06 марта 2020 г. |
Дело N А83-15406/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Арена Трейд" - Гайдука Е.А. по доверенности от 27.12.2019,
в отсутствие представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 по делу N А83-15406/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арена Трейд" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу о признании незаконным постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арена Трейд" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу N 14-26-19/871 от 07.08.2019 г. о привлечении ООО "Арена Трейд" к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2019 года заявленные требования были удовлетворены. Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу N 14-26-19/871 от 07.08.2019 г. признано судом незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением суда, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие изложенных обстоятельств материалам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель указывает на законность оспариваемого постановления, поскольку общество представило в систему ЕГАИС недостоверную и (или) искаженную информацию о поставке алкогольной продукции, чем нарушило порядок учета алкогольной продукции при ее обороте, что образует объективную сторону правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ. По мнению заявителя общество не предприняло мер по соблюдению действующего законодательства РФ, что в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ образует вину в совершении правонарушения.
В судебном заседании 26.02.2020 был объявлен перерыв до 04.03.2020.
После объявленного перерыва в судебное заседание Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу явку своего уполномоченного представителя не обеспечило, уведомлено надлежащим образом.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, по результатам анализа содержащихся в ЕГАИС сведений об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированных Обществом с ограниченной ответственностью ООО "Арена Трейд", установлено:
- по товарно-транспортной накладной N УТ-992332 ООО "Арена Трейд" 19.06.2019 отгружена алкогольная продукция. Дата фиксации в ЕГАИС 20.06.2019;
- по товарно-транспортной накладной N УТ-992270 ООО "Арена Трейд" 19.06.2019 отгружена алкогольная продукция. Дата фиксации в ЕГАИС 20.06.2019;
- по товарно-транспортной накладной N УТ-992330 ООО "Арена Трейд" 20.06.2019 отгружена алкогольная продукция. Дата фиксации в ЕГАИС 21.06.2019;
- по товарно-транспортной накладной N УТ-992335 ООО "Арена Треид" 20.06.2019 отгружена алкогольная продукция. Дата фиксации в ЕГАИС 21.06.2019;
- по товарно-транспортной накладной N УТ-992418 ООО "Арена Трейд" 22.06.2019 отгружена алкогольная продукция. Дата фиксации в ЕГАИС 24.06.2019.
На основании изложенного, управление пришло к выводу, что общество в нарушение положений пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 -ФЗ, подпункта 18 пункта 6 Правил, пункта 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, в период с 15.06.2019 по 30.06.2019, зафиксировало в ЕГАИС информацию о поставках алкогольной продукции с нарушением срока.
26.07.2019 в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя ООО "Арена Трейд" главным специалистом-экспертом отдела по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополя МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу Спасской Т.М. в отношении ООО "Арена Трейд" составлен протокол N 14-26-19/871 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
07.08.2019 врио заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу Садретдиновым О.Р., по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении от 05.07.2019 N 14-26-19/871 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Арена Трейд", в отсутствие надлежаще извещенного представителя общества, вынесено постановление N 14-26-19/871 о назначении административного наказания, которым общество с ограниченной ответственностью "Арена Трейд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, нарушение установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции, что может быть выражено в фиксации недостоверной информации в ЕГАИС об обороте алкогольной продукции
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии со статьей 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен статьей 14 Закона N 171-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
Пунктом 4 названного Положения установлено, что учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 (далее - Требования N 650).
В соответствии с п. 13 Требований N 650 программное обеспечение должно осуществлять прием и передачу информации об объеме производства и (или) оборота алкогольной продукции в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств единой информационной системы в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации (сельскохозяйственном товаропроизводителе, индивидуальном предпринимателе), об алкогольной продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и (или) оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот алкогольной продукции, в единой информационной системе.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила ЕГАИС).
Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются одними из участников ЕГАИС (пункт 4 Правил ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 5 Правил ЕГАИС ведение единой информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя:
1) внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку;
2) хранение, систематизацию, изменение и защиту информации, содержащейся в единой информационной системе;
3) формирование резервных копий документов и массивов документов единой информационной системы.
В соответствии с п. 5.1.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
В полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС. Данные заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Таким образом, информация о дате отпуска груза вносится оператором организации вручную в соответствии с товаросопроводительными документами.
Материалами административного дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что ООО "Арена Трейд" были представлены в ЕГАИС неверные сведения относительно дат отгрузки продукции и товарных накладных.
Вместе с тем, судом обоснованно учтено следующее.
Согласно пункту 24 Правил ЕГАИС, при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление).
Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения.
При отправке заявления по почте датой его подачи считается дата отправки почтового отправления.
В связи с выявлением факта внесения в ЕГАИС информации с техническими ошибками ООО "Арена Трейд", в соответствии с п. 24 Правил функционирования ЕГАИС, направило в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу заявление с уточненными данными за исх. N 17 от 03.07.2019 г., с просьбой внести изменения в информацию, зафиксированную в ЕГАИС с приложением измененных первичных документов.
Указанное заявление было направлено в адрес управления 04.07.2019, что подтверждается квитанцией организации почтовой связи (РПО 29501733126395).
Направление заявления с уточненными данными за исх. N 17 от 03.07.2019 г. предшествовало дате вынесения административным органом определения от 05.07.2019 N 14- 16-19/871 о возбуждении в отношении ООО "Арена Трейд" административного дела.
Таким образом, общество, самостоятельно выявив внесение в ЕГАИС недостоверной информации в части дат отгрузки продукции и товарных накладных, на основании и в соответствии с требованиями пункта 24 Правил функционирования ЕГАИС, исправило допущенную ошибку. В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу, что действия заявителя не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Доводы управления о том, что в письме исх. N 17 от 03.07.2019 общество просило только об уточнении дат товарно-транспортных накладных, но не дат отгрузки товара, были исследованы и обоснованно отклонены судом.
Как следует из содержания заявления общества за исх. N 17 от 03.07.2019 г., последнее указало, что "отразило поставку алкогольной продукции в программе ЕГАИС датой несоответствующей дате первичных документов, при этом фиксация в ЕГАИС прошла датой отгрузки алкогольной продукции по первичным документам. Данное расхождение возникло из-за того, что _оператор в день отгрузки сначала выгрузил ТТН с неправильной датой в ЕГАИС_". В этой связи общество просило "внести изменение в фиксации ЕГАИС по товарным накладным: N УТ-992332 ООО "Арена Трейд" от 19.06.2019 г. Заменить на дату 20.06.2019; N УТ- 992270 ООО "Арена Трейд" от 19.06.2019. Заменить на дату 20.06.2019; N УТ-992330 ООО "Арена Трейд" от 20.06.2019. Заменить на дату 21.06.2019; N УТ-992335 ООО "Арена Треид" от 20.06.2019. Заменить на дату 21.06.2019; N УТ-992418 ООО "Арена Трейд" от 22.06.2019. Заменить на дату 24.06.2019." К заявлению был приложен пакет первичных документов по указанным выше накладным.
Как верно указано судом, из данного заявления однозначно не усматривается, просило общество заменить только дату товарных накладных, без внесения корректировок относительно дат отгрузки товара, указанных в накладных. Напротив, формулировка "внести изменение в фиксации ЕГАИС по товарным накладным", свидетельствует о намерении общества обеспечить достоверность фиксации в ЕГАИС всех сведений по указанным накладным, не исключая и дату отгрузки товара.
Статьей 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях общества отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заявленные требования о признании незаконным и отмене Постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу N 14-26-19/871 от 07.08.2019 г. были удовлетворены судом правомерно.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 по делу N А83-15406/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15406/2019
Истец: ООО "АРЕНА ТРЕЙД"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2157/20
06.03.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-378/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-15406/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-15406/19