г.Калуга |
|
8 июля 2020 г. |
Дело N А62-3465/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 08.07.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Егоровой С.Г. Солодовой Л.В. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Малиновской А.Н. |
||
при участии в заседании
от истца: АО "АтомЭнергоСбыт"
от ответчика: ООО "ВЫСОТкА" |
Боженковой Т.Д. (дов. от 30.10.2019 N 505);
Марченковой Е.В. (выписка из ЕГРЮЛ от 30.06.2020), Кафарова Э.В. оглы (дов. от 09.01.2020);
|
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЫСОТкА" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А62-3465/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278, (далее - АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВЫСОТкА", ИНН 6727028426, ОГРН 1166733064530, (далее - ООО "ВЫСОТкА") 231 670,95 руб. задолженности за февраль 2019 года и 21 074,72 руб. законной неустойки за период с 16.03.2019 по 11.10.2019 и с 12.10.2019 по день фактической оплаты долга в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.10.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО "ВЫСОТкА" обратилось в суд округа с кассационной жалобой (с дополнениями), в которой просит отменить решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019, удовлетворив заявленные требования в части 189 316 руб. 26 коп. долга.
В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель АО "АтомЭнергоСбыт" доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзывах на кассационную жалобу и дополнения к ней.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявителем были представлены в суд кассационной инстанции дополнительные документальные доказательства, которые отсутствуют в материалах дела.
Представитель АО "АтомЭнергоСбыт" возражал относительно приобщения дополнительных доказательств к материалам дела.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, представленные ООО "ВЫСОТкА" в обоснование доводов кассационной жалобы дополнительные доказательства, не могут быть приняты во внимание суда кассационной инстанции, поскольку указанные документы не были представлены заявителем при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и не являлись предметом их исследования и оценки.
О невозможности представления таких доказательств в судах нижестоящих инстанций ответчиком не заявлялось.
Данные документы, поданные через систему "Мой арбитр", в полном объеме (на 16 листах) возвращены заявителю посредством почтовой связи в соответствии со ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней и отзывов на нее истца, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в феврале 2019 года АО "АтомЭнергоСбыт", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Смоленской области, в отсутствие заключенного договора на поставку энергоресурса с ответчиком, осуществляло поставку электрической энергии в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Ярцево, Смоленской области, находящиеся в управлении ООО "ВЫСОТкА".
Факт поставки электрической энергии на данные объекты в спорный период в объеме 70389 кВт.ч. на сумму 231 670,95 руб. подтверждается материалами дела, а именно: счетами, счетами-фактурами, ведомостями электропотребления, актами приема-передачи электроэнергии.
Ссылаясь на то, что оплата полученного коммунального ресурса на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управляемых ответчиком, не произведена последним в полном объеме и в добровольном порядке, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался следующим.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, в том числе управляющими организациями в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении такой управляющей организации. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Согласно Постановлению N 1498 объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 (в редакции Постановления N 1498) по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется, исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг за расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
Иного порядка определения стоимости коммунальных услуг для содержания общего имущества многоквартирного дома, законодателем не предусмотрено.
ООО "ВЫСОТкА" в данный период являлось управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов, в которые истцом поставлялась электроэнергия, в том числе и на общедомовые нужды, что сторонами не оспаривается.
При этом договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией ответчиком не был заключен.
В силу вышеизложенного, отсутствие в спорный период письменного договора энергоснабжения сторон не освобождает ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, от обязанности оплатить фактически поставленный ресурс в спорные многоквартирные жилые дома, в том числе на общедомовые нужды.
Факт потребления ответчиком электрической энергии в спорный период, ее объем и стоимость подтверждены материалами дела и не оспаривались заявителем.
Расчет объема и стоимости потребленного в феврале 2019 года ресурса на общедомовые нужды проверен судом и признан арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
Расчет суммы долга ответчиком по существу не оспорен. Какие-либо достоверные документальные доказательства в опровержение используемых истцом в расчете данных, ответчиком не были представлены и в материалах дела отсутствуют.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая отсутствие доказательств оплаты ответчиком истцу полученной электрической энергии на общедомовые нужды в заявленный период, принимая во внимание, что оплата ресурса на ОДН производилась собственниками помещений данных домов в феврале 2019 года непосредственно в адрес управляющей организации (ООО "ВЫСОТкА"), арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных правовых оснований для взыскания с ООО "ВЫСОТкА" задолженности за фактически поставленный ресурс в указанном размере.
Руководствуясь ст. 329, п. 1 ст. 330, ст. 332 ГК РФ, абзацем 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", разъяснениями, изложенными в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установив факт нарушения ответчиком сроков оплаты электрической энергии на ОДН за спорный период, суд удовлетворил требования истца о взыскании с ООО "ВЫСОТкА" неустойки в размере 21 074,72 руб. за период с 16.03.2019 по 11.10.2019, с дальнейшим начислением пени на сумму долга, начиная с 12.10.2019 по день фактической оплаты задолженности.
В силу ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.
Однако ответчиком в ходе рассмотрения дела соответствующих ходатайств о снижении размера неустойки в связи с её несоразмерностью последствиям нарушения обязательства не заявлялось, что кассатором также не оспаривается.
Довод заявителя о необоснованном включении в расчет суммы задолженности стоимости электроэнергии, поставленной для целей содержание общего имущества многоквартирных жилых домов, исключенных из лицензии ООО "ВЫСОТкА", был предметом исследования арбитражного суда, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен, как не соответствующий положениям действующего законодательства и материалам дела.
В соответствии с ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и случая, предусмотренного частью 3 статьи 200 данного кодекса (ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ)
Согласно ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Кодекса.
В силу части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 данного кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Указанная норма направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).
Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наступления в спорный период вышеуказанных обстоятельств, ответчик, как организация, фактически осуществляющая в данный период содержание и обслуживание общего имущества спорных многоквартирных домов, вправе был выставлять собственникам и владельцам помещений счета на оплату электрической энергии потребленной в этих целях, и, следовательно, обязан оплачивать полученную электрическую энергию гарантирующему поставщику.
Следует отметить, что в судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика подтвердили, что ООО "ВЫСОТкА" до настоящего времени является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных жилых домом, исключенных из его лицензии, в связи с чем фактически продолжает оказывать услуги по содержанию общедомового имущества и поставке коммунальных услуг на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах, бездействие органа местного самоуправления по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации, не может быть основанием для освобождения ответчика от обязательств по оплате фактически поставленной электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в его управлении спорный период.
Утверждение заявителя о том, что с 01.09.20219 ООО "ВЫСОТкА" прекратило начисление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, исключенных из лицензии, платы за потребленную электрическую энергию в целях содержания общего имущества дома и произвело перерасчет за электроэнергию с 01.02.2019, возвратив стоимость электроэнергии конечным потребителям, не может быть принято во внимание судебной коллегии, поскольку носит предположительный характер и какие-либо документальные доказательства в подтверждение данных обстоятельств в материалах дела отсутствуют и не были представлены кассатором при разрешении спора по существу в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражного суда, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу обжалуемых решения и постановления, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не установлено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А62-3465/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 данного кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2020 г. N Ф10-1168/20 по делу N А62-3465/2019