02 июня 2020 г. |
Дело N А83-6493/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Градовой О.Г.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием представителя Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Каштановой А.Ю. по доверенности N 05-30/9583 от 02.12.2019,
в отсутствие представителя Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2019 по делу N А83-6493/2019, по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением об отмене постановления заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Акуловой Э.В. N 027/2019 от 10.04.2019 года о привлечении МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 ноября 2019 года в удовлетворении заявления МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" было отказано.
Не согласившись с указанным решением, МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель указывает на нарушения при проведении проверки и фиксации результатов, а также об отсутствии нарушений, предусмотренных ст.193 ЖК РФ. Заявитель также указывает на несогласование проверки с органами прокуратуры.
МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Инспекции по жилищному надзору Республики Крым N 252 от 07.02.2019 в период с 11.02.2019 по 01.03.2019 была проведена внеплановая документальная проверка Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" на предмет соблюдения обязательных требований управляющей организации к содержанию и обслуживанию внутридомового газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство".
В ходе проверки установлено, что МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии N 82- Б/00160 от 04.08.2017.
Согласно перечня многоквартирных домов, предоставленного МУП "Лениновское МЖКХ", в управлении МУП "Лениновское МЖКХ" по состоянию на 01.03.2019 находится 44 газифицированных многоквартирных дома, расположенных по следующим адресам: пгт Ленино, ул. Фрунзе, д. 21; пгт Ленино, ул. Высоцкого, д. 1-б; пгт Ленино, ул. Фрунзе, д. 1; пгт Ленино, ул. Фрунзе, д. 27; пгт Ленино, ул. Фрунзе, д. 11; пгт Ленино, ул. Фрунзе, д. 25; пгт Ленино, ул. Фрунзе, д. 2-а; пгт Ленино, ул. Геологическая, д. 11 -а; пгт Ленино, ул. К. Маркса, д. 64; пгт Ленино, ул. К. Маркса, д. 66; пгт Ленино, ул. К. Маркса, д. 68; пгт Ленино, ул. Комсомольская, д. 27; пгт Ленино, ул. Комсомольская, д. 25; пгт Ленино, ул. Комсомольская, д. 19; пгт Ленино, ул. Курчатова, д. 3; пгт Ленино, ул. Курчатова, д. 5; пгт Ленино, ул. Курчатова, д. 7; пгт Ленино, пер. Почтовый, д. 8; пгт Ленино, пр. Ленина, д. 7; пгт Ленино, ул. Пушкина, д. 75; пгт Ленино, ул. Пушкина, д. 54; пгт Ленино, ул. Пушкина, д. 57; пгт Ленино, ул. Пушкина, д. 67; пгт Ленино, ул. Пушкина, д. 71; пгт Ленино, ул. Пушкина, д. 73; пгт Ленино, ул. Пушкина, д. 66; пгт Ленино, ул. Энгельса, д. 15; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 4; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 8; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 2; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 7; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 3; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 5; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 6; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 15; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 16; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 13; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 18; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 47; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 45; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 43; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 41; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 51; пгт Ленино, ул. Шоссейная, д. 17-а.
Согласно письму МУП "Лениновское МЖКХ" от 14.03.2019 N 01-8/141, при предоставлении документов к проверке, инициированной на основании приказа Инспекции о проведении проверки от 07.02.2019 N 252, сотрудниками МУП "Лениновское МЖКХ" были допущены ошибки в Реестре газифицированных домов, то есть по информации МУП "Лениновское МЖКХ" многоквартирный дом N 21 по ул. Фрунзе пгт Ленино был случайно включен в вышеуказанный реестр. Данный дом по информации МУП "Лениновское МЖКХ" снят с обслуживания 20.04.2017. Также по информации МУП "Лениновское МЖКХ" была допущена ошибка в названии ул. Высоцкого, д. N 1-Б, пгт Ленино (дома с указанным номером, по информации МУП "Лениновское МЖКХ", в пгт Ленино не существует), вместо указанного многоквартирного дома в ранее предоставленном МУП "Лениновское МЖКХ" Реестре газифицированных многоквартирных домов должен быть д. N 1-А по ул. Молодежная пгт Ленино.
Вместе с тем, административным органом установлено, что согласно сведениям, отраженным в Реестре лицензий Республики Крым, многоквартирный дом N 21 по ул. Фрунзе пгт. Ленино, находится в управлении МУП "Лениновское МЖКХ". Информации о внесении изменений в Реестр лицензий Республики Крым в части исключения многоквартирного дома N 21 по ул. Фрунзе пгт. Ленино из управления МУП "Лениновское МЖКХ" в адрес Инспекции не поступало.
В ходе проведенной проверки установлено, что МУП "Лениновское МЖКХ" в соответствии с требованиями действующего законодательства не заключены соответствующие договоры на проверку внутридомового газового оборудования со специализированными организациями.
Указанные нарушения отражены в акте N 326 внеплановой документальной проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 01.03.2019.
03 апреля 2019 года консультантом отдела лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, государственным жилищным инспектором Республики Крым Полевой К.М. в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 111 от 03.04.2019 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя предприятия.
10.04.2019 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя предприятия заместителем начальника инспекции по жилищному надзору Республики Крым Акуловой Э.В. вынесено постановление N 027/2019, которым МУП "Лениновское МЖКХ" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. Постановление вынесено в присутствии представителя предприятия по доверенности.
Полагая, что указанное постановление нарушает права и законные интересы предприятия, МУП "Лениновское МЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены ст. 193 ЖК РФ.
К лицензионным требованиям относятся требования, перечисленные в статье 193 ЖК РФ, в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются, в том числе, следующие:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из содержания пункта 21 Минимального перечня N 290 следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, отнесена организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил N 354.
В соответствии с п. 131 Правил N 354 газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным:
а) в многоквартирном доме:
- в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме;
- в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда:
- с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования;
б) в отношении внутридомового газового оборудования в жилом доме - по договору с собственником жилого дома, а в жилом доме государственного или муниципального жилищного фонда:
- с нанимателем - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования;
- с собственником - в части капитального ремонта такого оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в силу пункта 4 Правил N 410 обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
Согласно п. 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома выступает управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В настоящем случае, как установлено административным органом, МУП "Лениновское МЖКХ" в соответствии с требованиями действующего законодательства не заключило соответствующие договоры на проверку ВДГО со специализированными организациями.
Указанное деяние нарушает лицензионные требования, в связи с чем действия (бездействие) предприятия образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вина предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Из материалов дела не следует, что совершенное правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля предприятия, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению предприятием предусмотренных законодательством обязанностей, а также принятия всех необходимых мер к выявлению и устранению допущенных нарушений, не представлено.
Обстоятельства, исключающие вину в совершенном правонарушении, судом не установлены.
Таким образом, административным органом доказано наличие вины лица в совершенном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Размер административного штрафа назначен предприятию пределах, установленных КоАП РФ.
Судом первой инстанции правомерно не установлено оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
Однако применение при рассмотрении дел об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, является правом, а не обязанностью суда.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 названного постановления установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Также в рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, следовательно, отсутствует совокупность обстоятельств, которые в силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ могут являться основанием для замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Доводы МУП "Лениновское МЖКХ", касающиеся нарушения правил проведения проверки в отношении предприятия, судом не могут быть признаны обоснованными в силу следующего.
Так, по мнению предприятия, административным органом был нарушен установленный ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" максимальный срок проведения проверки - 5 рабочих дней. Однако указанным законом предусмотрен максимальный сроки проведения неплановой выездной проверки, в то время как в отношении предприятия проводилась не выездная, а документарная проверка.
Согласно части 1 статьи 13, статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок проведения внеплановой документарной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. Указанный срок в настоящем случае не нарушен.
Также заявитель ссылался на то, что указанная проверка в нарушение требований ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ была проведена без согласования с органами прокуратуры.
Частью ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ установлено, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении лицензионного контроля.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона о защите прав юридических лиц с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 данной статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 данного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
На основании части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, положения Жилищного кодекса РФ содержат прямое указание на то, что соответствующие проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 303-КГ17-12920 по делу N А51-27759/2016, при осуществлении лицензионного контроля следует применять установленные законом специальные правила об организации и проведении проверок. В Определении Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 301-КГ17-7564 по делу N А29-6146/2016 также указано, что часть 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации является специальной нормой, определяющей особенности проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, проверка проводилась во исполнение поручения Заместителя председателя Правительства Российской Федерации Мутко В.Л. от 16.01.2019 N ВМ-П9-148, приказа Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации Чибиса А.В. от 23.01.2019 N 27/пр.
Указанные документы представлены в материалы дела.
Таким образом, проверка проведена с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Учитывая положения части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации у суда отсутствуют основания для вывода о невозможности применения к спорным правоотношениям положений ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, в том числе в части отсутствия необходимости согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры.
При этом из системной взаимосвязи названных нормативных положений не следует, что положения ст. ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ носят специальный характер по отношению к нормам Жилищного кодекса РФ. Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ не содержит положений, указывающих на то, что он принят в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Из статьи 1 указанного закона следует, что он устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
При этом в силу статьи 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя включает в себя особенности правового регулирования отношений в сферах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, регулирования въезда в Республику Крым и город федерального значения Севастополь и выезда за пределы Республики Крым и города федерального значения Севастополя иностранных граждан, а также осуществления деятельности в области морского транспорта.
Часть 2 статьи 22 Закона N 377-ФЗ, устанавливает особенности применения на территории свободной экономической зоны положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, при этом в Законе N377-ФЗ отсутствуют положения, устанавливающие особенности применения на указанной территории положений Жилищного кодекса РФ, в т.ч. ст. 196 ЖК РФ.
Кроме того, согласно части 8 статьи 5 Жилищного кодекса РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.11.2019 по делу N А83-6493/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6493/2019
Истец: МУП "ЛЕНИНОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3210/20
02.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4362/19
26.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6493/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6493/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6493/19