г. Калуга |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А83-7449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Сорокиной И.В. Сладкопевцевой Н.Г. |
судей | |
|
|
при участии в заседании |
|
от истца: Государственное унитарное предприятие "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт"
от ответчика: ООО "Южное морское агентство"
от третьих лиц: Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Южное морское агентство" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А83-7449/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт" (далее - ГУП РК "Крымские морские порты", истец, ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Южное морское агентство" (далее - ООО "Южное морское агентство", ОГРН 1149102080820, ИНН 9111004215) о взыскании портовых сборов в размере 2 289 882,74 рублей по договорам: N СКР/А-14 (рег. N 10-Д-КТП-14) от 17.06.2014 года, N 117-Д-КТП-15 от 30.12.2015 года и N 118-Д-КТП-15 от 30.12.2015 года.
Заявлением от 25.06.2019 года истец уточнил исковые требования по делу в части взыскания задолженности по канальному сбору в размере 1 841 056.65 рублей за период с 28.04.2016 по 31.12.2016 года и пени в размере 1 130 977.05 рублей по договору N 118-Д-КТП-15 от 30.12.2015 года по состоянию на 08.06.2018 года.
Арбитражным судом Республики Крым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2019 (судья Гризодубова А.Н.) исковые требования удовлетворены в полном объеме
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 (судьи Евдокимов И.В., Остапова Е.А., Сикорская Н.И.) решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Южное морское агентство" - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией вышеуказанными судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что судами дана ненадлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, а также допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.06.2014 года между ГУП РК "Крымские морские порты" и ООО "Южное морское агентство" был заключен договор N 10-Д-КТП-14 (далее - договор N 10-Д-КТП-14), по условиям которого, истец оказывал ответчику услуги по заходу судов, предоставлению причалов, осуществлению транзитного прохода Керчь-Еникальским каналом, находящихся под обслуживанием ответчика судов при заходе в порты и судоремонтные предприятия города Керчи в морском порту Керчь и по взиманию портовых сборов с судов, следующих транзитом Керчь-Еникальским каналом.
Согласно выпискам Центра регулирования движения судов истцом ответчику были оказаны услуги в морском порту Керчь, согласно условиям договора.
Истцом были выставлены счета на портовые сборы в сумме 3406,52 рублей, на которые начислены пени 2573,82 рубля. Получение счета подтверждается подписью ответчика с указанием даты его получения.
30.12.2015 года между ГУП РК "Крымские морские порты" и ООО "Южное морское агентство", был заключен договор N 117-Д-КТП-15 (далее - договор N 117-Д-КТП-15), в соответствии с пунктом 2.1. которого, Исполнитель (Истец) принимает на себя обязательства по оказанию услуг судам под флагом Российской Федерации и под флагом иностранных государств при транзитном проходе Керчь-Еникальского канала, начислению и взиманию обязательных портовых сборов, других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ и иными нормативными актами, а также установленными Исполнителем в пределах своей компетенции, а Заказчик (Ответчик) обязуется оплатить эти услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Оказание услуг по договору N 117-Д-КТП-15 от 30.12.2015 года, подтверждается данными, предоставленными ФГУП "Роморпрт", в соответствии с которыми, суда под агентированием ответчика в спорный период, использовали Керчь-Еникальский канал, в связи с чем у него возникла обязанность по оплате канального и навигационного сбора.
Истцом выставлены счета на портовые сборы в сумме 1664,15 рубля, на которые начислены пени в размере 450,64 рублей. Получение счетов ответчиком подтверждается его подписью, с указанием даты получения счета.
30.12.2015 года между ГУП РК "Крымские морские порты" и ООО "Южное морское агентство", был заключен договор N 118-Д-КТП-15 (далее - договор N 118-Д-КТП-15), в соответствии с пунктом 2.1. которого, Исполнитель (Истец) принимает на себя обязательства по оказанию услуг судам под флагом Российской Федерации и под флагом иностранных государств при транзитном проходе Керчь-Еникальского канала, начислению и взиманию обязательных портовых сборов, других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ и иными нормативными актами, а также установленными Исполнителем в пределах своей компетенции, а Заказчик (Ответчик) обязуется оплатить эти услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Пунктом 5.1 договора установлено, что Заказчик оплачивает портовые сборы по ставкам, установленным приказом ГУП РК "КМП" от 31.12.2014 года N 316 "О введении в действие ставок портовых сборов и Правил применения портовых сборов, взимаемых ГУП РК "КМП" в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта", и фактически оказанные Исполнителем услуги по заходу/выходу судна в морской порт Керчь согласно заявкам Заказчика, по ценам, ставкам, тарифам, установленным Исполнителем, согласно Приложению N 2 к настоящему договору.
Пунктами 3.4 и 3.5. договора определено, что ООО "Южное морское агентство" обязалось одновременно с подачей заявки Капитану морского порта Керчь подать заявку на проход судна транзитом (Керчь-Еникальский канал) под его агентированием, в адрес истца по электронной почте до подхода судна к Керчь-Еникальскому каналу в сроки, согласно пунктам 38 - 40 Обязательных постановлений.
В свою очередь, Исполнитель на основании поданных Заказчиком заявок, оформляет счет и передает его по электронной почте на адрес Заказчика, указанный в Договоре. В случае отсутствия заявки Заказчика, Исполнитель оставляет за собой право выставления счета по фактическому пользованию услугой транзитного прохода.
Дополнительным соглашением от 27.05.2016 года N 4 стороны внесли изменения в пункты 2.3 и 5.1 Договора, указав, что расчеты по Договору производятся также в соответствии с Приказом ФАС России от 10.03.2016 года N 223/16 "Об утверждении Правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации" и приказом ГУП РК "КМП" от 25.05.2016 года N 159 "О внесении изменений в приказ ГУП РК "КМП" от 14.04.2016 года N 109 "О введении в действие ставок портовых сборов и Правил применения портовые сборов за услуги, оказываемые ГУП РК "КМП" в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта" и фактически оказанные Исполнителем услуги по заходу/выходу судна в морской порт Керчь, согласно заявкам Заказчика по ценам, ставкам, тарифам, установленным Исполнителем, согласно Приложению N 2 к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью.
07.06.2016 года между ГУП РК "Крымские морские порты" и ФГУП "Росморпорт" было заключено соглашение, согласно которому ФГУП "Росморпорт" оказывает услуги Системы управления движения судов (СУДС) судам, заходящим в морской порт Керчь, а также проходящим подходы к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал).
Пунктами 2.1.3 - 2.1.4 указанного соглашения предусмотрено, что ФГУП "Росморпорт" передает ГУП РК "Крымские морские порты" информацию о заходе и выходе судов в/из морского порта Керчь, движения судов в морском порту Керчь, а также проходе судами подходов к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал).
Указанная информация подается в виде реестра судов, которым оказаны услуги Системы управления движения судов (СУДС).
Из содержания искового заявления следует, что спор между сторонами возник по поводу не оплаты ответчиком канального сбора, при этом услуги СУДС судам, заходящим в морской порт Керчь, а также проходящим подходы к порту Керчь транзитом (КЕК), оказывались истцу третьим лицом по делу - ФГУП "Росморпорт" на основании Соглашения от 07.06.2016 года N 261/ДО-16.
Ссылаясь на то, что выставленные и направленные счета на оплату канального сбора не были оплачены ответчиком, истец обратился к нему с претензией от 01.02.2017 года N 04/462 об оплате суммы задолженности.
Оставление ответчиком указанной претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения ГУП РК "Крымские морские порты" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд Республики Крым пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
В силу части 2 статьи 17 Закона о морских портах, правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами.
В обжалуемых судебных актах правомерно отмечено, что к рассматриваемым правоотношениям сторон подлежат применению положения главы 39 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В соответствии со статьей 19 Закона о морских портах, оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту.
В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: 1) корабельный; 2) канальный; 3) ледокольный; 4) лоцманский; 5) маячный; 6) навигационный; 7) причальный; 8) экологический; 9) транспортной безопасности акватории морского порта.
В силу части 4 статьи 19 Закона о морских портах, перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 года N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены, в том числе, услуги по обеспечению прохода судов по подходным каналам.
Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 31.10.2012 года N 387 "Об утверждении Перечня портовых сборов в морских потах Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 06.11.2014 года N 306) установлено, что канальный, навигационный, маячный сборы в морском порту Керчь взимает ГУП РК "Крымские морские порты".
В Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, данным приказом включены по Керчи корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта сборы (пункт 26.1).
В соответствии с пунктами 1, 4, 16 статьи 4 Закона о морских портах, во взаимосвязи с пунктом 11 главы 2 приказа Минтранспорта РФ от 21.10.2015 года N 313 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Керчь", Керчь - Еникальский канал, являясь подходным каналом к морскому порту Керчь, относится к объектам инфраструктуры морского порта Керчь.
Таким образом, апелляционным судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что акватория морского порта Керчь не включает в себя подходы к морскому порту, к которому в том числе относится Керчь-Еникальский канал, как необоснованный.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (абзац 2 части 1 статьи 424 ГК РФ).
Судами установлено, что ГУП РК "Крымские морские порты", как коммерческая организация, оказывает услуги сферы морского транспорта, в морских портах Республики Крым, по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о морских портах тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. При этом, размер оплаты услуг в морском порту, не относящихся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
В силу части 5 статьи 19 Закона о морских портах, ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.03.2016 года N 222/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ГУП РК "КМП" в морском порту Керчь", вступившим в силу с 17.04.2016 года, утверждены ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ГУП РК "КМП" в морском порту Керчь (Приложение к приказу ФАС России от 10.03.2016 года N 222/16), установлено, что ставки портовых сборов в морском порту Керчь являются предельно максимальными (пункт 2) и что истцом применяются ставки портовых сборов на уровне или ниже предельного максимального уровня (пункт 3).
Исходя из приложения к приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.03.2016 года N 222/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ГУП РК "КМП" в морском порту Керчь", ставка канального сбора дифференцируется в зависимости от того, заходит судно в порт или проходит акватории порта и подходы к порту транзитом, вне зависимости от количества пройденных судном милей и времени следования.
Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.03.2016 года N 222/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ГУП РК "КМП" в морском порту Керчь", исключает неопределенность установленных в нем понятий и не содержит отсылочных норм, в части его применения за исключением Правил применения ставок портовых сборов, установленных в приказе Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.03.2016 года N 223/16.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года N 1546 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов, сборов, платы) в сфере железнодорожных перевозок, услуг в морских портах и аэропортах на территориях Республики Крым и города Севастополя", до введения в действие цен (тарифов, сборов) на оказание услуг в морских портах, аэропортах Республики Крым и г. Севастополя в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 года N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", указанные цены (тарифы, сборы) устанавливались хозяйствующим субъектом, оказывающим такие услуги.
В частности, до 17.04.2016 года ставки навигационного и канального сборов были утверждены приказом ГУП РК "КМП" от 31.12.2014 года N 316 "О введении в действие ставок портовых сборов и правил применения портовых сборов, взимаемых ГУП РК "КМП" в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта" с изменениями.
Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.03.2016 года N 223/16 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
Пунктом 1.2 Правил определено, что портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в порт, выход судна из порта, а также проход судном акватории порта транзитом.
В силу пункта 1.3 Правил, портовые сборы в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов, осуществляющих плавание под государственным флагом Российской Федерации (далее - российские суда), и судов, осуществляющих плавание под флагами иностранных государств (далее - иностранные суда). Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов: все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных; накатные, наплавные суда и контейнеровозы; наливные суда. Иностранные суда, осуществляющие каботажные рейсы, уплачивают портовые сборы по ставкам, установленным для иностранных судов в загранплавании.
В пунктах 1.11, 1.12, 1.14, 1.15 приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.03.2016 года N 223/16, установлен исчерпывающий перечень случаев, обстоятельств, при которых ставки портовые сборы не применяются.
Оснований, согласно которым к судам ответчика должны применяться установленные приказом N 223/16 особые условия, согласно которым ставки портовых сборов не применяются, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Правила плавания судов в акваториях и на подходах к морскому порту "Керчь" регламентированы Обязательными постановлениями в морском порту Керчь, утвержденными Приказом Минтранса России от 21.10.2015 года N 313 (далее - Обязательные постановления).
В пункте 4 Обязательных постановлений установлено, что плавание судов в морском порту и на подходах к нему, стоянка судов в акватории осуществляются в соответствии с Общими правилами и настоящими Обязательными постановлениями.
Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 20.08.2009 года N 140 (зарегистрированы в Минюсте России 24.09.2009 года N 14863) предусмотрено, что при плавании на акватории морского порта и подходах к нему суда должны следовать по установленным схемам разделения движения судов, естественным или искусственным каналам, руслам рек, иным путям движения судов, оснащенным средствами навигационного оборудования и предназначенным для плавания судов (далее - фарватер), а также другим судоходным путям, предназначенным для плавания судов.
В силу пункта 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
В соответствии с пунктом 11 Обязательных постановлений, на подходах к морскому порту Керчь расположены: Керчь - Еникальский канал (КЕК), Керченский подходной канал, канал рыбного порта, канал порта Камыш-Бурун, участок N 1 и акватория у мыса Ак-Бурун (участок N 2).
Таким образом, судами двух инстанций правомерно отмечено, что применительно к пунктам 1, 4 и 16 статьи 4 Закона о морских портах, КЕК, являясь подходным каналом к морскому порту Керчь, относится к объектам инфраструктуры морского порта Керчь.
Согласно примечаниям к Ставкам портовых сборов за услуги, оказываемые ГУП РК "Крымские морские порты" в морском порту Керчь, утвержденным приказом ФАС России от 10.03.2016 года N 222/16, канальный сбор для судов, проходящих КЕК транзитом, взимается за проход акватории порта транзитом и/или подходы к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал).
Таким образом, судами правомерно отмечено, что ставка канального сбора поставлена законодателем в зависимость лишь от того обстоятельства, заходит судно в порт или проходит акваторию порта транзитом.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, спорные суда следовали из Азовского моря в Черное и обратно, не заходя в морской порт Керчь, осуществляя проход акватории порта Керчь транзитом.
При этом, подтверждением факта использования судами, находившимися под агентированием ответчика, Керчь-Еникальского канала, являются квитанции ФГУП "Росморпорт" о предоставлении ответчику услуги Службой управления движением судов "Керчь", а также данные, предоставленные ФГУП "Росморпорт" по соглашению N 261/ДО-16 от 07.06.2016 о пользовании ООО "Южное морское агентство" услугой по безопасному прохождению канала, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность по оплате канального сбора, что им сделано не было, в нарушение условий заключенного договора.
На основании изложенного, с учетом того, что ответчиком не опровергнут факт прохождения судами под его агентированием Керченского пролива транзитом и не предоставлены доказательства оплаты спорной суммы задолженности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика задолженности по канальному сбору в размере 1 841 056,65 рублей.
Частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 6.2. договора предусмотрено, что за несвоевременную оплату счета Исполнитель вправе требовать взыскания с ответчика неустойки в размере 0,1% за каждый день просрочки от просроченной суммы конкретного счета.
Проверив расчет неустойки, произведенный истцом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали его обоснованный и арифметически верным.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика пени в сумме 1 130 977,05 руб.
Согласно статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, а так же соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм материального или процессуального права, о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А83-7449/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.