает, что поскольку спорный объект был имущественным комплексом общественной организации бывшего СССР, расположенным на территории Украины (государственная собственность), то мог быть отчужден только с согласия собственника, которое в материалы дела представлено не было.
В связи с этим, правовых оснований для возникновения у истца права собственности на спорное имущество по законодательству СССР и Украины не имеется, поскольку надлежащие правоустанавливающие документы, подтверждающие переход к истцу права собственности, в материалы дела не представлены.
Таким образом, учитывая вышеуказанное, оснований для возникновения у истца права собственности на спорные объекты не усматривается.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 августа 2019 года по делу N А84-3978/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Крымского республиканского союза потребительских обществ, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3978/2018
Истец: Крымский республиканский союз потребительских обществ
Ответчик: ГУП "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя", ДЕПАРТАМЕНТ АППАРАТА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ, город федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя, ИП Касумова Дулбер Гаджиевна, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1102/20
11.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3394/19
01.10.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3394/19
27.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3978/18