город Калуга |
|
03 сентября 2020 г. |
Дело N А84-5809/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 03.09.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Е.В. Бессоновой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
С.И. Смолко
Н.А. Мельниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Товарищество собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Слип" ОГРН 1149102061382 ИНН 9105001537 |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
от заинтересованного лица: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя ОГРН 1159102022738 ИНН 9102157783 |
Диско Л.Н. - представитель по доверенности от 06.05.2020. |
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя кассационную жалобу Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 года по делу N А84-5809/2019,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Слип" (далее - ТСН СНТ "Слип", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее - Севприроднадзор) об оспаривании постановления N 332/13/2019 от 28.11.2019 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 11.03.2020 изменено назначенное товариществу собственников недвижимости садоводческого некоммерческого товарищества "Слип" постановлением Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 28.11.2019 N 332/13/2019 административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа снижен судом с 300 000 рублей до 150 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований ТСН СНТ "Слип" отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 решение суда первой инстанции отменено. Признано незаконным и отменено постановление Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя N 332/13/2019 от 28.11.2019 о назначении административного наказания. Производство по делу в части требования Товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Слип" о прекращении производства по административному делу - прекращено.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыл, явку своих представителей не обеспечил.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, на основании части 3 статьи 284 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица - Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ТСН СНТ "Слип" в Севприроднадзор предоставлены сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (скважин NN 5654 б, 5716, 5813, 5814) за 2 квартал 2019 года по форме 3.1, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205.
Согласно представленным сведениям, юридическим лицом из скважины N 5716 добыто подземных водных ресурсов за 2 квартал 2019 года в объеме 0,323 тыс. м3 при максимально разрешенной величине отбора подземных вод из скважины N 5716-0,289 тыс. м3. Т.е представленные сведения свидетельствовали о превышении максимально разрешенной величины отбора подземных вод на 0,034 тыс. м3.
На основании указанных сведений административным органом сделан вывод о том, что ТСН СНТ "Слип" нарушены условия пунктов 7, 10 Приложения N 1 к лицензии на пользование недрами СЕВ00014ВЭ, что является нарушением п. 10 ст. 22 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Уведомлением от 28.10.2019 административный орган известил товарищество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое получено 18.11.2019, о чем свидетельствует подпись Карповой С.В. на уведомлении.
ТСН СНТ "Слип" в адрес Севприроднадзора 13.11.2019 направлен корректирующий отчет по форме 3.1 за 2 квартал 2019 года, согласно которому общий объем добытой воды из скважины N 5716 составил 0,246 тыс. м3.
19.11.2019 административным органом, в присутствии уполномоченного представителя товарищества, составлен протокол об административном правонарушении N 00393/13/2019, которым в действиях товарищества установлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено товариществом 19.11.2019, о чем свидетельствует подпись Карповой С.В.
27.11.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено.
28.11.2019 государственным инспектором Гудзь Н.А., в присутствии представителя ТСН СНТ "Слип", на основании материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 332/13/2019 о назначении административного наказания, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСН СНТ "Слип" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности в действиях ТСН СНТ "Слип" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Статьей 11, 12, п. 1,2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, установлены требования к пользованию недр и условия пользования недрами.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (ч. 5 ст. 205 АПК РФ).
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10. КоАП РФ).
В качестве объективной стороны вменяемого ТСН СНТ "Слип" правонарушения административным органом указано на допущенное товариществом превышение объема забора воды из скважины N 5716.
Указанный вывод, как следует из протокола об административном правонарушении N 00393/13/2019, сделан административным органом на основании представленных товариществом сведений в отчете за II квартал 2019 года по форме 3.1.
Однако, как указано выше, ТСН СНТ "Слип" были представлены корректирующие сведения, согласно которым превышения объема забора воды из скважины N 5716 не имеется. Указанные сведения были приняты административным органом. Нормативного обоснования невозможности представления корректирующих сведений административным органом в ходе рассмотрения дела судом не представлено. Из протокола об административном правонарушении N 00393/13/2019 и постановления N 332/13/22019 следует, что учитывались только сведения, представленные 03.07.2019 за II квартал 2019 года по форме 3.1, корректирующий отчет по форме 3.1 от 13.11.2019, который содержал иные сведения за II квартал 2019 года, административным органом не учитывался.
В отношении представленного административному органу журнала учета водопотребления последним сделан вывод о его несоответствии установленным правилам ведения журнала, в связи с чем указанные в журнале сведения административным органом не исследовались.
Из указанного следует, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что товариществом допущено превышение объема забора воды из скважины N 5716. Сведения, представленные в отчетах по форме 3.1. носят противоречивый характер, их достоверность в установленном порядке административным органом не проверена.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Из указанного следует, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие в действиях товарищества состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 37 Закона РФ "О недрах" к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Суд установил, что Севприроднадзор не провел проверку информации, не устранил противоречия в представленных отчетах, в том числе и путем проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ч. 3.2, ч.3.3 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, протокол N 00393/13/2019 от 19.11.2019 составлен Севприроднадзором после сбора данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Полученные данные послужили основанием для вывода о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем эти данные получены вне процессуального порядка, установленного КоАП РФ либо Законом N 294-ФЗ.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о признании незаконным и отменене постановления Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя N 332/13/2019 от 28.11.2019 о назначении административного наказания.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанций при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 года по делу N А84-5809/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Из указанного следует, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие в действиях товарищества состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 37 Закона РФ "О недрах" к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Суд установил, что Севприроднадзор не провел проверку информации, не устранил противоречия в представленных отчетах, в том числе и путем проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ч. 3.2, ч.3.3 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, протокол N 00393/13/2019 от 19.11.2019 составлен Севприроднадзором после сбора данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Полученные данные послужили основанием для вывода о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем эти данные получены вне процессуального порядка, установленного КоАП РФ либо Законом N 294-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 сентября 2020 г. N Ф10-3021/20 по делу N А84-5809/2019