г.Калуга |
|
17 августа 2020 г. |
Дело N А83-205/2019 |
Резолютивная часть постановления составлена 12.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Леоновой Л.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: акционерного общества "Победа" (297154, Республика Крым, Нижнегорский район, село Жемчужина, Школьная улица, дом 2, ОГРН 1149102021860, ИНН 9105000438) - не явились;
от заинтересованного лица: Службы финансового надзора Республики Крым (295051, Республика Крым, город Симферополь, бульвар Ленина, дом 5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102012153) - не явились;
от третьего лица: Министерства сельского хозяйства Республики Крым (295001, Республика Крым, город Симферополь, Киевская улица, дом 81, ОГРН 1149102017514, ИНН 9102012139) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А83-205/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Победа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы финансового надзора Республики Крым (далее - служба финнадзора, служба) от 20.12.2018 N 15, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 89 194,05 руб.
Третьим лицом без самостоятельных требований по делу выступало Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - министерство).
Решением суда от 06.02.2020 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе служба финнадзора просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на неверный вывод судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения.
В отзыве на жалобу министерство сообщило, что общество возвратило излишне выплаченную сумму субсидии - 541 850,13 руб. платежными поручениями N N 498,499 от 24.04.2019.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Министерство ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в рамках реализации подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.10.2014 N 423, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 58 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения_" министерство на основании представленного обществом пакета документов, в том числе справки-расчета, по рекомендации Комиссии министерства по предоставлению субсидий в области растениеводства (протокол от 14.05.2018 N 12) включило общество в утвержденный приказом N 355 от 14.05.2018 сводный реестр получателей субсидий и заключило с обществом соглашение от 16.05.2018 N 348-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии, во исполнение которого платежным поручением N 858032 от 23.05.2018 перечислило на расчетный счет общества 4 459 702,53 руб. субсидии (т.1 л.д. 179, 184, 188).
На основании приказа службы финнадзора от 20.09.2018 N 359 в отношении министерства проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании средств, выделенных из бюджета Республики Крым на реализацию указанной выше Государственной программы за период с 01.06.2015 по 31.08.2018, результаты которой отражены в акте от 27.11.2018 N 09.1-04/06. По данным проверки служба пришла к выводу, что общество излишне получило субсидию в сумме 541 850,13 руб., представив недостоверный расчет понесенных затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий (строительство, реконструкция, техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и гидросооружений) - вместо прямых расходов, соответствующих локальному сметному расчету, в справке-расчете были применены фактические затраты.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, служба финнадзора в присутствии представителя общества 11.12.2018 составила протокол N 15 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 20.12.2018 в присутствии представителя общества вынесла постановление N 15, признав общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и назначив обществу наказание в виде административного штрафа в размере 89 194,05 руб.
Полагая, что постановление от 20.12.2018 N 15 является незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, в соответствии с положениями "Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 года", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 58 (далее - Порядок N 58), в редакции, действующей в проверяемый период, расчет размера субсидии при выполнении работ подрядной организацией должен производиться на основании прямых затрат, предусмотренных локальной сметой, но в случае указания некорректной или фактически не подтвержденной документами суммы субсидии, на рассмотрение комиссии выносится сумма субсидии, рассчитанная на основании фактически произведенных затрат, окончательный расчет субсидии производится министерством, а, следовательно, в действиях общества отсутствует событие правонарушения (нарушение условий получения субсидии) и вина. Кроме того, суд отметил, что в отношении общества проверка не проводилась, общество о проверке не извещалось и не принимало в ней участие.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Подпунктом 1.3.2 "Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 года", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 58 (далее - Порядок N 58), в редакции, действующей в проверяемый период, установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, соответствующим требованиям, указанным в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-Ф "О развитии сельского хозяйства" (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированным и (или) поставленным на налоговый учет и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым, в целях возмещения части понесенных ими затрат (без НДС для получателей субсидии, находящихся на общей системе налогообложения) в текущем финансовом году или отчетном финансовом году на проведение гидромелиоративных мероприятий - строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности (аренды) сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг), за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов, а также по переходящим объектам незавершенного строительства.
Согласно подпункту 1.5.2 названного Порядка при выполнении работ, соответствующих локальному сметному расчету проекта, подрядной организацией возмещению подлежат затраты, не превышающие прямые затраты, предусмотренные локальным сметным расчетом проекта по соответствующим видам работ.
Пунктом 2.1.2 Порядка предусмотрено, что для получения субсидии получатель субсидии представляет в министерство заверенные получателем субсидии документы, в том числе справку-расчет на предоставление субсидии, реестр фактических затрат по форме, утверждаемой Министерством.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 Порядка министерство регистрирует документы на предоставление субсидии в день их поступления, а также обеспечивает в течение 10 рабочих дней проверку документов на комплектность и на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами; в случае наличия замечаний к представленным документам министерство в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты регистрации документов в министерстве, письменно либо другим доступным способом связи сообщает получателю субсидии о выявленных недостатках; документы, прошедшие проверку, выносятся на рассмотрение комиссии по вопросам предоставления субсидии, созданной при министерстве; в случае если получатель субсидии указал некорректную и/или фактически не подтвержденную документами запрашиваемую сумму субсидии, на рассмотрение комиссии выносится сумма субсидии, рассчитанная на основании фактически произведенных затрат, подтвержденных документами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.04.2018 на официальном сайте министерства был опубликован приказ министерства от 14.03.2018 N 204 "Об утверждении ставок субсидий на проведение гидромелиоративных мероприятий, форм документов для получения субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым", изданный в соответствии, в том числе и с Порядком N 58, которым утверждены ставки субсидий (приложение N 1), формы документов, представляемых для получения субсидии, в том числе форма справки-расчета - приложение N 3, форма реестра фактических затрат - приложение N 4 (т.1 л.д.71-82).
Согласно приложению N 1 предельный размер ставки субсидии при проведении гидромелиоративных мероприятий с применением систем капельного орошения со строительством нового водоисточника и (или) прудов-накопителей - 500 тыс. руб./га, но не более 70% фактических затрат, понесенных сельскохозяйственным товаропроизводителем на проведение гидромелиоративных мероприятий.
Из формы справки-расчета (приложение N 3) следует, что для расчета субсидии необходимо указать фактические затраты. Об этом же свидетельствует и приложение N 4 к приказу (реестр фактических затрат на выполнение гидромелиоративных мероприятий).
Из материалов дела видно, что общество представило в министерство документы по формам, утвержденным приказом министерства от 14.03.2018 N 204 (т.1 л.д.87-93).
Установив, что справка-расчет была составлена обществом исходя из фактических затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий по форме, предложенной министерством, недостоверных сведений обществом представлено не было; представленные получателем субсидии документы проходят проверку и в случае указания некорректной суммы субсидии министерство и комиссия министерства вправе самостоятельно произвести перерасчет суммы субсидии; что проверка проводилась в отношении министерства, в отношении общества проверка не проводилась, к участию в проверке общество не привлекалось, с актом проверки не знакомилось, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава (события) административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и направлены на переоценку установленных судами первой и второй инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу части 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалумых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2020 по делу N А83-205/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.