г.Калуга |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А64-7451/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2020 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Калуцких Р.Г. |
судей |
Власова Е.В. |
|
Крыжской Л.А. |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой О.М.
при участии в заседании:
от Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница" - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
от автономной некоммерческой организации "Центр инноваций в социально-медицинском обслуживании "Опека" - директора Лукашенко С.В., Старостиной Е.В. по доверенности от 19.12.2019 N 86;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
от управления здравоохранения Тамбовской области - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом;
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тамбовской области - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А64-7451/2018,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мичуринская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", больница) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Автономной некоммерческой организации "Центр инновации в социально-медицинском обслуживании "Опека" (далее - АНО "Опека", организация) о взыскании основного долга по договорам возмещения расходов по оплате коммунальных услуг N 1 от 01.01.2015 и N 2 от 01.01.2016, образовавшегося в период: февраль, май, октябрь-декабрь 2015 года, январь-сентябрь 2016 года в размере 885 789 руб. 86 коп., пени за просрочку платежей, начисленной за период с 01.10.2016 по 20.08.2018, на общую сумму 610 309 руб. 21 коп., всего 1 496 099 руб. 07 коп.
Определением суда от 25.02.2019 принят к рассмотрению совместно с первоначальным иском встречный иск АНО "Опека" к ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" о признании договоров о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг N 1 от 01.01.2015 и N 2 от 01.01.2016 недействительными и применении последствий недействительности сделки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление здравоохранения Тамбовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, что привело к неверным выводам судов о том, что коммунальные ресурсы, в спорном периоде подлежат финансированию за счет средств бюджета Тамбовской области.
В судебном заседании представители АНО "Опека" против доводов кассационной жалобы возражали согласно письменному отзыву.
Иные стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в спорный период по результатам проведения конкурентных процедур между сторонами заключались и исполнялись договоры на предоставление услуг по паллиативной медицинской помощи взрослому населению в условиях круглосуточного пребывания (договоры на предоставление паллиативной помощи), по условиям которыми ответчик брал на себя обязательства предоставить названные услуги, а заказчик обязывался принимать и оплачивать эти услуги.
21.07.2014 между ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" (балансодержателем) и АНО "Опека" (пользователем) был заключен договор N 111 на передачу в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества, являющихся государственной собственностью Тамбовской области, согласно условиям которого балансодержатель на основании Закона Тамбовской области N 241-З от 27.10.2004 "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области", письма АНО "Опека" N 33.024 от 26.06.2014 с согласия Комитета по управлению имуществом Тамбовской области передает пользователю в безвозмездное пользование сроком с 21.07.2014 до 21.07.2019, объекты недвижимого имущества, общей площадью 1 377,4 кв. м., а именно нежилые помещения NN 1-39 общей площадью 496,1 кв. м, расположенные на втором этаже здания Зеленогайского врачебного участка по адресу: Мичуринский район, пос. Зеленый Гай, ул. Центральная, д. 4; здание Глазковской участковой больницы общей площадью 881,3 кв. м, расположенное по адресу: Мичуринский район, с. Глазок, ул. Больничная, д. 8.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.2.1 договора балансодержатель и пользователь приняли на себя обязательства в пятидневный срок после вступления в силу договора N 111 заключить между собой договор на оплату коммунальных услуг на срок, указанный в пункте 1.2 договора N 111.
Пунктами 2.2.4, 2.2.5 договора стороны согласовали, что пользователь обязан оплачивать коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, нести расходы на содержание объектов недвижимости, поддерживать их в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
По акту приема-передачи от 21.07.2014 объекты недвижимого имущества переданы пользователю балансодержателем.
В последствии, Дополнительными соглашениями N 1 от 11.11.2014 и N 2 от 23.11.2015 к договору N 111 общая площадь предоставленных в безвозмездное пользование помещений изменялась и в итоге была уменьшена до 926,5 кв. м.
29.09.2016 по соглашению сторон договор N 111 был досрочно расторгнут с 01.10.2016, все имущество возвращено пользователем балансодержателю, что подтверждается актом приема-передачи от 30.09.2016.
01.01.2015 между ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" (исполнителем) и АНО "Опека" (потребителем) был заключен договор возмещения расходов по оплате коммунальных услуг N 1 (договор N 1) сроком действия до 31.12.2015, по условиям которого потребитель возмещает исполнителю затраты по оплате коммунальных услуг, связанные с арендой помещений исполнителя (общей площадью 1 474,2 кв. м) по следующим адресам: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Глазок, ул. Больничная, д. 8, общей площадью 592,9 кв. м; Тамбовская область, Мичуринский район, пос. Зеленый Гай, ул. Центральная, д. 4, общей площадью 881,3 кв. м.
На основании пункта 1.2 договора N 1 возмещению подлежат следующие коммунальные услуги: газ, электроснабжение, водоснабжение.
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 1 исполнитель на основании расчетов затрат по оплате коммунальных услуг - приложения N 1 к договору в срок до 20-го числа каждого месяца выставляет потребителю счет на возмещение его затрат.
Пунктами 2.2, 2.3 договора стороны согласовали, что потребитель в течение 15-ти рабочих дней после предоставления счета оплачивает его в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.
01.01.2016 между ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" (исполнителем) и АНО "Опека" (потребителем) был заключен договор возмещения расходов по оплате коммунальных услуг N 2 (договор N 2), из условий которого следует, что потребитель возмещает исполнителю затраты по оплате коммунальных услуг, связанные с арендой помещений исполнителя (общей площадью 914,4 кв. м) по следующим адресам: Тамбовская область, Мичуринский район, с. Глазок, ул. Больничная, д. 8, общей площадью 343,2 кв. м; Тамбовская область, Мичуринский район, пос. Зеленый Гай, ул. Центральная, д. 4, общей площадью 571,2 кв. м на аналогичных условиях.
В связи с неуплатой коммунальных услуг и оставлением претензии N 216 от 19.04.2018 без удовлетворения, ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" обратилась в арбитражный суд с первоначальным иском.
Предъявляя встречный иск, АНО "Опека" указала, что в случае, если бы была осведомлена о том, что коммунальные услуги не будут включены в стоимость услуг по паллиативной помощи, спорные договоры не были бы заключены. Заключение договоров N 1 от 01.01.2015 и N 2 от 01.01.2016 под влиянием заблуждения послужило основанием для обращения АНО "Опека" в арбитражный суд со встречным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций пришли к выводу о выполнении ответчиком на протяжении спорного периода обязательных для истца функций бюджетного учреждения, непосредственно связанных с выполнением государственного задания по оказанию гражданам бесплатной паллиативной медицинской помощи в условиях стационара отделений сестринского ухода, подлежащих финансированию из средств бюджета, на материальной базе ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", что исключает возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в целом, и в рамках договоров NN 1 и 2 в частности.
В удовлетворении встречных исковых требований АНО "Опека" было отказано в виду пропуска срока исковой давности. В части данного вывода судебные акты не оспариваются.
Рассмотрев кассационную жалобу, в пределах заявленных доводов, суд округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии и нести расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. Приведенная норма является императивной и накладывает бремя содержания имущества на ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются Федеральным законом N 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (часть 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Вместе с тем, в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Из названных норм следует, что выполнение истцом в спорном периоде государственного задания по оказанию паллиативной медицинской помощи осуществлялось за счет бюджета Тамбовской области в виде предоставления субсидий, размер которых должен определяться с учетом расходов на содержание закрепленного за ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" недвижимого имущества, так как оно передано АНО "Опека" в безвозмездное пользование, а не аренду.
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ социально ориентированным некоммерческим организациям оказывается имущественная поддержка, в том числе путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Аналогичные положения содержаться в Законе Тамбовской области от 26.05.2011 N 14-ФЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тамбовской области".
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что расходы на содержание помещений в зданиях Глазковской участковой больницы и Зеленогайского врачебного участка ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", включая необходимые для этого коммунальные ресурсы, в спорном периоде подлежали финансированию за счет средств бюджета Тамбовской области.
При этом суды справедливо указали, что то обстоятельство, что при заключении соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг N 130 от 31.12.2014 и N 320 от 31.12.2015 Управлением здравоохранения не были учтены расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" учредителем, не может являться основанием для возложения обязанности по несению таких расходов на АНО "Опека".
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляется паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Постановлением администрации Тамбовской области N 1692 от 25.12.2014 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии с пунктом 2 которой в перечень видов, условий и форм оказания медицинской помощи, представляемой бесплатно, входит паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
При этом в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи паллиативная помощь гражданам в медицинских организациях оказывается бесплатно за счет средств бюджета Тамбовской области.
Как было установлено судами и не оспаривается сторонами, АНО "Опека" имеющая лицензию на осуществление паллиативной медицинской помощи, не являясь медицинской организацией, бесплатно оказывала гражданам паллиативную медицинскую помощь.
Из материалов дела усматривается, что ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" будучи обязанным выполнять государственное задание по оказанию гражданам бесплатной паллиативной медицинской помощи в условиях стационара отделений сестринского ухода, не имея технической и правовой возможности ее осуществления, возложило исполнение названных функций на АНО "Опека", имеющую соответствующую лицензию.
Договоры на предоставление услуг по оказанию паллиативной медицинской помощи взрослому населению в условиях круглосуточного пребывания между истцом и ответчиком были заключены по итогам проведения электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", цена договора включает стоимость услуги, налоговые и другие обязательные платежи, стоимость расходного материала, используемого исполнителем для оказания услуг, и другие расходы, связанные с исполнением договора.
Вместе с тем, в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" при формировании объема субсидии ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ" средства на оплату коммунальных услуг по профилю "сестринский уход" в спорном периоде предусмотрены не были.
В связи с чем, суды верно указали, что наличие оснований для финансирования затрат на коммунальные услуги, необходимых для эксплуатации принадлежащих истцу помещений, из средств бюджета Тамбовской области, а также формирование тарифа на оплату медицинской помощи без учета указанных затрат свидетельствуют о том, что взыскание этих затрат с ответчика привело бы к неосновательному сбережению средств казны Тамбовской области.
При этом суды правомерно отклонили довод истца о наличии обязанности у ООО "Опека" уплаты расходов на коммунальные услуги, включая теплоснабжение, по договору от 01.09.2014, мотивированный уплатой ответчиком ранее таких расходов, как основанный на неверном толковании положений статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того суды справедливо указали на недоказанность размера затрат на коммунальные услуги, потребленные именно в помещениях, переданных АНО "Опека" в безвозмездное пользование.
На основании вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о выполнении ответчиком на протяжении спорного периода обязательных для истца функций бюджетного учреждения, непосредственно связанных с выполнением государственного задания по оказанию гражданам бесплатной паллиативной медицинской помощи в условиях стационара отделений сестринского ухода, подлежащих финансированию из средств бюджета, на материальной базе ТОГБУЗ "Мичуринская ЦРБ", что исключает возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в целом, и в рамках спорных договоров.
В связи с чем, суд округа приходит к выводу о том, что материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.09.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А64-7451/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.