город Калуга |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А54-1442/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2024.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко Е.Ю.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Баснака Андрея Юрьевича (ОГРНИП 306622922700023, ИНН 622900700872) - Иванов В.О. (доверенность от 07.06.2023, диплом);
от управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720) - Лукуткина О.В. (доверенность от 28.12.2023, диплом);
от публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) - Седых А.Ю. (доверенность от 29.12.2023, диплом);
от Собуцкого Сергея Николаевича - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Собуцкого Романа Николаевича - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области и публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу N А54-1442/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Баснак Андрей Юрьевич (далее - предприниматель, ИП Баснак А.Ю.) обратился в арбитражный суд к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2023 N ИК/387/23 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 062/04/9.21-560/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" в лице филиала "Рязаньэнерго" (далее - ПАО "Россети Центр и Приволжье, общество), а также Собуцкий Сергей Николаевич и Собуцкий Роман Николаевич.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество и управление обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав предпринимателю в удовлетворении заявленного требования
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, заслушав объяснения представителей, явившихся в судебное заседание, проверив законность судебных актов по правилам статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 10.06.2022 ИП Баснак А.Ю. обратился к обществу в целях нового технологического присоединения к электрическим сетям, заявка подана через личный кабинет с приложением следующих документов: план расположения энергопринимающих устройств, перечень и мощность энергопринимающих устройств, присоединяемых к устройствам противоаварийной автоматики, документ, подтверждающий право собственности на объект, заявке присвоен N 5024627.
В выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:005050948, представленной в качестве документа, подтверждающего право собственности на объект, указан вид регистрации права: общая долевая собственность, в числе правообладателей: Баснак А.Ю., Собуцкий С.Н. и Собуцкий Р.Н., в связи с чем, у предпринимателя было затребовано согласие всех собственников земельного участка на осуществление технологического присоединения к сетям электроснабжения.
06.07.2022 после предоставления необходимых документов, рассмотрение заявки было возобновлено, 15.08.2022 общество направило в адрес предпринимателя проект договора на техническое присоединение N 621064610, пунктом 10 которого предусмотрена плата за техническое присоединение к электрическим сетям в размере 2 127 179,41 руб., исходя из тарифа, действовавшего по состоянию на 06.07.2022 (с 01.07.2022), выставлен счет на сумму 2 127 179,41 руб.
Полагая, что расчет платы за техническое присоединение к электрическим сетям произведен обществом неверно, а также им допущено административное правонарушение, предприниматель обратился в управление с жалобой.
Управлением была проведена проверка, составлен протокол от 22.11.2022 по делу об административном правонарушении N 062/04/9.21-560/2022, согласно которому обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, однако, по результатам рассмотрения административного дела N 062/04/9.21-560/2022 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 062/04/9.21-560/2022 в связи с отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии пунктом 15 Правил в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Как следует из содержания подпункта "д" пункта 16 Правил N 861 одним из условий договора о технологическом присоединении к электрическим сетям является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1178), вступившим в силу 01.07.2022, в пункт 17 Правил N 861 внесены изменения, согласно которым с указанной даты размер платы повышен (пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что данные изменения распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу данного постановления).
Из положений пункта 17 Правил N 861 следует, что если заявка, поданная до вступления в силу Постановления N 1178, не была аннулирована в соответствии с указанными Правилами, размер платы за технологическое присоединение по такой заявке подлежит определению исходя из норм, действовавших на дату подачи заявки.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что заявка, поданная предпринимателем 10.06.2022 и приложенные к ней документы не изменились, номер заявки 5024627 не изменился, также не имеется доказательств, что заявка, поданная предпринимателем 10.06.2022 аннулирована, следовательно, суды пришли к правомерному выводу, что заявку от 10.06.2022 следует считать как поданную до вступления в силу Постановления N 1178.
При таких обстоятельствах, руководствуясь нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил N 861, Постановления N 1178, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия ПАО "Россети Центр и Приволжье", выразившиеся в выставлении ИП Баснак А.Ю. счета на оплату технологического присоединения к электрическим сетям в размере, не соответствующем требованиям пункта Правил N 861 (в редакции от 14.03.2022) и превышающем тарифы, действовавшие до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.21 КоАП РФ. Следовательно постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении обоснованно признано судами незаконным и отменено.
Довод относительно опосредованного присоединения объектов Баснака А.Ю. к электрическим сетям, приведенный в кассационной жалобе общества, являлся предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции при разрешении спора по существу, ему дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в суде.
При изложенных обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, требования процессуального закона соблюдены, основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, отсутствуют, в связи с чем кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2023 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу N А54-1442/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что заявка, поданная предпринимателем 10.06.2022 и приложенные к ней документы не изменились, номер заявки 5024627 не изменился, также не имеется доказательств, что заявка, поданная предпринимателем 10.06.2022 аннулирована, следовательно, суды пришли к правомерному выводу, что заявку от 10.06.2022 следует считать как поданную до вступления в силу Постановления N 1178.
При таких обстоятельствах, руководствуясь нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил N 861, Постановления N 1178, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия ПАО "Россети Центр и Приволжье", выразившиеся в выставлении ИП Баснак А.Ю. счета на оплату технологического присоединения к электрическим сетям в размере, не соответствующем требованиям пункта Правил N 861 (в редакции от 14.03.2022) и превышающем тарифы, действовавшие до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 9.21 КоАП РФ. Следовательно постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении обоснованно признано судами незаконным и отменено."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2024 г. N Ф10-6485/23 по делу N А54-1442/2023