15 сентября 2020 г. |
Дело N А83-6493/2019 |
г.Калуга |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: | |
от МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" 298200, Республика Крым, пгт Ленино, ул.Комсомольская, д.40а ОГРН 1159102049171 от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым 295006, г.Симферополь, ул.Павленко, д.18 ОГРН 1149102018691 |
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А83-6493/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 10.04.2019 N 027/2019 года о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Административный орган отзыв на жалобу не представил.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Частью 2 ст.14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.13.19.2 настоящего Кодекса.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в ходе документальной проверки в отношении Предприятия административным органом было выявлено, что оно в соответствии с требованиями действующего законодательства не заключило соответствующие договоры на проверку внутридомового газового оборудования со специализированными организациями - данное нарушение было отражено в акте проверки 01.03.2019 N 326 и послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении 03.04.2019 N 111.
Оспариваемое постановление принято административным органом 10.04.2019 в присутствии надлежаще уполномоченного представителя Общества.
Считая данное постановление незаконным, Предприятие обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с ч.1 ст.192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч.2 той же статьи).
Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Согласно п.5 Правил N 410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений многоквартирных домов.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пп. "а", "б", "г").
Согласно пп. "а" п.11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы
В соответствии с пп. "в" п.12 Правил N 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170).
В соответствии с п.5.5.6. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна в том числе содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, обеспечить герметичность и плотность дымоходов, своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование.
Пункт 21 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 содержит наименования работ, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 N 101 утверждено "МДС 42-1.2000. Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования".
Согласно п.3.5 указанного положения работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
Административным органом представлены доказательства того, что на момент проведения проверки у Предприятия отсутствовали какие-либо договоры со специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов.
Между тем, пунктом 4 (1) "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (ред. от 13.09.2018), незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 410, отнесено у грубому нарушению лицензионных требований со стороны организаций, имеющих лицензию на управление многоквартирными домами.
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод, что указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Предприятием лицензионных требований в части заключения со специализированными организациями договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, что образует объективную сторону вменяемого правонарушения, а также обоснованный вывод о правильной квалификации административным органом совершенного Предприятием правонарушения по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка доказательств произведена судами с соблюдением требований ст.71 АПК РФ, сделанные судами выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10.
Ссылка Предприятия на договор о техническом обслуживании, ремонте внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, заключенный с Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымгазсети" 24.04.2019 не может быть признана судом кассационной инстанции обоснованной, поскольку данный договор был заключен после проведения административным органом документальной проверки и выявления инкриминируемого нарушения.
Доводы Предприятия о нарушении процедуры проведения проверки в связи с отсутствие согласования с органами прокуратуры отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в силу положения ч.3 ст.196 ЖК РФ внеплановая проверка информации от органов государственной власти о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки. Из материалов дела следует, что внеплановая документальная проверки проводилась по исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ и заместителя министра Минстроя и ЖКХ РФ.
Данный довод, как и иные доводы кассационной жалобы Предприятия повторяют доводы, заявлявшиеся им в обоснование своей позиции в судах первой и апелляционной инстанций. Все эти доводы исследованы и оценены судами, повторение их в кассационной жалобе суд кассационной инстанции находит направленными на переоценку доказательств, что в силу положений ст.ст.286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч.4 ст.288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 ноября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2020 года по делу N А83-6493/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Л.В.Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административным органом представлены доказательства того, что на момент проведения проверки у Предприятия отсутствовали какие-либо договоры со специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов.
Между тем, пунктом 4 (1) "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (ред. от 13.09.2018), незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 410, отнесено у грубому нарушению лицензионных требований со стороны организаций, имеющих лицензию на управление многоквартирными домами.
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод, что указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Предприятием лицензионных требований в части заключения со специализированными организациями договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, что образует объективную сторону вменяемого правонарушения, а также обоснованный вывод о правильной квалификации административным органом совершенного Предприятием правонарушения по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
...
Доводы Предприятия о нарушении процедуры проведения проверки в связи с отсутствие согласования с органами прокуратуры отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку в силу положения ч.3 ст.196 ЖК РФ внеплановая проверка информации от органов государственной власти о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки. Из материалов дела следует, что внеплановая документальная проверки проводилась по исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ и заместителя министра Минстроя и ЖКХ РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 сентября 2020 г. N Ф10-3210/20 по делу N А83-6493/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3210/20
02.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4362/19
26.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6493/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6493/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6493/19