г. Калуга |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А09-4944/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Солодовой Л.В., |
|
Сорокиной И.В., |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - ООО "Строй КА" |
не явились, извещены надлежаще; |
от ответчика -Брянская область в лице Департамента финансов Брянской области
от ответчика - Управление имущественных отношений Брянской области
от третьих лиц - |
Галушко Д.В. (дов. N 07-01/2 от 09.01.2020);
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской области в лице Департамента финансов Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по делу N А09-4944/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй КА" (далее - истец, общество, ООО "Строй КА", ОГРН 1023201062829, ИНН 3232021782) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской области (далее - ответчик 1, управление, ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309) о взыскании убытков в сумме 26 981 302 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2015 по 16.04.2018 в сумме 6 098 485 руб. 44 коп.; при недостаточности денежных средств о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Департамента финансов Брянской области (далее - ответчик 2, департамент, ОГРН 1023202746577, ИНН 3234012310) убытков в сумме 26 981 302 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 6 098 485 руб. 44 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства Брянской области, общество с ограниченной ответственностью "СМУ-1 Брянскстрой", Жилищно-строительный кооператив "Литейная 61/3", Брянская городская администрация, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домоуправление" (далее - третьи лица).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2018 удовлетворено ходатайство истца о замене субсидиарного ответчика на Брянскую область в лице Департамента финансов Брянской области и об уточнении исковых требований к субсидиарному ответчику.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец просил взыскать убытки в сумме 26 000 000 руб. и заявил отказ от иска в части взыскания убытков в сумме 981 302 руб. и процентов за период с 06.10.2015 по 31.08.2018 в сумме 6 796 081 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 производство по делу в части взыскания убытков в сумме 981 302 руб. и процентов за период с 06.10.2015 по 31.08.2018 в сумме 6 796 081 руб. прекращено в связи с отказом истца от иска. Исковые требования о взыскании убытков в сумме 26 000 000 руб. удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 решение Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части привлечения ответчика-2 к субсидиарной ответственности, департамент обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020, указав надлежащего единственного главного распорядителя бюджетных средств публичного образования "Брянская область", как то установлено законом.
В обоснование доводов жалобы департамент ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора и нарушение норм материального права.
По мнению кассатора, управление не является подведомственным департаменту получателем бюджетных средств, а является одновременно и главным распорядителем бюджетных средств, и получателем бюджетных средств, в связи с чем, департамент необоснованно определен судом субсидиарным ответчиком по денежным обязательствам управления.
Представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил её удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящую кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Проверив в оспариваемой части в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, с учетом пояснений представителя департамента, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 27.02.2015 между Управлением имущественных отношений Брянской области, Департаментом строительства и архитектуры Брянской области (департаментом) и ООО "Строй КА" (новым инвестором) заключен договор N 3 о передаче новому инвестору (подрядчику) дополнительно земельных участков для завершения строительства бесплатно.
Согласно пункту 2.1 предметом договора является предоставление права ООО "Строй КА" на заключение с ЖСК "Литейная 61" договора подряда по завершении строительства объекта (выполнению перечня работ на сумму, равную рыночной стоимости дополнительного земельного участка) в срок, не превышающий 4 месяца с момента подписания договора подряда при строительстве проблемного объекта - 9-этажный жилой дом (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61, расположенном на земельном участке, кадастровый номер 32:28:01 08 03:0003 площадью 46 919 кв. м, и предоставлением Управлением имущественных отношений Брянской области дополнительно земельного участка площадью 10 000 кв. м, в кадастровом квартале 32:28:0015407, расположенный по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1). Дополнительно земельный участок предоставляется после завершения строительства объекта и выполнения победителем конкурса работ на сумму, равную рыночной стоимости земельного участка с подтверждением выполненных работ формами КС-2, КС-3, а также письменным подтверждением о выполненных работах от ЖСК. Земельные участки предоставляются победителю конкурса в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.4 договора для реализации предмета договора новый инвестор (подрядчик) обязуется в течение 10 календарных дней с момента подписания договора подписать с ЖСК "Литейная 61" договор подряда по завершении строительства объекта 9-этажный жилой дом (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61 (выполнению всех оставшихся работ и мероприятий), при условии наличия разрешительной документации на строительство объекта незавершенного строительством. Новый инвестор (подрядчик) обязуется за счет собственных или привлеченных средств в срок, не превышающий 4 месяца с момента подписания договора подряда, своими силами, либо с привлечением субподрядных организаций качественно, с соблюдением требований строительных норм и правил обеспечить завершение строительства объекта (выполнение общестроительных и специальных работ), согласно сметной стоимости, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61.
Департамент обязан в течение 2 рабочих дней с момента предоставления новым инвестором документации, подтверждающей завершение строительства объекта (выполнение общестроительных и специальных работ, согласно сметной стоимости работ по объекту), должен письменно уведомить управление об исполнении новым инвестором обязательств по завершении строительства объекта в соответствии с п. 3.4 договора (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 4.2 договора управление после получения письменного подтверждения от департамента о завершении строительства жилого дома - 9-этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61, в полном объеме новым инвестором и его письменного обращения, а также обращения ЖСК "Литейная 61/3", обязано приступить в течение 2-х дней к оформлению права собственности новому инвестору на земельный участок в соответствии с установленным порядком (издать приказ о передаче земельного участка в собственность) - площадью 10 000 кв. м в кадастровом квартале 32:28:0015407:, расположенного по адресу: г. Брянск, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова, с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1), и направить его новому инвестору. На момент передачи дополнительного земельного участка инвестору, он должен соответствовать вышеуказанным критериям: стоять на кадастровом учете, иметь кадастровый номер, с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находиться в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1). В случае несоответствия указанного земельного участка вышеназванным требованиям, Управление имущественных отношений и Департамент строительства и архитектуры Брянской области должны предоставить инвестору по согласованию другой земельный участок в черте города Брянска, обладающий такими же характеристиками.
Договор действует с момента подписания его сторонами до момента полного исполнения сторонами обязательств по договору (пункт 5.1 договора).
Согласно пункту 6.2 договора в случае, если одна из сторон договора нарушает принятые на себя обязательства, она обязана по требованию другой стороны договора возместить причиненные своими действиями убытки, в том числе упущенную выгоду.
10.03.2015 между ООО "СМУ-1 Брянскстрой" (заказчик-застройщик) и ООО "Строй КА" (подрядчик) заключен договор подряда по выполнению работ на объекте строительства 9-этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора стороны договорились на основании договора "о передаче новому инвестору (подрядчику) дополнительно земельных участков для завершения строительства бесплатно" от 27.02.2015 N 3, разрешения на строительство N RU32301000-299-А, выданного Брянской городской администрацией, о совместном взаимодействии с целью выполнения работ по достройке 9-этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61, в следующем порядке:
Подрядчик на основании свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N 0094.02-2011-3255510194-С-199 от 12.07.2011, выполнит следующие общестроительные работы на сумму 26 000 000 руб.: работы по содержанию территории строительной площадки; содержание заказчика; устройство вертикальной планировки; благоустройство придомовой территории; монтаж внутридомовых систем водопровода, канализации, отопления и вентиляции; монтаж электроосвещения и электрооборудования жилого дома; монтаж узлов учета на отопление и горячее водоснабжение; монтаж системы пожарной сигнализации, телевидения, домофонизации; отделочные работы мест общего пользования и лестничных клеток, а также отделка технического помещения для размещения уборочного инвентаря и спецодежды; строительные работы по подвалу и техэтажу; выполнит все технические условия, произведет оплату за все технологические подключения либо компенсирует данные расходы заказчику-застройщику; оказывает содействие заказчику-застройщику в получении положительного заключения Государственной строительной инспекции Брянской области в соответствии с проектно-сметной документацией, утвержденной в установленном порядке, строительными нормами и правилами, техническими регламентами и нормативами, нормативными документами в области ценообразования в строительстве и др., в объеме, сроки и по стоимости, оговоренной сторонами в договоре (пункт 1.2 договора).
Расчетная стоимость работ определяется на основании сметы и составляет 26 000 000 руб. (пункт 2.1 договора).
Начало работ - в течение 10 календарных дней со дня проведения конкурса по определению инвестора и заключения договора с Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и Управлением имущественных отношений Брянской области по передаче земельных участков в собственность подрядчику. Срок выполнения - 4 месяца со дня начала работ (пункты 5.1, 5.2 договора).
В соответствии с пунктом 6.1 договора оплата подрядчику за выполненные работы производится Управлением имущественных отношений Брянской области земельным участком площадью 10 000 кв. м, расположенном в кадастровом квартале 32:28:0015407 по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, на пересечении ул. Камозина и ул. Ульянова с видом разрешенного использования многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов от 4 до 17 этажей (Ж1), путем передачи в собственность подрядчику согласно постановлению администрации Брянской области N 1091 от 02.12.2011 в соответствии с Законом Брянской области от 12.07.2011 N 66-З "О дополнительных мерах по защите прав участников долевого строительства на территории Брянской области".
Согласно пункту 6.2 договора по завершении выполнения работ и оформлению документов (п. 7.8.2 договора) Управление имущественных отношений Брянской области в 5-ти дневный срок передает подрядчику в собственность земельный участок.
В силу пунктов 7.8.1, 7.8.2 договора подрядчик на объекте ежемесячно предъявляет заказчику-застройщику выполненный объем работ с предоставлением следующих документов: акты приемки выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3. Заказчик-застройщик в течение пяти дней рассматривает представленные документы и принимает решение по их оформлению: подписывает формы КС-2, КС-3, для оплаты в установленном порядке, скрепив подписью и печатью, и возвращает подрядчику.
Завершением работ по договору является выполнение в полном объеме работ, предусмотренных договором, передача подрядчиком заказчику-застройщику объекта по акту с приложением оформленной в установленном порядке исполнительной, технической документации в объеме выполненных работ, а также сдача подрядчиком выполненных специальных работ Управлению Ростехнадзора (пункт 9.1 договора).
Договор подписан со стороны ООО "СМУ-1 Брянскстрой", ООО "Строй КА" и согласован с ЖСК "Литейная 61/3" и Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.
Во исполнение условий заключенного договора с ООО "СМУ-1 Брянскстрой" общество "Строй КА" выполнило работы на объекте строительства 9-этажного жилого дома (позиция 3) с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 61, о чем оформлены акты о приемке выполненных работ формы КС-2 N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13 (отчетный период с 01.09.2015 по 30.09.2015), справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 N 1 на общую сумму 26 981 302 руб., подписанные стороной заказчика ООО "СМУ-1 Брянскстрой" без замечаний к объему и качеству выполненных работ и согласованные с ЖСК "Литейная 61/3" и Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.
Комиссионным актом приемки объекта капитального строительства от 21.08.2015 установлено, что строительство "9-этажного жилого дома с надстройкой 10 этажа по ул. Литейной в Бежицком районе г. Брянска", выполненное в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и действующими нормативными техническими документами, считается принятым от генподрядчика для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Брянская городская администрация выдала 28.08.2015 ООО "СМУ-1 Брянскстрой" разрешение на ввод в эксплуатацию 9-этажного жилого дома с надстройкой 10 этажа, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Брянск, Бежицкий р-н, ул. Литейная, д. 65, N 32-301-299-2008 (т. 3, л.д. 19-22).
Письмом N 115 от 30.09.2015 (т. 3, л.д. 38) ООО "Строй КА" сообщило департаменту и управлению о выполнении им работ на объекте на сумму 26 981 302 руб., в связи с чем просило подготовить необходимые документы на оформление собственности на земельный участок с разрешенным видом использования для строительства многоэтажных жилых домов (Ж1).
Департамент строительства и архитектуры Брянской области письмом от 01.10.2015 N 1977-ДС сообщил управлению о выполнении ООО "Строй КА" строительных работ на объекте на сумму 26 000 000 руб. и введении дома в эксплуатацию, в связи с чем просил исполнить пункты 4.2, 4.3 договора и до 09.10.2015 издать приказ о передаче в собственность дополнительного земельного участка (т. 3, л.д. 36-37).
Письмом от 16.04.2018 ООО "Строй КА" направило в адрес Управления имущественных отношений Брянской области, Департамента строительства Брянской области и Департамента финансов Брянской области письмо с предложением в досудебном порядке в срок до 20.04.2018 издать приказ о передаче предусмотренного договором N 3 от 27.02.2015 земельного участка в собственность ООО "Строй КА" либо возместить стоимость земельного участка, равноценного стоимости результатов подрядных работ в размере 26 981 302 руб., а также оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2015 по 16.04.2018 (т. 1, л.д. 19-20).
Поскольку направленные претензии были оставлены без ответа, а изложенные в них требования ответчиками в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении оспариваемых судебных актов, в части привлечения ответчика-2 к субсидиарной ответственности, арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного постановлением Администрации Брянской области от 30.10.2006 N 637, с изменениями на 02.04.2019 (далее - Положение от 30.10.2006 N 637), Управление является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области.
Управление является самостоятельным органом в структуре органов исполнительной власти, который подотчетен Губернатору Брянской области и правительству Брянской области. Финансовое обеспечение деятельности управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти. Имущество управления относится к государственной собственности Брянской области, учитывается на его балансе и находится в оперативном управлении (пункты 1.2, 1.6, 1.7 Положения от 30.10.2006 N 637).
В соответствии с пунктом 3.16 Положения от 30.11.2006 N 637 управление является главным распорядителем, получателем бюджетных средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета областного бюджета в соответствии с возложенными полномочиями.
По организационно-правовой форме Управление имущественных отношений Брянской области является казенным учреждением (код по ОКОПФ 75204).
Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с требованиями статьи 123.22 ГК РФ государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Как верно установлено судами на основании материалов дела, имущество управления относится к государственной собственности Брянской области.
Согласно Положению о Департаменте финансов Брянской области, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 28.01.2013 N 52 (с изменениями на 19.01.2019), Департамент финансов Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики на территории региона и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Брянской области (пункт 1.1). Департамент обладает правами юридического лица (пункт 1.3); исполняет судебные акты (пункт 3.2.72); как главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств в соответствии с законом об областном бюджете (пункт 3.3): отвечает соответственно от имени Брянской области по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пункт 3.3.13). Обеспечивает защиту интересов казны Брянской области в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, у мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.15).
Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В соответствии с требованиями частей 1, 7 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
По смыслу указанных правовых норм, основанием для привлечения собственника имущества к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее.
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, субсидиарная ответственность является дополнительной к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Вследствие чего данная ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований, в частности, при отсутствии денежных средств и имущества у казенного предприятия - основного должника.
При этом специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с казенного предприятия и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет казны, заключается в том, что взыскание первоначально обращается на имущество, закрепленное за предприятием, а в случае его недостаточности - субсидиарного должника.
При указанных обстоятельствах арбитражные суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае к субсидиарной ответственности Брянская область в лице Департамента финансов Брянской области подлежит привлечению только при недостаточности имущества у основного должника - Управления имущественных отношений Брянской области.
Довод заявителя о том, что он является главным распорядителем бюджетных средств и выступает в суде по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов (но не имущества) бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, а суды не установили подведомственность ответчика -1 ответчику-2, подлежит отклонению на основании вышеизложенного, поскольку не опровергает правомерности и обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций о привлечении к субсидиарной ответственности собственника казенного учреждения - Брянской области в лице главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации, по иску к субъекту Российской Федерации, предъявляемому лишь при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению, для исполнения его денежных обязательств.
Департамент финансов Брянской области осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя денежных средств областного бюджета и отвечает соответственно от имени Брянской области за исполнение денежных обязательств предъявленных к исполнению за счет казны Брянской области (Положение о Департаменте финансов Брянской области N 52 от 28.01.2013 п.3.15).
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения настоящей кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 10.07.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по делу N А09-4944/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
...
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 июня 2020 г. N Ф10-2543/20 по делу N А09-4944/2018