г.Калуга |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А83-15406/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ермакова М.Н., Радюгиной Е.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Арена Трейд" (ОГРН 1149102008681, ИНН 9102006544, ул.Фрунзе, д.8, литера А, офис 40, г.Симферополь, 295017) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (пер.Оренбургский, 2а, г.Ростов-на-Дону, 344068) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу N А83-15406/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арена Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее -административный орган, МУ Росалкогольрегулирования по ЮФО) от 07.08.2019 N 14-26-19/871 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 октября 2019 года признано незаконным и отменено постановление МУ Росалкогольрегулирования по ЮФО N 14-26-19/871.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2020 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества, указывая на неправильное применение судами норм материального права, так как считает, что установленные судами обстоятельства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в частности, даты отгрузки и даты товарно-транспортных накладных (далее - ТТН), содержащиеся в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), не соответствуют первичным документам, что образует объективную сторону административного правонарушения по статье 14.19 КоАП РФ- недостоверная и (или) искаженная информация о поставке алкогольной продукции.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает ее не подлежащей удовлетворению, так как доводы административного органа были предметом проверки и правовой оценки судов, обоснованно отклонены и не являются основанием для отмены решения и постановления судов.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 17.06.2020 рассмотрение кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отложено на 03.07.2020 на 09 часов 30 минут.
В связи с невозможностью продолжения рассмотрения кассационной жалобы судьями Бессоновой Е.В. и Леоновой Л.В. по причине их временного отсутствия, в соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением заместителя председателя суда округа от 03.07.2020 произведена замена указанных судей на судей Ермакова М.Н., Радюгину Е.А.
Общество и МУ Росалкогольрегулирования по ЮФО ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, проверив законность судебных актов по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения решения, постановления судов.
Из материалов дела следует, установлено судами, в результате анализа содержащихся в ЕГАИС сведений об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированных ООО "Арена Трейд", административным органом установлена отгрузка ООО "Арена Трейд" алкогольной продукции: 19.06.2019 по ТТН N УТ-992332, N УТ-992270, дата фиксации в ЕГАИС 20.06.2019; 20.06.2019 по ТТН N УТ-992330, N УТ-992335, дата фиксации в ЕГАИС 21.06.2019; 22.06.2019 по ТТН N УТ-992418, дата фиксации в ЕГАИС 24.06.2019.
Усмотрев в указанной информации признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, на основании определения от 05.07.2019 N 14-26-19/871 административный орган возбудил в отношении ООО "Арена Трейд" дело об административном правонарушении и определил провести административное расследование.
По результатам административного расследования уполномоченное должностное лицо МУ Росалкогольрегулирования по ЮФО установило, что общество осуществляет деятельность по обороту пива и пивных напитков; согласно отчету от 02.07.2019 N сз3-3562/12 о результатах мероприятия по контролю без взаимодействия юридическим лицом, а также представленных обществом документов установлено нарушение порядка государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, выразившееся в отражении даты поставки алкогольной продукции в ЕГАИС, не соответствующей дате поставки по первичным докуиентам (ТТН N УТ-992332, N УТ-992270, N УТ-992330, N УТ-992335, N УТ-992418).
В ходе административного расследования 11.07.2019 обществом в Управление представлено заявление об уточнении информации и просьбой внести изменения в фиксацию в ЕГАИС в части исправления дат ТТН.
В отношении общества административным органом составлен протокол от 26.07.2019 N 14-26-19/871 по статье 14.19 КоАП РФ, которым обществу вменено предоставление в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации в части даты ТТН и даты отгрузки.
Постановлением МУ Росалкогольрегулирования по ЮФО от 07.08.2019 N 14-26-19/871 ООО "Арена Трейд" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, указав, что 03.07.2019 общество до возбуждения дела об административном правонарушении направило заявление в управление с уточненными данными, ООО "Арена Трейд" обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным и отменяя постановление о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, учел, что в соответствии с пунктом 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459), общество самостоятельно выявило внесение в ЕГАИС недостоверной информации в части дат отгрузки продукции и товарных накладных, что исключало привлечение его к административной ответственности.
Суд округа выводы судов считает обоснованными.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо не фиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, нарушение установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции, что может быть выражено в фиксации недостоверной информации в ЕГАИС об обороте алкогольной продукции.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Сатьтей 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен запрет оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона N 171-ФЗ.
Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 утвержден Порядок представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, согласно Приложению N 1.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
Как верно указали суды на основании анализа положений пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу N 149, в полях заявки "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия ТТН, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, и заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Материалами административного дела подтверждается, что общество представило в ЕГАИС неверные сведения относительно дат отгрузки продукции и ТТН, однако 03.07.2019 в соответствии с пунктом 24 Правил N 1459 в уполномоченный орган им было направлено заявление о внесении изменения в информацию, зафиксированную в ЕГАИС с приложением измененных первичных документов.
Заявление направлено почтовой корреспонденцией, однако это действие предшествовало возбуждению административным органом дела об административном правонарушении (определение от 05.07.2019 N 14-16-19/871).
Принимая во внимание, что общество самостоятельно выявило нарушение и сообщило об этом в административный орган, направив заявление о внесении изменений в ЕГАИС, до выявления нарушения административным органом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что рассматриваемые действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Такая оценка суда соответствует разумным ожиданиям участника правоотношений в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доводы кассатора о том, что судами не принято во внимание уточнение обществом только дат ТТН, а даты отгрузки товара не изменялись, отклоняются судом округа, так как они были исследованы и обоснованно отклонены судами, которые дали оценку указанному заявлению, отметив, что формулировка "внести изменение в фиксации ЕГАИС по товарным накладным", свидетельствует о намерении общества обеспечить достоверность фиксации в ЕГАИС всех сведений по указанным накладным, не исключая и дату отгрузки товара.
Оснований не согласиться с оценкой судов волеизъявления общества, выраженного в заявлении от 03.07.2019, не имеется.
Несогласие административного органа с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2020 по делу N А83-15406/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды на основании анализа положений пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу N 149, в полях заявки "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия ТТН, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, и заполняются оператором организации - поставщика продукции.
...
Принимая во внимание, что общество самостоятельно выявило нарушение и сообщило об этом в административный орган, направив заявление о внесении изменений в ЕГАИС, до выявления нарушения административным органом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что рассматриваемые действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
...
Несогласие административного органа с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2020 г. N Ф10-2157/20 по делу N А83-15406/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2157/20
06.03.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-378/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-15406/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-15406/19