город Калуга |
|
13 августа 2020 г. |
Дело N А68-5112/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола помощником
судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Ефимова Виктора Николаевича (г. Тула, ИНН 710601821825, ОГРНИП 311715403100184) - Ефимова В.Д. (дов. от 22.03.2018 на 3 года);
от ответчика: Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (300012, г. Тула, ул.Жаворонкова, д. 2, ИНН 7106058814, ОГРН 1177154000132) - Сударев А.И. (дов. от 10.12.2019);
от третьего лица: администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552) - не явились;
от третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (г. Тула, ИНН 7106512065, ОГРН 1097154026056) - не явились;
от третьего лица: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу N А68-5112/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ефимов Виктор Николаевич (далее - предприниматель, Ефимов В.Н.) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство) в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка ориентировочной площадью 2412 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, д. 7-Б, выраженного в письме от 01.04.2019 N 29-01-11/4578, и об обязании министерства устранить допущенное нарушение.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тульской области (далее - кадастровая палата), администрацию муниципального образования город Тула (далее - администрация).
Решением от 17.09.2019 суд признал оспариваемый отказ незаконным и обязал министерство в 14-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность предпринимателю земельного участка площадью 2412 кв.м в кадастровом квартале 71:30:040901, расположенного по адресу: г.Тула, Советский район, ул.Фрунзе, д. 7-Б.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требования предпринимателя отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу (с учетом дополнения к отзыву) предприниматель просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Определениями суда кассационной инстанции рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с введением Постановлением Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 N 808, а затем Указом Президента РФ от 02.04.20202 N 239 ограничительных мер (самоизоляция) по причине угрозы распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19), в дальнейшем - в связи с нахождением судьи - докладчика по делу в очередном отпуске.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 06.08.2020 представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы, представитель предпринимателя поддержала доводы отзыва на жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 22.07.2020 представитель администрации выразил согласие с доводами кассационной жалобы, ссылаясь на то, что сформированный земельный участок выходит за пределы красных линий, а поэтому не может быть предоставлен в собственность.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 31.12.2014 предпринимателю на праве собственности принадлежало нежилое двухэтажное (подземных этажей - 1) здание магазина с навесом общей площадью 3131,1 кв.м, лит. А, А1, А2, А3, А; а2, кадастровый номер 71:30:040104:1803, расположенное по адресу: г.Тула, ул.Фрунзе, д.7-Б, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРН) 31.12.2014 сделана запись регистрации N 71-71-01/199/2014-323 (т.2 л.д.14).
5 апреля 2016 г. в результате раздела здания за Ефимовым В.Н. зарегистрировано право собственности на нежилое помещение N 2 площадью 1682,6 кв.м, кадастровый номер 71:30:040104:3355, и нежилое помещение N 1 площадью 1448,5 кв.м, кадастровый номер 71:30:040104:3356, расположенные в здании по адресу: г.Тула, ул.Фрунзе, д.7-Б (т.2 л.д.75,76).
В дальнейшем в результате раздела указанных помещений за Ефимовым В.Н. зарегистрировано: 27.11.2017 - право собственности на нежилое помещение 3 площадью 1230,9 кв.м, кадастровый номер 71:30:040104:3426; нежилое помещение 5 площадью 134,4 кв.м, кадастровый номер 71:30:040104:3427; нежилое помещение 4 площадью 54,4 кв.м, кадастровый номер 71:30:040104:3428; 14.12.2018 - право собственности на нежилое помещение 6 площадью 312,8 кв.м, кадастровый номер 71:30:040104:3447; нежилое помещение 7 площадью 1369,8 кв.м, 71:30:040104:3446 (т.2 л.д.21,27,32,41,45).
Так как на обращение предпринимателя от 01.06.2016 о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 2101 кв. м для эксплуатации указанного нежилого здания магазина с навесом, площадью 3131, 1 кв. м письмом от 30.06.2016 N 18-0128/11384 министерство экономического развития Тульской области ответило отказом со ссылкой на то, что образуемый земельный участок и само здание частично располагаются за красной линией, утвержденной постановлением администрации от 13.10.2014 N 3204 с учетом изменений, внесенных постановлением г. Тулы от 04.04.2016 N 1375 (т.2 л.д.201, 202), предприниматель обратился в Советский районный суд г. Тулы с заявлением о признании недействующим постановления администрации г. Тулы от 13.10.2014 N 3204 в части приложения к постановлению Привокзального и Советского районов по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Фрунзе, д. 7-Б, проходящих по зданию, в которое входят помещения истца. При этом просил установить расположение красных линий в месте расположения нежилого здания в границах точек Н5, Н6, HI, Н2, в границах координат характерных поворотных точек, определенных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной ООО "Тулземкадастр" от 2016 года.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 29.06.2018 (с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 06.11.2018) признано недействующим постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 N 3204 "Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле" в части приложения к постановлению Привокзального и Советского районов по адресу: г.Тула, Советский район, ул.Фрунзе, д.7-Б, проходящих по зданию, в которое входят помещения с кадастровыми номерами 71:30:040104:3355, 71:30:040104:3356 (т.2 л.д.116, 117, 130).
21 февраля 2019 г. предприниматель обратился в адрес министерства с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 2412 кв. м для эксплуатации здания магазина с приложением необходимых документов.
Письмом от 01.04.2019 N 29-01-11/4578 министерство отказало предпринимателю в удовлетворении его заявления, ссылаясь на то, что испрашиваемый в собственность земельный участок частично располагается на землях общего пользования, за красной линией; так как определением апелляционной инстанции Тульского областного суда от 06.11.2018 частично отменено решение Советского районного суда г. Тулы от 29.06.2018, администрацией города Тулы не устанавливались координаты красных линий в соответствии с решением Советского районного суда (т,2 л.д.136).
Полагая, что отказ министерства является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование предпринимателя, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что решением Советского районного суда г.Тулы от 29.06.2018 признано недействующим постановление администрации от 13.10.2014 N 3204 в части приложения к постановлению Привокзального и Советского районов по адресу : г.Тула, Советский район, ул. Фрунзе, 7-Б, в отношении красных линий, проходящих по зданию, принадлежащему предпринимателю, следовательно, отсутствует нормативно установленная красная линия вдоль всего здания, а не только в местах пересечения с элементами здания; из пояснений представителя администрации и из оспариваемого отказа следует, что отсутствует утвержденная в установленном порядке документация по планировке территории, которая является доказательством подтверждения факта установления красных линий, а поэтому у министерства не было оснований для отказа предпринимателю в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 2412 кв.м (т.3 л.д.101).
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд указал, что исключительное право предпринимателя на предварительное согласование предоставления в собственность земельного участка не может быть ограничено фактом частичного расположения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования (т.3 л.д.188).
Судебная коллегия не может согласиться с принятыми судебными актами, так как они постановлены при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в собственность, урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ. Одним из этапов процедуры предоставления земельного участка является подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 8 статьи 39.15, подпункт 6 статьи 36.16 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ определено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования - статья 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители администрации и министерства пояснили, что в спорный земельный участок вошел тротуар, прилегающий к автомобильной дороге.
Как видно из материалов дела, судебным актом суда общей юрисдикции признано недействующим постановление администрации от 13.10.2014 N 3204 "Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле" в части приложения к постановлению Привокзального и Советского районов по адресу: г.Тула, ул.Фрунзе, д.7-Б, в отношении красных линий, проходящих по зданию. В отношении прохождения красных линий по земельному участку, прилегающему к зданию, постановление администрации от 13.10.2014 N 3204 не оспаривалось и этот вопрос судом общей юрисдикции не рассматривался.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что исключительное право собственника объекта недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, находящегося под этим объектом недвижимости, не может быть ограничено отнесением земельного участка к землям общего пользования, противоречит положениям пункта 12 статьи 85 ЗК РФ.
Ссылка судов на отсутствие утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, без чего установление красных линий невозможно, несостоятельна, так как данный факт судами не исследовался. В оспариваемом отказе министерство не ссылается на отсутствие утвержденной документации по планировке территории.
При рассмотрении дела об оспаривании постановления администрации от 13.10.2014 N 3204 судом общей юрисдикции установлено, что исходной документацией для разработки Проекта линий градостроительного регулирования в г.Туле послужили: 1. Генеральный план муниципального образования города Тулы, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676; 2. Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406; 3. сведения государственного кадастра недвижимости; 4. реестровые топографические планы (планшеты) территорий М 1:500; 5. утвержденная градостроительная документация. При разработке Проекта линий была учтена согласованная градостроительная документация, а именно - проект детальной планировки центральной части города Тулы, эскиз застройки и план красных линий в масштабе 1:2000 (т.2 л.д.114, 127).
Так как судами неполно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, в том числе не исследовался факт формирования спорного земельного участка из земель общего пользования, неверно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 17.09.2019 и постановление от 23.01.2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченные недостатки, полно установить обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, и с учетом положений земельного и градостроительного законодательства принять судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу N А68-5112/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела об оспаривании постановления администрации от 13.10.2014 N 3204 судом общей юрисдикции установлено, что исходной документацией для разработки Проекта линий градостроительного регулирования в г.Туле послужили: 1. Генеральный план муниципального образования города Тулы, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676; 2. Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406; 3. сведения государственного кадастра недвижимости; 4. реестровые топографические планы (планшеты) территорий М 1:500; 5. утвержденная градостроительная документация. При разработке Проекта линий была учтена согласованная градостроительная документация, а именно - проект детальной планировки центральной части города Тулы, эскиз застройки и план красных линий в масштабе 1:2000 (т.2 л.д.114, 127).
Так как судами неполно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, в том числе не исследовался факт формирования спорного земельного участка из земель общего пользования, неверно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 17.09.2019 и постановление от 23.01.2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 августа 2020 г. N Ф10-1053/20 по делу N А68-5112/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1053/20
26.08.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1053/20
29.07.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3505/2021
13.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1053/20
23.01.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7455/19
17.09.2019 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-5112/19