г.Калуга |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А64-1579/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
||
судей
|
Е.В.Власова Р.Г.Калуцких |
||
|
|
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А.Рихтер |
при участии:
от публичного акционерно общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" - Яковенко Н.В., представитель по доверенности от 30.04.2020 N Д-ТБ/76;
от Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Тамбовской области - Мурзин К.И., представитель по доверенности от 13.01.2020 N 2-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенным путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу публичного акционерно общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2019 и на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А64-1579/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" в лице филиала "Тамбовэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, управление, административный орган) по делу об административном правонарушении от 25.01.2019 N АП3-64/18 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019, заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа снижен с 600 000 руб. до 300 000 руб..
Не согласившись с вышеназванными судебными актами в части отказа в признании незаконным постановления административного органа о применении штрафа в сумме 300 000 руб., ПАО "МРСК "Центра" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей заявки 03.12.2015 между ПАО "МРСК Центра" (сетевая организация) и ИП Набоян Н.В. (заказчик) был заключен договор от 03.12.2015 N 41187697 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика. Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения строительных механизмов, расположенных по адресу Тамбовский р-н, п. Строитель, ул. Придорожная, в 40 м на север от дома N 25А.
Точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям, которые являются неотъемлемой частью договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора.
Во исполнение принятых на себя обязательств по указанному договору, стороны выполнили соответствующие работы, что подтверждается актами: от 03.02.2016 N 142 о выполнении технических условий; от 17.05.2016 N 142 об осуществлении технологического присоединения.
Кроме того, 28.04.2016 составлены акты N 42 о разграничении границ балансовой принадлежности сторон и о разграничении эксплуатационной ответственности сторон.
Между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (поставщик) и ИП Набоян Н.В. (потребитель) 13.05.2016 был заключен договор энергоснабжения N 68010052011433 по объекту незавершенного строительства Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п.Строитель, ул. Придорожная, д. 25 г.
Вышеназванный объект капитального строительства (здание магазина) 20.09.2017 был введен в эксплуатацию на основании соответствующего разрешения администрации Тамбовского района Тамбовской области N 68-520000-92-2017.
В связи с увеличением необходимой максимальной мощности с 6 кВт до 60 кВт между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ИП Набояном Н.В. 20.11.2017 было заключено дополнительное соглашение к договору энергоснабжения N 68010052011433.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" 23.01.2018 уведомило ПАО "МРСК Центра" о необходимости введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п.Строитель, ул. Придорожная, д. 25г, потребитель - ИП Набоян Н.В. с 12 часов 30.01.2018. В качестве основания прекращения подачи электрической энергии ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" сослалось на наличие сложившейся задолженности за поставленную электрическую энергию перед гарантирующим поставщиком.
ПАО "МРСК Центра" прекратило подачу электрической энергии на объект, принадлежащий ИП Набояну Н.В., с 30.01.2018, что подтверждается соответствующим актом от 30.01.2018 N 021а.
Как следует из содержания данного акта, основанием для прекращения подачи электрической энергии послужили, по мнению ПАО "МРСК Центра", нарушения условий технологического присоединения к сетям энергопринимающих устройств ИП Набояна Н.В..
Письмом от 07.02.2018, адресованном ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ПАО "МРСК Центра" предложило исключить из договора оказания услуг точку поставки электрической энергии потребителя ИП Набоян Н.В. в связи с истечением срока действия договора технологического присоединения с применением временной схемы электроснабжения.
В связи с изложенными обстоятельствами 27.04.2018 ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в УФАС по Тамбовской области с заявлением о нарушении ПАО "МРСК Центра" требований антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ПАО "МРСК "Центра".
Постановлением должностного лица административного органа от 25.01.2019 ПАО "МРСК "Центра" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением УФАС России по Тамбовской области, ПАО "МРСК "Центра" обжаловало данный акт в судебном порядке.
По результатам судебного разбирательства арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о доказанности факта совершения ПАО "МРСК "Центра" вмененного правонарушения, но при этом снизил размер штрафа за данное правонарушение до 300 000 руб., признав в остальной части оспариваемое постановление административного органа незаконным.
Указанные судебные акты в обжалуемой части судебная коллегия считает законными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пункту 15 Правил N 861 в целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 дней со дня получения заявки, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация одновременно с направлением договора заявителю (за исключением заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) также уведомляет заявителя о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VIII настоящих Правил.
При этом в случае, если в заявке в качестве вида договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, который заявитель намеревается заключить, указан договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), то сетевой организацией в адрес заявителя направляется заполненный и подписанный в 2 экземплярах проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, неотъемлемой частью которого после завершения процедуры технологического присоединения являются установленные документами о технологическом присоединении условия из числа существенных условий договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, определенных в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, установлен в части II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, Правила N 442).
Согласно пункту 15 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК "Центра" прекратило подачу электрической энергии в отношении объекта, принадлежащего ИП Набояну Н.В., без предварительного уведомления последнего.
Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).
Учитывая вышеизложенные требования нормативных правовых актов, при полном ограничении режима потребления электрической энергии потребитель должен быть предварительно уведомлен.
Факт нарушения обществом указанных требований подтвержден материалами дела и последним не оспаривается.
Учитывая, что ПАО "МРСК "Центра" ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, вышеуказанные противоправные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Мера наказания за совершенное правонарушение определена с учетом содеянного и характера общественной опасности данного правонарушения.
Основания для переоценки выводов суда в этой части отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.06.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А64-1579/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, установлен в части II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, Правила N 442).
Согласно пункту 15 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 Правил, осуществляется в следующем порядке:
...
Учитывая, что ПАО "МРСК "Центра" ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, вышеуказанные противоправные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 июля 2020 г. N Ф10-128/20 по делу N А64-1579/2019