г.Калуга |
|
10 августа 2020 г. |
Дело N А62-1979/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003, ул.Наметкина, д.16, г. Москва, 117997) - Станила Е.И. (дов. от 03.04.2019, диплом),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области (ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050, ул.Полтавская, д.8, г. Смоленск)- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536, ул.Воронцово поле, д.4а, г. Москва, 109830) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050, ул. Полтавская, д.8, г. Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (ОГРН 1027804862755, ИНН 7805018099, ул.Варшавская, 3, г. Санкт-Петербург, 196128) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Марко Светланы Александровны, Силкиной Людмилы Викторовны, Петкевич Нины Поликарповны, Новиковой Людмилы Ивановны, Кононова Романа Викторовича, Гершановой Галины Яковлевны (г.Смоленск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от садоводческого потребительского кооператива "Земляне" (ОГРН 1086714000581, ИНН 6714007997, дер. Алтуховка, Смоленский р-н, Смоленская область) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Силкиной Людмилы Викторовны, Петкевич Нины Поликарповны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А62-1979/2019,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Смоленской области (далее - учреждение, ответчик) о признании незаконными действий по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, указанных в письме от 05.12.2018 N 12/19265, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий и о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Газпром" путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о следующих зонах минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта, внесенных в ЕГРН в качестве зон с особыми условиями использования территорий: 1) 67:00-6.224 (ранее - 67.00.2.147) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода к Дорогобужскому заводу азотных удобрений и Газораспределительной станции г. Дорогобуж в границах Смоленского, Кардымовского, Ярцевского, Сафоновского и Дорогобужского районов Смоленской области; 2) 67:00-6.225 (ранее - 67.00.2.148) - зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Торжок-Долина" в границах Ярцевского, Духовщинского, Кардымовского, Смоленского, Краснинского и Монастырщинского районов Смоленской области; 3) 67:00-6.226 (ранее - 67.00.2.149) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода в границах Дорогобужского, Сафоновского районов Смоленской области; 4) 67:00-6.227 (ранее - 67.00.2.150) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции г. Ярцево в границах Духовщинского и Ярцевского районов Смоленской области; 5) 67:00-6.228 (ранее - 67.00.2.151) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции г. Ельня в границах Починковского, Глинковского и Ельнинского районов Смоленской области; 6) 67:00-6.229 (ранее - 67.00.2.152) - зона минимальных расстояний МГ "Торжок-Минск-Ивацевичи 1,2,3 очередь" и МГ "Торжок-Долина" в границах Сычевского, Новодугинского, Холм-Жирковского, Сафоновского и Ярцевского районов Смоленской области; 7) 67:00-6.239 (ранее - 67.00.2.162) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции г. Смоленск в границах Смоленского района Смоленской области и г. Смоленска; 8) 67:00-6.242 (ранее - 67.00.2.165) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции г. Гагарин в границах Сычевского и Гагаринского районов Смоленской области; 9) 67:00-6.244 (ранее - 67.00.2.167) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода к газораспределительной станции г. Вязьма в границах Холм-Жирковского, Сафоновского и Вяземского районов Смоленской области; 10) 67:00-6.245 (ранее - 67.00.2.168) - зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Брянск-Смоленск" в границах Рославльского, Починковского, Смоленского районов и города Смоленска Смоленской области; 11) 67:00-6.246 (ранее - 67.00.2.169) - зоны минимальных расстояний МГ "Торжок-Минск-Ивацевичи 1 оч", "Торжок-Минск - Ивацевичи 2 оч", "Торжок-Минск-Ивацевичи 3 оч" в границах Ярцевского, Духовщинского, Кардымовского, Смоленского, Руднянского, Краснинского районов Смоленской области; 12) 67:00-6.247 (ранее - 67.00.2.170) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и Газораспределительной станции "Гусинский завод" в границах Руднянского и Краснинского районов Смоленской области; 13) 67:02-6.81 (ранее - 67.02.2.84) - зоны минимальных расстояний газораспределительной станции г. Вязьма в границах Вяземского района Смоленской области; 14) 67:04-6.10 (ранее - 67.04.2.10) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции колхоза "Правда" в границах Глинковского района Смоленской области; 15) 67:07-6.36 (ранее - 67.07.2.37) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции Смоленская ГРЭС в границах Духовщинского района Смоленской области; 16) 67:07-6.39 (ранее - 67.07.2.40) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции г. Духовщина в границах Духовщинского района Смоленской области; 17) 67:10-6.93 (ранее - 67.10.2.98) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции пос.Васильево в границах Кардымовского района Смоленской области; 18) 67:12-6.11 (ранее - 67.12.2.11) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции с. Татарск в границах Монастырщинского района Смоленской области; 19) 67:12-6.12 (ранее - 67.12.2.12) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции с. Досугово в границах Монастырщинского района Смоленской области; 20) 67:14-6.29 (ранее - 67.14.2.33) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции пос. Стодолище в границах Починковского района Смоленской области; 21) 67:14-6.30 (ранее - 67.14.2.34) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции пос. Шаталово в границах Починковского района Смоленской области; 22) 67:14-6.34 (ранее - 67.14.2.38) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции г. Починок в границах Починковского района Смоленской области; 23) 67:15-6.43 (ранее - 67.15.2.56) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода к газораспределительной станции г. Рославль в границах Рославльского района Смоленской области; 24) 67:16-6.47 (ранее - 67.16.2.52) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и Газораспределительной станции пос. Голынки в границах Руднянского района Смоленской области; 25) 67:17-6.34 (ранее - 67.17.2.35) - зона минимальных расстояний Реконструкции ГРС - "Сафоново" в границах Сафоновского района Смоленской области; 26) 67:18-6.195 (ранее - 67.18.2.224) - зона минимальных расстояний Компрессорной станции Смоленская в границах Смоленского района Смоленской области; 27) 67:18-6.196 (ранее - 67.18.2.225) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции комбината стройматериалов пос. Гнездово в границах Смоленского района Смоленской области; 28) 67:18-6.197 (ранее - 67.18.2.226) - зона минимальных расстояний Газопровода-отвода и Газораспределительной станции пос. Талашкино в границах Смоленского района Смоленской области; 29) 67:18-6.203 (ранее - 67.18.2.232) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и Газораспределительной станции д. Замощье в границах Смоленского района Смоленской области; 30) 67:19-6.65 (ранее - 67.19.2.65) - зона минимальных расстояний магистрального газопровода "Торжок-Долина", "Торжок-Минск - Ивацевичи 1 очередь", "Торжок-Минск - Ивацевичи 2 очередь", "Торжок-Минск - Ивацевичи 3 очередь" в границах Сычевского района Смоленской области; 31) 67:19-6.66 (ранее - 67.19.2.66) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции (АГРС-10) "Сычевка" в границах Сычевского района Смоленской области; 32) 67:23-6.41 (ранее - 67.23.2.40) - зона минимальных расстояний компрессорной станции Холм-Жирковская (1 очередь в составе стройки "Система магистральных газопроводов Ямал-Европа на участке Торжок-Белосток") в границах Холм-Жирковского района Смоленской области; 33) 67:23-6.42 (ранее - 67.23.2.41) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции "Энергия-1" (Днепр) в границах Холм-Жирковского района Смоленской области; 34) 67:23-6.46 (ранее - 67.23.2.45) - зона минимальных расстояний компрессорной станции "Холм-Жирковская" в границах Холм-Жирковского района Смоленской области; 35) 67:25-6.44 (ранее - 67.25.2.52) - зона минимальных расстояний газопровода-отвода и газораспределительной станции "Энергия-1" (Мирополье) в границах Ярцевского района Смоленской области (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области; общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"; Марко Светлана Александровна; Силкина Людмила Викторовна; Петкевич Нина Поликарповна; Новикова Людмила Ивановна; Кононов Роман Викторович; Гершанова Галина Яковлевна; садоводческий потребительский кооператив "Земляне".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Силкина Л.В. и Петкевич Н.П. обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя. Заблаговременно от кассаторов поступило ходатайство о рассмотрении спора в их отсутствие.
От ответчика поступил письменный мотивированный отзыв, которым поддержаны доводы кассационной жалобы. Тем не менее, самостоятельной кассационной жалобы ответчик не подавал.
В настоящем судебном заседании представитель ПАО "Газпром" поддержал доводы ранее направленного письменного отзыва, которым против кассационной жалобы возражал, настаивая на законности и обоснованности принятого решения и постановления.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках заключенных агентских договоров от 16.10.2002 N 22/12/9/02 и от 24.11.2003 N б/н от имени ПАО "Газпром" на основании выданных доверенностей ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" поданы заявления (обращения) в период 06.11.2014-11.11.2014, на основании которых филиалом учреждения в период с 06.11.2014 по 11.11.2014 в порядке информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 4.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) (с 01.01.2017 - "О кадастровой деятельности"), действовавшем на период установления сведений о зонах, в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) (с 01.01.2017 - ЕГРН) были внесены сведения о 35 зонах минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта на территории Смоленской области, внесенных в качестве зон с особыми условиями использования территорий.
Сведения о данных зонах были внесены в ГКН на основании заявления ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", постановления Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, а также землеустроительного дела, в состав которого входила карта (план) (заказчиком являлся ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", исполнителем - ЗАО "ЛИМБ").
В адрес ПАО "Газпром", как собственника объектов газоснабжения, 17.12.2018 (вх. N 201437) поступило письмо от 12.12.2018 (исх. N 33-2/25826) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области об исключении из ЕГРН сведений о границах 35 зон минимальных расстояний в отношении объектов Единой системы газоснабжения ПАО "Газпром" с приложением писем от 05.12.2018 N 12/19265, от 28.11.2018 N 33-3/24498, от 27.07.2018 N 12/11924, где указано, что в рамках исполнения поручения Росреестра, изложенного в письме от 23.10.2013 N 19-Ю704-ВС/18, согласно которому зоны минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта, источниками внесения в реестр границ ЕГРН которых являлись нормативные правовые акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые вне рамок своих полномочий, заявления иных лиц, подлежат исключению из ЕГРН.
Не согласившись с действиями филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Смоленской области об исключении зон минимальных расстояний из ЕГРН, выраженными в указанном письме, публичное акционерное общество "Газпром" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суды первой и апелляционной инстанций, верно применив совокупность положений статей 4, 198-201 АПК РФ, обоснованно учитывали следующее.
Исходя из положений статей 9, 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у такого лица принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
Коллегия обращает внимание, что предметом настоящего требования является оспаривание действий по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.
Обращаясь к кассационной жалобой кассаторы усматривают нарушение своих прав судебными актами не столько удовлетворением основного требования (о признании действий по исключению сведений из ЕГРН незаконными), сколько восстановлением сведений в реестре (как способа восстановления нарушенного права заявителя по делу).
Ранее отмечалось, что ответчик самостоятельной кассационной жалобы не подавал.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу статьи 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) до 01.09.2019 в реестр границ наряду со сведениями, предусмотренными статьей 10 названного Федерального закона, также вносятся сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
При этом в реестр границ в отношении сведений о местоположении указанных границ минимальных расстояний вносятся сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона применительно к зонам с особыми условиями использования территорий.
Для внесения сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в реестр границ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, утвердивший описание местоположения границ указанных минимальных расстояний и перечень координат характерных точек этих границ, в срок не более чем пять рабочих дней со дня их утверждения направляет данные описание и перечень координат в орган регистрации прав.
Внесение указанных сведений в реестр границ осуществляется в порядке, установленном указанным Федеральным законом для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
При поступлении от уполномоченного органа государственной власти решения об установлении зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне орган регистрации прав одновременно с внесением сведений о такой зоне исключает из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах минимальных расстояний до данных трубопроводов, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с частью 1 обозначенной статьи.
Судами верно отмечено, что соответствующие зоны устанавливаются с целью исключения возможности повреждения объектов, являющихся составной частью трубопроводов, а соблюдение особого режима использования земельных участков в пределах минимальных расстояний от них обусловлено совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газо-воздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции).
Отклоняя повторяющийся довод заявителей жалобы о том, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не относятся к ЗОУИТ, суды верно указали, что пунктом 25 статьи 105 ЗК РФ прямо предусмотрено, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) относятся к ЗОУИТ.
Коллегия находит данные выводы сделанными при правильном применении норм материального права.
Одновременно суды обоснованно отклонили и доводы об отсутствии основания для применения статьи 71.1 Закона N 218-ФЗ со ссылкой на то, что указанная норма вступила в действие с 04.08.2018.
Так, в соответствии со статьями 1 и 4 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, в том числе сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных названным Законом сведений.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и сведения в него вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Согласно пункту 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, предусмотрено проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 252-ФЗ) определено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
С учетом того, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов относятся к ЗОУИТ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что обязанность по внесению соответствующих зон в ЕГРН была установлена и до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Повторяющийся доводы о том, что зоны минимальных расстояний устанавливаются на основании специальных актов органов местного самоуправления или государственных органов, обоснованно отклонены судами, поскольку действующим законодательством не предусмотрена необходимость принятия специального (отдельного) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон минимальных расстояний.
При этом правомерно учтены разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенные в письмах от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" и от 04.05.2011 N Д23-1867, в которых указано, что в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Федеральной службы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности от 22.04.1992 N 9).
Анализ приведенных норм позволил судам сделать обоснованный вывод о том, что в качестве основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны.
В соответствии с пунктом 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ зоны минимальных расстояний могут быть исключены из ЕГРН в связи с истечением срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, по причине прекращения существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, а также в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта.
В качестве основания для исключения спорных сведений из Единого государственного реестра недвижимости ответчик ссылался на положения статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, и указывала на то, что данные сведения были исключены в порядке исправления технической ошибки.
В силу части 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях.
Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды указали, что учреждением в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сведения о зонах минимальных расстояний внесены обществом в ЕГРН необоснованно, равно как и не представлено доказательств наличия предусмотренных пунктом 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ условий для исключения соответствующих сведений из ЕГРН.
Довод Петкевич Н.П. и Силкиной Л.В. о том, что ЗАО "Лимб" от своего имени подавал документы и в связи с чем права и обязанности исключением сведений о зонах минимальных расстояний не нарушены, верно отклонен апелляционной коллегией, как не относящийся к предмету настоящего спора, учитывая, что ЗАО "Лимб" подавал документы не в своих интересах, а действуя на основании выданной доверенности ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" в интересах ПАО "Газпром".
Следовательно, при обстоятельствах настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконными действий учреждения по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, в связи с чем обоснованно удовлетворили требования общества.
Само по себе обстоятельство нахождения в пределах охранной зоны, зоны минимальных расстояний, объектов недвижимости, принадлежащих кассаторам, в рассматриваемом случае не влияет на оценку правомерности наличия соответствующих сведений в ЕГРН и обоснованности их исключения. Кроме того, коллегия исходит из того, что названные лица не лишены возможности самостоятельно оспорить законность установления границ соответствующей зоны, в случае если сочтут свои права нарушенными.
Доводы заявителей кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А62-1979/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
...
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды указали, что учреждением в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сведения о зонах минимальных расстояний внесены обществом в ЕГРН необоснованно, равно как и не представлено доказательств наличия предусмотренных пунктом 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ условий для исключения соответствующих сведений из ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2020 г. N Ф10-971/20 по делу N А62-1979/2019