город Калуга |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А84-1025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
|
Нарусова М.М. Серокуровой У.В. Циплякова В.В. |
при участии в судебном заседании:
|
|
от истца: общество с ограниченной ответственностью "Крымспецсервис"
от ответчика: Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя
от третьего лица: Правительство Севастополя |
Папков В.В., представитель по доверенности N 189/08-2019 от 13.08.2019, сроком на 1 год;
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымспецсервис", на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А84-1025/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крымспецсервис" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее - ответчик, Управление) с учетом уточненных исковых требований просило взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 244922,22 руб., из которых сумма основного долга составляет 90000,00 руб. аванса, внесенного в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, 154922,20 руб. - понесенные расходы, в том числе, на подготовительные и ремонтные работы по размещению нестационарного торгового объекта (далее - НТО) по договорам на размещение нестационарного торгового объекта от 13.08.2018 N 1115-71/2018 лот N 19, N 1116-71/2018 лот N 20, N 1117-71/2018 лот N 21, а также судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 30000,00 руб. и на уплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.08.2019 (судья Морозова Н.А.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 (судьи Остапова Е.А., Евдокимов И.В., Тарасенко А.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Крымспецсервис", не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда округа представитель истца доводы кассационной жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением 20.07.2018 проведен аукцион N И-34/2018 на право заключение договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя: лот N 19: номер места в Схеме - 5178, адрес: Нахимовский ВМО (Северная сторона), ул. Громова, д. 60, площадь места размещения НТО - 30 кв. м, тип НТО - павильон, специализация НТО - продовольственная группа товаров.
Согласно протоколу N 106/И-34/2018 от 20.07.2018 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право на заключения договоров на размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, аукционной комиссией по организации и проведению аукциона на право на заключения договоров на размещение НТО принято решение о признании аукциона по лотам, в частности NN 19, 20, 21, несостоявшимся, поскольку по указанным лотам признан участником аукциона только один заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Крымспецсервис".
Ответчиком в адрес общества направлено уведомление от 23.07.2018 N 4524/25-01-04-22/18 о допуске к участию в аукционе и о признании участником аукциона по извещению от 13.06.2018 N И-34/2018 на право заключения договоров на размещение НТО по лотам NN 19, 20, 21, в котором управление известило истца о том, что общество единственный заявитель, признанный участником аукциона на право заключения договоров на размещение НТО по лотам NN 19, 20, 21, в связи с чем по указанным лотам аукцион признан не состоявшимся.
Между Управлением и Обществом заключены договоры на размещение НТО, как с единственным участником аукциона: N 1115-Н/2018 от 13.08.2018, в соответствии с пунктами 1.1 - 1.4, условиями которого предусмотрено, что уполномоченный орган предоставляет хозяйствующему субъекту право размещения НТО по адресному ориентиру в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Схема), утвержденной постановлением N 1030-ПП, номер в Схеме 5178 с такими характеристиками: адресный ориентир - Нахимовский ВМО (Северная сторона), ул. Громова, д. 60, тип НТО - павильон, площадь места размещения НТО - 30 кв.м, период функционирования - круглогодично, специализация НТО продовольственная группа товаров. Срок действия договора установлен с 13.08.2018 по 31.12.2018 (пункт 1.2 договора). Разделом 3 договора определены размер и порядок платы за размещение НТО. Так, в пунктах 3.1, 3.2. договора определено, что размер платы за размещение НТО за календарный месяц составляет: без НДС 9331,00 руб., НДС 1679,58 руб., всего 11 010,58 руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя: не позднее 15.09.2018 за июль - сентябрь 2018 года; не позднее 15.11.2018 за октябрь - декабрь 2018 года; N 1116-Н/2018 от 13.08.2018, в соответствии с пунктами 1.1 - 1.4, условиями которого предусмотрено, что уполномоченный орган предоставляет хозяйствующему субъекту право размещения НТО по адресному ориентиру в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Схема), утвержденной постановлением N 1030-ПП, номер в Схеме 5179 с такими характеристиками: адресный ориентир - Нахимовский ВМО (Северная сторона), ул. Громова, д. 60, тип НТО - павильон, площадь места размещения НТО - 30 кв. м, период функционирования - круглогодично, специализация НТО продовольственная группа товаров. Срок действия договора установлен с 13.08.2018 по 31.12.2018 (пункт 1.2 договора). Разделом 3 договора определены размер и порядок платы за размещение НТО. Так, в пунктах 3.1, 3.2. договора определено, что размер платы за размещение НТО за календарный месяц составляет: без НДС 9331,00 руб., НДС 1679,58 руб., всего 11010,58 руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя: не позднее 15.09.2018 за июль - сентябрь 2018 года; не позднее 15.11.2018 за октябрь - декабрь 2018 года; N 1117-Н/2018 от 13.08.2018, в соответствии с пунктами 1.1 - 1.4, условиями которого предусмотрено, что уполномоченный орган предоставляет хозяйствующему субъекту право размещения НТО по адресному ориентиру в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (далее - Схема), утвержденной постановлением N 1030-ПП, номер в Схеме 5180 с такими характеристиками: адресный ориентир - Нахимовский ВМО (Северная сторона), ул. Громова, д. 60, тип НТО - павильон, площадь места размещения НТО - 30 кв. м, период функционирования - круглогодично, специализация НТО продовольственная группа товаров. Срок действия договора установлен с 13.08.2018 по 31.12.2018 (пункт 1.2 договора). Разделом 3 договора определены размер и порядок платы за размещение НТО. Так, в пунктах 3.1, 3.2. договора определено, что размер платы за размещение НТО за календарный месяц составляет: без НДС 9331,00 руб., НДС 1679,58 руб., всего 11010,58 руб. Оплата производится в бюджет города Севастополя: не позднее 15.09.2018 за июль - сентябрь 2018 года; не позднее 15.11.2018 за октябрь - декабрь 2018 года. Настоящие договоры действуют с 13.08.2018 по 31.12.2018.
В договорах предусмотрено, что размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет без НДС 9331,00 руб., НДС 1679,58 руб., всего 11010,58 руб. (пункт 3.1. договоров N 1115-Н/2018, N 1116-Н/2018, N 1117-Н/2018).
В пункте 5.2.3. договоров N 1115-Н/2018, N 1116-Н/2018, N 1117-Н/2018 стороны предусмотрели основания для одностороннего отказа уполномоченного органа.
В порядке досудебного урегулирования спора, Обществом направлена претензия от 18.12.2018 N 268/12-2018 о нарушении условий договоров от 13.08.2018 N 1115-71/2018 лот N 19, N 1116-71/2018 лот N 20, N 1117-71/2018 лот N 21 и возмещение причиненных убытков на сумму понесенных расходов, в том числе на подготовительные и ремонтные работы по размещению НТО по лотам в размере 154922,22 рублей и 90000,00 руб. за внесенный аванс в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Рассмотрев претензию, Управление в письме от 18.01.2019 N 114/01-21-01-00-11/02/19 указало на то, что с целью сохранения мест для размещения НТО, комиссия по разработке Схемы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1097-ПП, рассмотрела вопрос и приняла решение об изменение адресного ориентира вышеуказанных мест.
Истец, ссылаясь на невозможность размещения НТО в местах, определенных договором и Схемой, по не зависящим от Общества причинам, указал, что договоры расторгнуты Управлением в односторонним порядке по основаниям, перечисленным в подпункте 7 пункта 5.2.3 договоров N 1115-Н/2018, N 1116-Н/2018, N 1117-Н/2018, учитывая, что денежные средства в добровольном порядке не перечислены, общество обратилось с настоящим иском в суд.
Суды, рассматривая спор по существу, исходя из фактических обстоятельств дела, правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с недоказанностью виновных действий или бездействий ответчика и возникших у истца убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что истцом не представлено доказательств необходимой совокупности обстоятельств для взыскания убытков с ответчика, виновных действий либо бездействий ответчика, а также причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у общества убытками.
Исходя из положений статей 15,16, 393 Гражданского кодекса РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В предмет доказывания по настоящему спору входят наличие фактов причинения убытков, ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, а также причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и причиненными убытками, которая должна подтверждаться допустимыми и относимыми доказательствами, предусмотренными законом и иными нормативными актами.
Общество, ссылаясь на невозможность размещения НТО в местах, определенных договором и Схемой, по не зависящим от него причинам, указало, что договоры расторгнуты Управлением в односторонним порядке по основаниям, перечисленным в подпункте 7 пункта 5.2.3 договоров N 1115-Н/2018, N 1116-Н/2018, N 1117-Н/2018.
Судами установлено, что в подпункте 7 пункта 5.2.3 договоров перечислено пять оснований одностороннего отказа Управления от исполнения договоров в связи с принятием Комиссией по разработке Схемы размещения нестационарных их объектов на территории города Севастополя решения об исключении места из Схемы в связи с: передачей земельного участка, в границах которого находится место размещения объекта, в федеральную собственность; необходимостью использования территории, в границах которой находится место размещения объекта, для целей, связанных с реализацией государственных программ и (или) приоритетных направлений деятельности города Севастополя в социально-экономической сфере, развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов, ремонтом и (или) реконструкцией автомобильных дорог; необходимостью использования территории, в границах которой находится место размещения Объекта, для целей капитального строительства, размещением объектов благоустройства согласно утвержденным документам территориального планирования; изменением градостроительных регламентов в отношении территории, в границах которой находится место размещения Объекта; выявлением несоответствия места размещения объекта требованиям федерального законодательства и (или) законодательства города Севастополя.
При этом, обществом не указано на основании какого именно из пяти перечисленных случаев в подпункте 7 пункта 5.2.3 договоров ответчик отказался от исполнения настоящих договоров, а также, что данное условие договоров подразумевает под собой принятие Комиссией по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя решения об исключении места из Схемы и не подразумевает под собой принятия решения об изменении Схемы.
Как установлено судами из материалов дела, по результатам рассмотрения претензии истца от 18.12.2018 о возмещении ущерба, Управление в письме, полученным обществом 24.01.2019, сообщает о рассмотрении вопроса и принятии решения об изменении адресного ориентира мест размещения НТО в связи с большим количеством жалоб.
На основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", Устава города Севастополя, Правительством Севастополя издано постановление N 1030-ПП от 09.11.2015, которым утвержден порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Севастополя, а также схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя на период до 01.01.2020.
Решением комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя 07.12.2019, оформленное протоколом N 80, изменен адресный ориентир в отношении следующих мест размещения НТО: N 5178, предусмотренного картой Н13, с "ул. Громова, 60" на "ул. Громова, 56"; N 5179, "ул. Громова, 56", предусмотренного картой Н13, с "ул. Громова, 60" на "ул. Громова, 56"; N 5180, "ул. Громова, 56", предусмотренного картой Н13, с "ул. Громова, 60" на "ул. Громова, 56".
Изменения относительно адресного ориентира внесены в Схему размещения НТО на территории города Севастополя посредством принятия Правительством Севастополя постановления от 26.12.2018 N 946-ПП, которым были внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 N 1030-ПП, которое вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Пунктом 5.4 договоров определен порядок одностороннего отказа уполномоченного органа от исполнения договора размещения НТО, согласно которого, для одностороннего отказа управления от исполнения договора необходимо разместить соответствующее уведомление о таком отказе на официальном сайте Правительства Севастополя и вручить хозяйствующему субъекту под расписку или направить почтой с уведомлением о вручении по адресу хозяйствующего субъекта либо иным другим способом с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование даты его получения хозяйствующим субъектом. Договор считается расторгнутым в порядке, предусмотренном в настоящем пункте по основаниям, предусмотренным в подпункте 7 пункта 5.2.3 настоящего договора, - через три месяца с даты надлежащего уведомления Уполномоченным органом Хозяйствующего субъекта об одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора.
При этом, как указали суды, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о намерении Управления отказаться в одностороннем порядке от исполнения заключенных с обществом договоров на размещение НТО, в том числе, Управлением не проводилась процедура, предусмотренная пунктом 5.4 договоров, необходимая для одностороннего отказа ответчика от исполнения обязательств по договорам.
Кроме того, истцом не доказан факт невозможности размещения НТО в период действия договора по независящим от него причинам, тогда как, о наличии препятствия для размещения НТО в этот период Управление уведомлено не было.
При этом, судами обоснованно отмечено, что оснований относительно того, каким образом изменения в установленном порядке Схемы размещения НТО, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019, могли бы повлиять на право истца установить НТО по ранее установленному адресу в период действия договоров, срок действия которых определен по 31.12.2018, не имеется.
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, установив фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку доказательств бесспорно и объективно свидетельствующих о наличии предусмотренной совокупности оснований для взыскания с ответчика убытков в заявленном обществом размере, не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А84-1025/2019 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Нарусов М.М. |
Судьи |
Серокурова У.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.