г. Калуга |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А64-10101/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Сорокиной И.В., |
|
Шильненковой М.В., |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" |
не явились, извещено надлежаще; |
от ответчика - ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО" |
не явились, извещено надлежаще;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура ТО" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А64-10101/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов", истец, ОГРН 1026801155303, ИНН 6831020409) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура ТО" (далее - ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО", ответчик, ОГРН 1176820001291, ИНН 6825007199) о взыскании задолженности по договору поставки газа от 01.10.2018 N 50-14-01394 за октябрь 2019 года в размере 3 288,19 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.02.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик указал на то, что истцом необоснованно при расчете стоимости потребленного в октябре 2019 года по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394 газа был применен повышающий коэффициент 1,5 к цене на газ и транспортировку газа за сверхнормативный объем, поскольку считает себя коммунально-бытовым потребителем.
В обоснование своей позиции ответчик также ссылается на прямые договоры, указывая на то, что он является не только ресурсоснабжающей организацией, но и имеет статус исполнителя коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в связи с чем к нему не подлежат применению повышающие коэффициенты при расчетах за потребленный газ в соответствии с п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ.
Истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей указанных лиц в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, с учетом пояснений представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" (поставщик) и ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО" (покупатель) заключены договоры поставки газа от 01.10.2018 N 50-14-01394, от 28.03.2018 N 50-15-01438 (далее - договоры), по условиям которых поставщик принял на себя обязательство поставлять и обеспечивать транспортировку по сетям газораспределения, принадлежащим АО "Газпром газораспределение Тамбов" на праве собственности или ином законном основании с 01.10.2018 по 31.12.2022 (по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394), с 01.03.2018 по 31.12.2022 (по договору от 28.03.2018 N 50-15-01438) газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного, а покупатель - принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями настоящего договора (пункты 2.1 договоров).
В пунктах 4.1 договоров предусмотрено, что учет газа производится поставщиком в соответствии с Правилами поставки газа, Правилам учета газа и договором.
В силу пунктов 4.15 договоров, по окончании каждого месяца на основании представленных покупателем поставщику заверенных архивных данных об измеренных параметрах газа, а также нештатных ситуациях, полученных с УУГ за текущий отчетный период, уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт о количестве поданного-принятого газа, с указанием количества потребленного газа и его калорийности по каждому ресурсу газа отдельно (газ ПАО "Газпром", газ независимых организаций) с разбивкой по каждой точке подключения с указанием ОТС.
Расчеты за газ в соответствии с пунктами 5.5.1 договоров производятся в следующем порядке: платежи проводятся покупателем ежемесячно, в срок до 18 числа месяца, следующего за отчетным. На основании акта о количестве поданного-принятого газа, оформленного в соответствии с пунктами 4.15 договоров, поставщик в сроки, предусмотренные законодательством РФ, представляет покупателю счет, счет-фактуру и накладную на поставленный газ.
Обязательства покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет поставщика (пункты 5.5.5 договоров).
Договор от 01.10.2018 N 50-14-01394 считается заключенным с даты его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Обязательства в части поставки и получения (отбора) газа по договору подлежат исполнению сторонами с 01.10.2018 по 31.12.2022 (пункт 8.1 договора).
Договор от 28.03.2018 N 50-15-01438 считается заключенным с даты его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Обязательства в части поставки и получения (отбора) газа по договору подлежат исполнению сторонами с 01.03.2018 по 31.12.2022 (пункт 8.1 договора).
Доказательств расторжения договоров в материалы дела не представлено.
В соответствии с условиями договоров, поставка газа осуществлялась, в том числе, на котельную в п. Строитель, ГРС-2А города Тамбова; БМК в п. Строитель, мкр. Южный, д. 16А, ГРС-2а города Тамбова; БМК в п. Строитель, ул. Дорожно-Строительная, д. 22, ГРС-2а города Тамбова.
Во исполнение договорных обязательств в октябре 2019 года поставщик осуществил поставку газа покупателю по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394 в объеме 480,999 тыс.куб. м на сумму 3 353 890,13 руб., что подтверждается товарной накладной на отпуск газа от 31.10.2019 N Н-30346, актом приема-передачи газа от 31.10.2019 N 08-2-666Н; по договору от 28.03.2018 N 50-15-01438 в объеме 624,681 тыс.куб.на сумму 4 347 974,65 руб., что подтверждается товарной накладной на отпуск газа от 31.10.2019 N Н-30345, актом приема-передачи газа от 31.10.2019 N 08-2-666.
Долг за октябрь 2019 года по договору от 28.03.2018 N 50-15-01438 оплачен покупателем в полном размере, что подтверждается платежными поручениями от 20.12.2019 N 92125, от 23.12.2019 N 92195, от 25.12.2019 N 92207, от 27.12.2019 N 92217, от 09.01.2020 N 1, от 13.01.2020 N 53835.
Долг за октябрь 2019 года по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394 оплачен в неоспариваемой части на сумму 3 350 601,00 руб., что подтверждается платежными поручениями от 19.12.2019 N 92124, от 13.01.2020 N 53839.
Оплату поставленного газа за октябрь 2019 года по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394 потребитель не осуществил, в связи с чем, за ним образовалась задолженность по договору поставки газа от 01.10.2018 N 50-14-01394 в размере 3 288,19 руб.
Поскольку покупатель образовавшуюся задолженность в полном размере не оплатил, поставщик обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 523, 539, 544, 546, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
По мнению судебной коллегии окружного суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 18 Закона о газоснабжении, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 162, покупатель обязан отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной среднесуточной нормы поставки газа.
В силу статьи 25 Закона о газоснабжении, при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
На основании пункта 34 Правил N 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение об ограничении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
В силу подпункта "г" пункта 3 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245), одним из оснований для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.
В пункте 3.4 договора поставки газа от 01.10.2018 N 50-14-01394 стороны также предусмотрели возможность ограничения или полного прекращения поставки газа покупателем самостоятельно по указанию поставщика.
В связи с ненадлежащим исполнением со стороны ответчика обязательств по оплате поставляемого газа и услуг по его транспортировке, наличием просроченной задолженности, истцом в адрес ответчика направлены уведомления от 19.09.2019 N 3712, от 09.10.2019 N 4032 об ограничении подачи газа. Факт получения уведомлений 19.09.2019 и 09.10.2019 подтверждают соответствующие отметки на экземплярах писем.
Уведомлениями от 19.09.2019 N 3712, от 09.10.2019 N 4032 истец известил ответчика о необходимости самостоятельного ограничения потребления газа с 11.10.2019, с 15.10.2019 по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394 до уровня 18,885 тыс.м.куб./в сутки.
Согласно пункту 4 статьи 450 ГК РФ, сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Решение поставщика газа о введении ограничений объема поставляемого газа по своей правовой природе является односторонним изменением условий договора об объеме поставляемого газа в спорном периоде, возможность которого предусмотрена статьями 523, 546 ГК РФ.
В случае превышения покупателем количества потребленного газа после изменения поставщиком условий договора, подлежит применению повышающий коэффициент, установленный пунктом 17 Правил N 162.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 162, при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Как верно отмечено судами, в рассматриваемом случае истцом в одностороннем порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства изменены условия договора в части объема отпускаемого газа.
Поскольку ответчик продолжил отбор газа, в том числе в октябре 2019 года, плата за газ, принятый (отобранный) сверх установленного объема по истечении указанной в уведомлениях даты введения ограничения, рассчитана истцом за каждые сутки с применением коэффициента 1.5, установленного в пункте 17 Правил N 162.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении, под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Исходя из положений пункта 14, абз. 2 п. 17 Правил N 162 и понятия потребителя газа, данного в статье 2 Закона о газоснабжении, следует, что для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" определяющей является цель использования покупателем газа, приобретаемого у поставщика.
В круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению.
При этом в иных случаях Правила прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Указанный вывод подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
С учетом изложенного, повышающие коэффициенты, установленные пунктом 17 Правил, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ на вопрос N 2 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
Доказательств того, что полученные от истца объемы газа в октябре 2019 года израсходованы ответчиком исключительно на коммунально-бытовые нужды, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
С учетом вышеизложенного, суды правомерно отклонили доводы ответчика о том, что истцом необоснованно при расчете стоимости потребленного в октябре 2019 года газа был применен повышающий коэффициент 1,5 к цене на газ и транспортировку газа за сверхнормативный объем.
Довод ответчика со ссылкой на прямые договоры обоснованно не принят во внимание судами двух инстанций, поскольку оплата потребителями коммунальной услуги непосредственно ответчику и статус исполнителя в правоотношениях по теплоснабжению не отменяет того обстоятельства, что общество не поставляет населению газ, не оказывает коммунальную услугу по газоснабжению, а преобразует его в иной ресурс - тепловую энергию.
На основании пункта 10 Правил N 1245, по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
В случае наличия брони газопотребления либо подключенных к сетям потребителей абонентов, не имеющих задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов потребителю надлежало своевременно проинформировать о данном факте ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" с предоставлением подтверждающих документов.
В нарушение установленной законом обязанности со стороны ответчика на дату введения ограничения информации и документов, свидетельствующих как о наличии брони газопотребления, так и о наличии подключенных к сетям потребителей абонентов, не имеющих задолженности, не предоставлено.
Пунктом 13 Правил N 1245 установлено, что в случае непредставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если к предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что истец в силу пункта 17 Правил N 162 правомерно произвел расчет стоимости ресурса по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394 с учетом повышающего коэффициента (1,5), поскольку ответчик в нарушение введенного режима ограничения в спорный период продолжал отбор газа, допустив перерасход суточного объема газа.
Факт оказания услуг, их объем и качество ответчик не оспорил, доказательств оплаты услуг за спорный период в полном объеме в материалы дела не представил (статьи 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу об обоснованности исковых требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ окружному суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных акта не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А64-10101/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 Правил N 1245 установлено, что в случае непредставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если к предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что истец в силу пункта 17 Правил N 162 правомерно произвел расчет стоимости ресурса по договору от 01.10.2018 N 50-14-01394 с учетом повышающего коэффициента (1,5), поскольку ответчик в нарушение введенного режима ограничения в спорный период продолжал отбор газа, допустив перерасход суточного объема газа."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 октября 2020 г. N Ф10-3636/20 по делу N А64-10101/2019