г.Калуга |
|
11 сентября 2020 г. |
Дело N А62-7585/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 11.09.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В.,
при участии представителей:
от Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (ОГРН 1106732005357, ИНН 6732005424, площадь Ленина, д. 1, г. Смоленск, 214008) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Королева Никиты Андреевича (ОГРНИП 315673300003589, ИНН 672508000189, Смоленская область) - Королева Н.А. (личность удостоверена, паспорт), Малахова А.И. (дов. от 20.12.2019, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Королева Никиты Андреевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А62-7585/2019,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Королеву Никите Андреевичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании в областной бюджет на лицевой счет департамента средств гранта в размере 4 016 000 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИП Королев Н.А. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, указывая, что судом первой и апелляционной инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, дана неверная оценка обстоятельствам спора.
Заявитель жалобы полагает, что в силу пункта 6.3 договора от 15.07.2016 N 0002 в пользу истца подлежит взысканию сумма гранта только в сумме 1609000 руб., в которой не подтверждены расходы на приобретение полуприцепа транспортировки рулонов ПТС-12С (за счет средств гранта 714 000 руб.), почвообрабатывающего агрегата (средства гранта - 420 000 руб.), сеялки зерновой SR 400 (средства гранта - 397 000 руб.).
Департамент отзыв не жалобу не представил, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившегося истца.
Принявшие участие в судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, проверив законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, установлено судами, в рамках реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014-2020 годы, а также Положения о порядке предоставления в 2015-2016 годах грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, в рамках реализации мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования в Смоленской области областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014-2020 годы, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09.12.2014 N 830 (в ред. от 16.06.2016 N 317) (далее - Положение N 830), департаментом 13.07.2016 проведен конкурс на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей.
На основании протокола заседания комиссии по проведению конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств в целях оказания поддержки начинающим фермерам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, реализующим проекты по развитию семейных животноводческих ферм от 13.07.2016 между департаментом (грантодатель) и ИП Королевым Н.А. (грантополучатель) 15.07.2016 был заключен договор N 0002 о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, по условиям которого грантодатель безвозмездно передает денежные средства (грант) для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными положением и договором.
В соответствии с пунктом 2.2 договора подробное описание расходов за счет гранта дается в плане расходов, который утвержден на комиссии по проведению конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств в целях оказания поддержки начинающим фермерам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, реализующим проекты по развитию семейных животноводческих ферм.
В силу пункта 2.3 договора план расходов не может быть изменен грантодателем или грантополучателем в одностороннем порядке.
В соответствии с пунктом 3.1 договора общая сумма гранта, утвержденная комиссией, составляет 4 016 000 руб.
Ответчиком получена сумма гранта в размере 4 016 000 руб., в том числе по платежному поручению от 21.07.2016 N 144954 на сумму 2 616 223 руб. 20 коп., по платежному поручению от 20.07.2016 N 1825 на сумму 1 399 776 руб. 80 коп.
В связи с невыполнением ответчиком условий Положения N 830 и договора (не созданы дополнительные постоянные рабочие места, не выполнены показатели бизнес-плана по производству мяса КРС, сырого молока и увеличению поголовья КРС, не представлено подтверждение затрат на приобретение оборудования и техники, сельскохозяйственных животных) департаментом предпринимателю Королеву Н.А. направлена претензия от 30.05.2019 N2145-09 о возврате средств гранта в размере 4 016 000 руб.
Оставленная без ответа претензия, а также невозвращение ИП Ковалевым Н.А. денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пунктам 21, 22, 23 Положения N 830 расходование средств гранта осуществляется в строгом соответствии с планом расходов. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, подлежит согласованию с комиссией (пункт 21 Положения N 803).
В целях контроля целевого расходования гранта глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязан представлять в департамент ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию по формам, прилагаемым к договору о предоставлении грантов (пункт 23 Положения N 803).
В пункте 6.2 договора стороны установили, что в случае ненадлежащего исполнения грантополучателем обязательств по договору, иного нарушения условий договора, при непредставлении, несвоевременном представлении, представлении не в полном объеме и (или) представлении ненадлежаще оформленного отчета о расходовании средств гранта и прилагаемых к нему подтверждающих документов об использовании средств гранта, информации для формирования отчетности в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, фотоотчета о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, отказа либо уклонения от незамедлительного устранения выявленных недостатков или представления грантодателю ложных сведений, грантодатель вправе в одностороннем порядке расторгнуть досрочно договор и потребовать возврата средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, на основании решения комиссии по конкурсному отбору крестьянских (фермерских) хозяйств в целях оказания поддержки начинающим фермерам и КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, реализующим проекты по развитию семейных животноводческих ферм, ИП Королеву Н.А. предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 4016000 рублей, подлежащий использованию в соответствии с бизнес-планом.
По результатам выездной проверки деятельности ИП Королева Н.А. (акт от 28.03.2018), проведенной департаментом в целях контроля за целевым использованием средств гранта и проверки выполнения обязательств грантополучателя по договору, департаментом установлено следующее.
Согласно плану расходов общая сумма проекта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, составляет 6 694 000 руб., в том числе средства гранта 4 016 000 руб.
Из предоставленной ответчиком отчетности следует, что средства были частично израсходованы в сумме 4 142 000 руб., в том числе средства гранта - 2 485 000 руб., в соответствии с планом расходов на следующие цели: трактор МТЗ 922,2 Беларусь 2 шт. - 2 700 000 руб.; прицеп тракторный 2 ПТС-4,5-260 000 руб.; грабли CADDI-8-230 000 руб.; косилка дисковая навесная Samba 2800-360 000 руб.; пресс-подборщик ППР-Ф-1,8-01-462 000 руб.; телки случного возраста 5 голов - 130 000 руб.
Вся сельскохозяйственная техника и оборудование имеется в наличии, тракторы и прицеп поставлены на учет в органе государственного надзора по техническим состояниям самоходных машин и другим видам техники.
На день обследования в хозяйстве имелось: КРС - 10 голов, из них: коровы - 3 головы, молодняк КРС - 5 телок и 1 теленок; лошади - 19 голов; овцы - 11 голов; куры - 50 голов; гуси - 10 голов; утки - 23 головы; индюки - 4 головы; голуби - около 300 голов.
Из акта выездной проверки деятельности ИП Королева Н.А. от 23.11.2018, проведенной департаментом в целях контроля за целевым использованием средств гранта и проверки выполнения обязательств грантополучателя по договору, усматривается следующее.
Исходя из предоставленной ответчиком отчетности следует, что средства были частично израсходованы в сумме 4 012 000 руб., в том числе средства гранта - 2 407 000 руб., в соответствии с планом расходов на следующие цели: трактор МТЗ 922,2 Беларус 2 шт. - 2 700 000 руб.; прицеп тракторный 2 ПТС-4,5-260 000 руб.; грабли CADDI-8-230 000 руб.; косилка дисковая навесная Samba 2800-360 000 руб.; пресс-подборщик ППР-Ф-1,8-01-462 000 руб.
Вся сельскохозяйственная техника и оборудование имеется в наличии, тракторы и прицеп поставлены на учет в органе государственного надзора по техническим состояниям самоходных машин и другим видам техники.
25.05.2017 Королевым Н.А. закуплены телки 5 голов на сумму 125 000 руб. в соответствии с договором от 25.05.2017 и товарной накладной от 25.05.2017 N 30.
Документ, подтверждающий оплату, не представлен. КРС на момент проверки имеется в наличии (5 нетелей).
На момент проверки Королевым Н.А. предъявлен полуприцеп транспортировки рулонов. Документы, подтверждающие его приобретение, не представлены.
На день обследования в хозяйстве имелось: КРС - 9 голов, из них: коровы - 3 головы, нетелей - 5 голов, молодняк крупного рогатого скота - 1 голова; овцы - 20 голов; лошади - 16 голов; свиньи и птица.
Изложенные в актах от 28.03.2018 и от 23.11.2018 сведения ответчиком по существу не оспаривались.
Судами установлено, что ответчиком не исполнен пункт 5.1.5 договора, в соответствии с которым последний должен был создать постоянные рабочие места в количестве и в срок, указанные в бизнес-плане (в 2016 году - 4 рабочих места, в 2017 году - сохранить 4 рабочих места, в 2018 году - увеличить количестве рабочих мест до 6 и сохранить это количество до 2020 года включительно).
Кроме того, ответчиком не достигнуты показатели результативности деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по производству коровьего молока, мяса КРС, увеличению поголовья КРС, указанные в бизнес-плане.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суды пришли к выводу о том, что ответчик не достиг целевых показателей, установленных бизнес-планом, что является нарушением целевого использования полученных средств гранта.
Кроме того, в нарушение подпунктов 3 и 4 пункта 20 Положения N 830 ответчиком в департамент не представлены копии платежных документов, подтверждающих приобретение полуприцепа транспортировки рулонов ПТС-12С (за счет средств гранта 714 000 руб.), копии договоров на приобретение почвообрабатывающего агрегата (средства гранта - 420 000 руб.), копии договоров на приобретение сеялки зерновой SR 400 (средства гранта - 397 000 руб.), оплату пяти телок по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 25.05.2017 (за счет средств гранта 78 000 руб.).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, условиями договора, Положением N 830, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с предпринимателя суммы выплаченного ему гранта в размере 4 016 000 руб. в связи с невыполнением ИП Королевым Н.А. условий предоставления гранта.
Судебные инстанции исходили из доказанности нарушения ответчиком условий соглашения о предоставлении и использовании гранта и единовременной помощи начинающим фермерам. Доказательств соблюдения требований о достижении предусмотренных бизнес-планов результатов деятельности КФХ (увеличение рабочих мест, производства и реализации молока, мяса КРС) и предоставлении отчетности ответчиком не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию предпринимателя по спору, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств.
Довод о том, что в пользу истца подлежит взысканию сумма гранта только в части, в которой не подтверждены расходы на приобретение полуприцепа транспортировки рулонов ПТС-12С (за счет средств гранта 714 000 руб.), почвообрабатывающего агрегата (средства гранта - 420 000 руб.), сеялки зерновой SR 400 (средства гранта - 397 000 руб.), всего - 1 609 000 руб., со ссылкой на пункт 6.3 договора от 15.07.2016 N 0002, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и отклонен со ссылкой на то, что обязанность по возврату средств гранта в полном объеме возникла у ответчика на основании пункта 6.2 договора, который предусматривает такой возврат в случаях ненадлежащего исполнения грантополучателем обязательств по договору.
По существу кассатор в жалобе не подтверждает нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, выражает несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела, что направлено на их переоценку и не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.11.2019 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А62-7585/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.