г.Калуга |
|
8 сентября 2020 г. |
Дело N А23-8137/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.09.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ермакова М.Н. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (248016, г. Калуга, ул. Ленина, д.15, ОГРН 1054003509185, ИНН 4029032147) - Зайцева Я.П. (дов. от 19.08.2020 N 2064, копия диплома);
от заинтересованного лица: прокуратуры Боровского района Калужской области (249010, Калужская область, Боровский район, г. Боровск, ул. Ленина, д.13) - Васикова Н.Г. (служ.удост. N 277215),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.02.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А23-8137/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным представления прокурора Боровского района Калужской области от 02.09.2019 N 7-71-2019/361 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решением суда от 07.02.2020 признан недействительным пункт 3 резолютивной части представления. В удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 представления отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит состоявшиеся судебные акты отменить в части, касающейся пункта 1 представления, ссылаясь на то, что в хозяйственном ведении предприятия находятся только 7 биотермических ям из 9-ти; Ветеринарно-санитарные правила регулируют порядок сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и являются обязательными для исполнения владельцами животных, а также организациями, занимающимися производством, транспортировкой, переработкой продуктов и сырья животного происхождения, а предприятие к таким организациям не относится; с 01.07.2020 предприятие прекратило деятельность по эксплуатации полигона для размещения ТКО, на котором расположен и скотомогильник.
В отзыве на жалобу прокуратура Боровского района просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь на необоснованность её доводов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предприятия поддержала доводы кассационной жалобы, представитель прокуратуры поддержала доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2005, его основным видом деятельности является "Сбор неопасных отходов" (код 38.11 по ОКВЭД).
Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 29.03.2018 N 360-п за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены, в том числе полигон по обезвреживанию бытовых отходов, расположенный по адресу: Калужская область, Боровский район, д.Тимашово, семь биотермических ям (ямы Беккари), находящихся на полигоне (т.1 л.д.43, 45).
Во исполнение решения заместителя прокурора Боровского района о проведении проверки от 13.08.2019 N 180 в связи с поступившим из Прокуратуры Калужской области (и из Генеральной прокуратуры) обращением гражданки Быковой Т.Ю. о нарушении законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в деревне Тимашово Боровского района Калужской области помощником прокурора проведена проверка исполнения предприятием требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, санитарного, лесного, земельного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, о чем составлен акт проверки от 14.08.2019 (т.1 л.д.41, 62).
Из акта следует, что на полигоне в деревне Тимашово расположен скотомогильник, состоящий из 9 биотермических ям. Территория скотомогильника не огорожена забором, с внутренней стороны по периметру биотермических ям отсутствует траншея и вал, скотомогильник размещен не на возвышенном участке.
Кроме того, 14.08.2019 в отношении предприятия была проведена проверка Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалиста Россельхознадзора по Калужской области. Результаты проверки изложены в справке, из которой следует, что из 9 биотермических ям 7 находятся в ведении предприятия, 2 ямы переданы в собственность муниципального образования сельского поселения село совхоз "Боровский".
В справке также отмечено, что территория скотомогильника не огорожена глухим забором, с внутренней стороны забора по всему периметру отсутствует траншея и вал, скотомогильник размещен не на возвышенном участке земли, крышки биотермических ям не заперты на замки (т.1 л.д.42).
По результатам проверки прокурором в адрес предприятия внесено представление от 02.09.2019 N 7-71-2019, в котором отмечено о нарушении предприятием пунктов 5.3, 5.6, 6.2, 6.10 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Ветеринарные правила), при пользовании скотомогильником и предписано: принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, недопущению их впредь (пункт 1); о дате и времени рассмотрения представления предварительно уведомить прокуратуру района для принятия участия в его рассмотрении (пункт 2); рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, в случае применения мер дисциплинарного воздействия направить копию документа о наказании виновных лиц вместе с ответом на представление (пункт 3); о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в письменной форме не позднее месяца с момента его получения (пункт 4).
Не согласившись с указанным представлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу о необоснованности заявленного требования в части пунктов 1,2,4 оспариваемого представления, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления предприятия в указанной части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В кассационной жалобе предприятие выразило свое несогласие с судебными актами в части отказа в удовлетворении требования предприятия о признании недействительным пункта 1 представления.
Так как в соответствии с положениями части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия проверяет законность судебных актов в части пункта 1 представления.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурору или его заместителю предоставлено право вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые имеют полномочия на устранение допущенных нарушений.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27, скотомогильник - это определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства-члена Евразийского экономического союза земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
Пунктами 5.3, 5.6, 6.2 Ветеринарных правил предусмотрено, что скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м, уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли; территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекидывают мост; ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
Судами установлено и предприятием не отрицается, что отсутствует глухой забор вокруг скотомогильника, нет траншеи по всему периметру скотомогильника с внутренней стороны забора, крышки биотермических ям не запираются на замки.
Довод кассационной жалобы, что Ветеринарные правила обязательны только для организаций, занимающихся производством, транспортировкой, переработкой продуктов и сырья животного происхождения, несостоятелен и противоречит пункту 6.10 этих правил.
В соответствии с пунктом 6.10 Ветеринарных правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Как указано выше, полигон, на котором расположен скотомогильник, находится в хозяйственном ведении предприятия. Кроме того, в ведении предприятия находятся и 7 биотермических ям.
Тот факт, что в ведении предприятия находятся не все 9, а только 7 биотермических ям, не свидетельствует о возможности несоблюдения предприятием указанных выше положений Ветеринарных правил.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал предприятию в признании недействительным пункта 1 оспариваемого предписания.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.02.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А23-8137/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.