г.Калуга |
|
18 августа 2020 г. |
Дело N А62-9752/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью Тепличный комбинат "Смоленский" (Смоленская область, г. Рославль, переезд Астапковичский, д. 7, ОГРН 1166733073517, ИНН 6725031039) - Будников С.А. (дов. от 28.02.2020, копия диплома), Запускалов Р.В. (дов. от 28.02.2020 N 50, копия диплома);
от заинтересованного лица: Департамента инвестиционного развития Смоленской области (г. Смоленск, площадь Ленина, д. 1, ОГРН 1156733001303, ИНН 6732101015) - Захаров Р.Н. (дов. от 19.05.2020 N 1180, копия диплома),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Департамента инвестиционного развития Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А62-9752/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Тепличный комбинат "Смоленский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента инвестиционного развития Смоленской области (далее - департамент) об отказе обществу в допуске к участию в отборе инвестиционного проекта для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области, изложенного в письме от 08.07.2019 N 2464, об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 24.12.2019 требование общества удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на неверный вывод судов о вступлении в законную силу постановления Администрации Смоленской области от 28.06.2019 N 387 "О внесении изменений в Порядок проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области" (далее - постановление администрации N 387) по истечении 10 дней с момента его опубликования.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы и пояснил, что в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области предполагалось включить инвестиционные проекты юридических лиц, осуществляющих капитальные вложения на территории Смоленской области, основным видом экономической деятельности которых является вид деятельности, включенный в раздел С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), так как область испытывает большую потребность в продуктах переработки.
Представители общества поддержали доводы отзыва (с учетом дополнительных пояснений) на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей общества и департамента, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, основным видом деятельности общества является "Выращивание овощей, бахчевых корнеплодных, клубнеплодных культур, грибов и трюфелей", включенный в раздел А "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" ОКВЭД, принятого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст.
Общество уже реализует инвестиционный проект "Строительство тепличного комбината общей площадью 17,24 га ООО ТК "Смоленский" с инженерными коммуникациями в Смоленской области (Рославльский район)". В рамках реализации данного проекта общество произвело инвестиции в основной капитал, общий размер которых по состоянию на 01.10.2019 составил 3 694 331 000 руб.
Первый этап строительства тепличного комбината "Смоленский" по адресу: Смоленская область, г. Рославль завершен, объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 67-RU-67515000-119-2018 от 15.11.2018, выданного администрацией муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области.
Общая площадь построенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Смоленская обл., Рославльский район, г. Рославль, Астапковичский переезд, д. 7, составляет 100 817,9 кв. м, включает 35 зданий и сооружений.
Общий размер капитальных вложений, которые заявитель планирует произвести в целях реализации проекта к 2021 году, должен составить 6 371 496 500 руб.
Заместителем Губернатора Смоленской области 10.05.2017 утверждена Дорожная карта мероприятий по предоставлению преференций для реализации обществом проекта по строительству тепличного комбината на территории Рославльского района на 2017-2024 годы, пункт 4.1 которой предусматривает возможность предоставления обществу мер государственной поддержки (снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, полного освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества в рамках проекта) в соответствии с региональным законодательством в случае принятия решения о присвоении инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта Смоленской области в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 14.07.2016 N 418.
3 июля 2019 г. общество обратилось в департамент с инвестиционной заявкой (вх. N 03695) для участия инвестиционного проекта "Строительство тепличного комбината общей площадью 17,24 га ООО ТК "Смоленский" с инженерными коммуникациями в Смоленской области (Рославльский район)" в отборе инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области.
Письмом от 08.07.2019 N 2464 департамент отказал обществу в допуске к участию в отборе инвестиционного проекта общества, мотивировав свой отказ тем, что согласно подпункту 5.7.1 пункта 5 "Порядка проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 14.07.2016 N 418 (далее - Порядок), к участию в отборе допускаются инвесторы, осуществляющие согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основной вид экономической деятельности, включенный в раздел С "Обрабатывающие производства" ОКВЭД, а общество к таким не относится.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что на дату подачи заявки в департамент (03.07.2019) общество полностью соответствовало требованиям пункта 1, подпунктов 5.1-5.9 пункта 5 Порядка (в редакции постановления администрации Смоленской области от 26.03.2019 N 151), постановление администрации N 387, которым в пункт 5 Порядка введен подпункт 5.7.1, было официально опубликовано 04.07.2019 и вступило в законную силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что департамент является полномочным органом по рассмотрению заявок на участие в отборе инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области.
На основании положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" принят закон Смоленской области от 23.12.2002 N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" (далее - Закон N 95-з).
Согласно статье 2 Закона N 95-з инвесторами являются физические лица (осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Смоленской области и осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области; юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области через поставленные на учет в налоговых органах на территории Смоленской области обособленные подразделения, которые согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляют основной вид экономической деятельности, включенный в класс 10 "Производство пищевых продуктов" раздела С "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
Пункт 1 Порядка N 418 полностью повторяет понятие инвестора, данное в статье 2 Закона N 95-з.
То есть, Законом N 95-з и пунктом 1 Порядка предусмотрено 2 вида инвесторов: 1. физические лица (осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Смоленской области и осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области; 2. юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области через поставленные на учет в налоговых органах на территории Смоленской области обособленные подразделения, которые согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляют основной вид экономической деятельности, включенный в класс 10 "Производство пищевых продуктов" раздела С "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
Общество относится к юридическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке на территории Смоленской области и осуществляющим капитальные вложения на территории Смоленской области.
Пунктом 5 названного Порядка определено, что к участию в отборе допускаются инвесторы, указанные в пункте 1 настоящего Порядка и соответствующие критериям, установленным подпунктами 5.1 - 5.9 пункта 5 Порядка.
Отказывая обществу к участию в отборе его инвестиционного проекта, департамент сослался на подпункт 5.7.1 пункта 5 Порядка, согласно которому к участию в отборе допускаются юридические лица, основным видом экономической деятельности которых является вид деятельности, включенный в раздел С "Обрабатывающие производства" ОКВЭД, а общество к таким не относится.
Судами установлено, что подпункт 5.7.1 внесен в пункт 5 Порядка постановлением администрации от 28.06.2019 N 387. Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 04.07.2019.
Придя к выводу о том, что внесенные изменения в пункт 5 Порядка (дополнен подпунктом 5.7.1) затрагивают права и законные интересы, в том числе общества, так как препятствуют участию его инвестиционного проекта в отборе, суд, ссылаясь на часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 5 статьи 46 Устава Смоленской области, указал, что постановление администрации N 387 вступает в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования, то есть после подачи обществом заявки.
Абзацем 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Полагая, что внесенными постановлением администрации N 387 изменениями (подпунктом 5.7.1) в Порядок затрагиваются его права и законные интересы, общество обратилось в Смоленский областной суд с административным иском к Администрации Смоленской области о признании недействующим подпункта 5.7.1 пункта 5 Порядка как не соответствующего законодательству, а именно - Закону N 95-з. Решением суда от 14.11.2019 по делу N 3а-64/2019 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 5.7.1 пункта 5 Порядка в редакции постановления администрации от 28.06.2019 N 387 (т.1 л.д.94). Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.02.2020 по делу N 66а-301/202 решение Смоленского областного суда от 14.11.2019 оставлено без изменения.
Довод кассационной жалобы о том, что постановление администрации от 28.06.2019 N 387 вступило в законную силу с момента его подписания, был предметом исследования судов и отклонен как несостоятельный.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что общество как юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Смоленской области и осуществляющее капитальные вложения на территории Смоленской области, относится к инвесторам, указанным в статье 2 Закона N 95-с и пункте 1 Порядка; общество полностью соответствует требованиям, перечисленным в пункте 5 Порядка в редакции, действующей на дату подачи обществом заявки - на 03.07.2019.
При таких обстоятельствах суд признал незаконным обжалуемое решение департамента.
Все доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу N А62-9752/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Придя к выводу о том, что внесенные изменения в пункт 5 Порядка (дополнен подпунктом 5.7.1) затрагивают права и законные интересы, в том числе общества, так как препятствуют участию его инвестиционного проекта в отборе, суд, ссылаясь на часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 5 статьи 46 Устава Смоленской области, указал, что постановление администрации N 387 вступает в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования, то есть после подачи обществом заявки.
Абзацем 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 августа 2020 г. N Ф10-2754/20 по делу N А62-9752/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7122/20
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2754/20
22.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1106/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-9752/19