8 июля 2020 г. |
Дело N А84-1491/2018 |
г. Калуга |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
|
судей |
Радюгиной Е.А., Чаусовой Е.Н. |
|
при участии в заседании: от ООО "ТР-Цемент" 344000, г.Ростов-на-Дону, ул.Береговая, д.29, оф.17 ОГРН 1136164001016 от Севастопольской таможни 299011, г.Севастополь, пл.Нахимова, д.5а ОГРН 1147746418423 |
не явились, извещены надлежаще
Плешивцевой Л.В. - представитель, дов. от 31.12.2019 N 04-60/03 |
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Севастопольской таможни на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15.10.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу N А84-1491/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТР-Цемент" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решений Севастопольской таможни (далее - Таможня) от 31.12.2017 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10011010/111217/0000372 и от 11.01.2018 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10011010/100118/0000002, а также о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 57471 руб. и также транспортных расходов представителя в размере 17494,05 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.08.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.05.2019 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15.10.2019, принятым по результатам нового рассмотрения дела, заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя Таможни, поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Обществом в Таможню была представлена предварительная декларация на товары N 10011010/111217/0000372, в которой был заявлен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, товар - портландцемент серый, предназначенный для общестроительных работ, и не предназначенный для дорожного строительства, марка CEM I 42.5 R, неогнеупорный, согласно стандартам турецкого института стандартов EN 197-1:2011 соответствует требованиям ГОСТ 311082016, ГОСТ 30515-2013, происхождение - Турция, изготовитель: NUH CIMENTO SANAYI A.S., TURKEY, товарный знак: отсутствует.
Среди прочих документов, представленных вместе с декларацией, в Таможню были представлены сертификат соответствия от 17.05.17г. N РОСС ТR.СГ43.В02718 сроком действия с 17.05.17г. по 16.05.18г., действие которого распространялось на серийный выпуск продукции портландцемент марки "NUH" производителя UH CIMENTO SANAYI A.S., Турция, акт отбора образцов от 16.03.17г. N 2ик портландцемент марки "N 1113" (цель отбора - сертификация), протокол испытаний от 10.05.17г. N 235 испытательной лаборатории ООО "Инициатива" о соответствии товара требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 305152013.
Таможней были запрошены у Общества дополнительные документы, в том числе - документы (сведения) о проведении/непроведении дополнительного инспекционного контроля в отношении товара, включающего отбор проб цемента на границе в соответствии с положениями ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", а также акт по результатам анализа состояния производства, акт по результатам инспекционного контроля.
Поскольку указанные документы не были представлены, 31.12.17г. Таможней было принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ N 10011010/111217/0000372 на основании п.1 ст.201 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По декларации на товары N 10011010/100118/0000002 Общество заявило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар - клинкер портландцементный, предназначенный для производства портландцемента и дальнейшего использования в качестве строительного материала для наружных и внутренних строительных работ, а также общестроительного назначения, товарной марки "КАУСГМ", производства Турции. В графе 31 декларации, было заявлено, что товар соответствует требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
Одновременно с декларацией среди прочих документов были представлены сертификат соответствия от 13.11.17г. N РОСС ТЯ.СГ43В.02732, сроком действия до 12.11.18г., действие которого распространялось на серийный выпуск продукции клинкер портландцементный марки "KAVCIM", производитель KAVCIM CIMENTO SANAYI VE TICARET ANONIM SIRKETI., Турция, указывающий на соответствие товара требованиям ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30515-2013.
В отношении данного товара Таможней также были запрошены у Общества дополнительные документы, в том числе - документы (сведения) о проведении/непроведении дополнительного инспекционного контроля в отношении товара, включающего отбор проб цемента на границе в соответствии с положениями ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", а также акт по результатам анализа состояния производства, акт по результатам инспекционного контроля.
В связи с их непредставлением, Таможней было принято решение от 11.01.18г. об отказе в выпуске товара по ДТ N 10011010/100118/0000002 на основании пп.1 п.1 ст.125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Считая решения Таможни об отказе в выпуске товара по указанным декларациям, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суды исходили из того, что в силу п.3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза (утверждено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, далее - Положение N 294) к документам, удостоверяющим соответствие продукции обязательным требованиям, относится сертификат соответствия.
В ходе таможенного контроля Обществом был представлен сертификат соответствия от 17.05.17г. N РОСС ТR.СГ43.В02718 сроком действия с 17.05.17г. по 16.05.18г., действие которого распространялось на серийный выпуск продукции портландцемент марки "NUH" производителя UH CIMENTO SANAYI A.S., Турция, и подтверждало соответствие ввозимого товара требованиям ГОСТ 31108-2016 "Цементы общестроительные. Технические условия" и ГОСТ 30515-2013 "Цементы. Общие технические условия". Подлинность сертификата, полномочия выдавшей этот сертификат организации, а также достоверность указанных в нем сведений Таможней не опровергнуты.
Отклоняя доводы Таможни и непредставлении Обществом дополнительных документов, в том числе - документов (сведений) о проведении/непроведении дополнительного инспекционного контроля в отношении товара, включающего отбор проб цемента на границе в соответствии с положениями ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов", а также акт по результатам анализа состояния производства, акт по результатам инспекционного контроля, суды указали, что указанны сам по себе не предусматривает предоставление результатов инспекционного контроля, проведенного органом по сертификации, таможенному органу, имеет рекомендательный характер, утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом.
Однако, судами не учтено следующее.
На основании п.1 ст.53 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор и Союз) продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.
В интерпретации Суда Евразийского экономического союза, приведенной в консультативном заключении от 31.10.2019 N СЕ-2-2/4-19-БК, данная норма содержит императивное предписание, установленное в ней требование о безопасности носит общий характер и относится ко всей продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза.
В развитие положений п.1 ст.53 Договора взаимосвязанными положениями п.1 ст.7, пп.10 п.1 ст.2 и пп.3 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при условии соблюдения запретов и ограничений, под которыми понимаются, в том числе, применяемые в отношении перемещаемых товаров меры технического регулирования.
На основании пп.3 п.2 ст.351 ТК ЕАЭС обеспечение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза - относится к функциям таможенных органов.
Анализ приведенных положений права Союза позволяет сделать вывод о том, что обеспечение безопасности товаров, выпускаемых в обращение на территории Союза, относится к сфере публичного интереса, в связи с чем отношения, возникающие между декларантами и таможенными органами, связанные с подтверждением соответствия ввозимых товаров, строятся на императивных началах. Объем и порядок подтверждения соответствия товаров устанавливаются законодательством и не зависят от усмотрения декларанта.
В Российской Федерации отношения, возникающие при оценке соответствия продукции (соблюдения требований, предъявляемых к продукции), регулируются Федеральным законом ""О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно п.3 ст.46 Закона N 184-ФЗ на Правительство Российской Федерации возложена обязанность до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждать и ежегодно уточнять единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом в силу п.2 ст.184 Закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу данного Закона.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации приняло Постановление "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" от 01.12.2009 N 982 (далее - Постановление N 982)
Пунктом 3 указанного Постановления поручено Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе утвержденных единых перечней продукции обеспечить публикацию информации: о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования; о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" от 03.09.2015 N 930 к числу продукции, подлежащей обязательной сертификации, отнесен цемент: портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров.
Технический регламент в отношении цемента до настоящего времени не принят. В связи с этим Росстандарт во исполнение п.3 Постановления N 982 разместил в электронно-цифровой форме на своем официальном сайте www.gost.ru информацию о том, что ввозимые в Российскую Федерацию портландцементы должны соответствовать ГОСТ Р 56836-2016.
Обязательность соответствия рассматриваемых товаров требованиям указанного ГОСТа не противоречит тому, что сам по себе данный национальный стандарт вводился в действие как стандарт добровольного применения. Согласно ч.ч.1 и 3 ст.26 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В том числе такие иные требования установлены законодательством Российской Федерации и нормами международного права в тех случаях, когда публичный интерес требует обеспечения безопасности продукции.
Принимая во внимание изложенное, нормы, регламентирующие вопросы соответствия товаров, продукции определенным требованиям безопасности, установленные в целях защиты интересов третьих лиц, направлены на имплементацию п.1 ст.53 Договора, являются элементом публичного порядка Российской Федерации, и в силу этого обладают императивным характером.
Соответственно, безопасность ввозимого Обществом в Российскую Федерацию портландцемента должна подтверждаться в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016, а выводы судов первой и апелляционной инстанций о необязательности применения этого национального стандарта применительно к отношениям, связанным с таможенным контролем за соблюдением запретов и ограничений при выпуске товаров в обращение на территории Союза противоречит императивным нормам права Союза, а именно, положениям п.1 ст.53 Договора и взаимосвязанным положениям п.п.1 и 2 ст.7, пп.3 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС, п.2 ст.184 Закона N 184-ФЗ и п.3 Постановления N 982.
Указанная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 N 310-ЭС19-28641 по делу N А84-3151/2018 со схожими фактическими обстоятельствами между теми же сторонами.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что выводы судов о несоответствии оспариваемых Обществом ненормативных правовых актов Таможни закону основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 октября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года по делу N А84-1491/2018 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ТР-Цемент" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и може быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.А.Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязательность соответствия рассматриваемых товаров требованиям указанного ГОСТа не противоречит тому, что сам по себе данный национальный стандарт вводился в действие как стандарт добровольного применения. Согласно ч.ч.1 и 3 ст.26 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В том числе такие иные требования установлены законодательством Российской Федерации и нормами международного права в тех случаях, когда публичный интерес требует обеспечения безопасности продукции.
Принимая во внимание изложенное, нормы, регламентирующие вопросы соответствия товаров, продукции определенным требованиям безопасности, установленные в целях защиты интересов третьих лиц, направлены на имплементацию п.1 ст.53 Договора, являются элементом публичного порядка Российской Федерации, и в силу этого обладают императивным характером.
Соответственно, безопасность ввозимого Обществом в Российскую Федерацию портландцемента должна подтверждаться в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016, а выводы судов первой и апелляционной инстанций о необязательности применения этого национального стандарта применительно к отношениям, связанным с таможенным контролем за соблюдением запретов и ограничений при выпуске товаров в обращение на территории Союза противоречит императивным нормам права Союза, а именно, положениям п.1 ст.53 Договора и взаимосвязанным положениям п.п.1 и 2 ст.7, пп.3 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС, п.2 ст.184 Закона N 184-ФЗ и п.3 Постановления N 982.
Указанная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 N 310-ЭС19-28641 по делу N А84-3151/2018 со схожими фактическими обстоятельствами между теми же сторонами."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2020 г. N Ф10-929/19 по делу N А84-1491/2018
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-929/19
25.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2546/18
15.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1491/18
20.05.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-929/19
13.05.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1491/18
11.04.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1491/18
14.12.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2546/18
16.08.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1491/18