г.Калуга |
|
8 октября 2020 г. |
Дело N А83-20808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2020 года. Постановление.
В полном объеме изготовлено 8 октября 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии: индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захарова Артема Валерьевича (ОГРНИП 318910200022744; ИНН 911003835579, ул. Шевченко, 6, с. Ромашкино, Сакский район, Республика Крым, 296516); Министерства сельского хозяйства Республики Крым (ОГРН 1149102017514, ИНН 9102012139; ул. Киевская, 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) - Коротышева В.Г. по доверенности от 27.12.2019 N 103,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захарова Артема Валерьевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.03.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А83-20808/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Минсельхоз Республики Крым, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Захарову Артему Валерьевичу (далее - ИП глава КФХ Захаров А.В., предприниматель) о расторжении соглашения от 08.10.2018 N 78-НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет и взыскании гранта в сумме 1 900 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.03.2020, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предприниматель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении требований Министерства. Кассатор считает, что суд не дал надлежащей правовой оценке тому, что наличие 2 трудоустроенных работников само по себе не свидетельствует об отсутствии 3 рабочего места, а взыскание гранта в полном размере не соответствует правовым принципам. По-прежнему, указывает на возможность урегулирования спора путем внесения изменений в заключенное соглашение, принимая во внимание, что нецелевого использования гранта допущено не было.
В судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, предприниматель поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства против удовлетворения кассационной жалобы возражал, пояснив также, что правовая возможность внесения изменений в заключенное соглашение отсутствует, учитывая, что ранее одним из критериев конкурсного отбора при предоставлении гранта являлось создание определенного количества рабочих мест согласно представленному бизнес-плану. Как следствие, при подобных обстоятельствах, Захаров А.В. необоснованно приобретет преимущество перед теми претендентами, которые заявили меньшее количество рабочих мест (например, 2).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам Республики Крым в рамках мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" основного мероприятия "Содействие достижению целевых показателей отраслей АПК" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 (далее - Порядок), 08.10.2018 между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и ИП главой КФХ Захаровым А.В. (получатель) было заключено соглашение N 78/НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет (далее - соглашение).
Сумма гранта в размере 1 900 000 рублей 00 копеек перечислена ИП главе КФХ Захарову А.В. платежным поручением от 15.11.2018 N 334219.
Грант предоставлен на цели в соответствии с планом расходов гранта - на приобретение 25 коров и холодильное оборудование (пункт 1.2 соглашения).
В силу пункта 2.1.6 соглашения получатель обязан обеспечить возврат гранта в бюджет Республики Крым в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных Министерством и (или) органом государственного финансового контроля, а также в случае неисполнения обязательств, предусмотренных условиями соглашения.
По вышеуказанным основаниям грант подлежит возврату на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения получателем соответствующего требования.
На основании приказа Службы финансового надзора Республики Крым от 29.12.2018 N 489 проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ в рамках реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров ИП главы КФХ Захарова А.В., по результатам которой установлено, что в течение финансового года, в котором получен грант (2018), КФХ Захаровым А.В. не созданы новые постоянные рабочие места, как это предусмотрено условиями соглашения.
06.09.2019 в адрес предпринимателя Министерством направлено требование N 1137-МФ о необходимости возврата гранта, которое им получено 14.09.2019, но в добровольном порядке не исполнено.
Неисполнение ответчиком данного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь совокупностью положений статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о нарушении предпринимателем условий предоставления гранта и удовлетворили заявленное требование в полном объеме.
Рассмотрев кассационную жалобу, суд округа не находит правовых оснований для ее удовлетворения, принимая во внимание следующее.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В период спорных правоотношений порядок предоставления грантов в форме субсидии был утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидии на создании и развитие КФХ начинающим фермерам в рамках мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы" (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.4.6 Порядка получатель гранта обязуется в течение финансового года, в котором получен грант, создать не менее одного нового рабочего места на каждый 1 млн. рублей гранта, но не менее одного рабочего места вне зависимости от суммы гранта до 1 млн. рублей.
Судами верно отмечено, что указанное положение конкретизировано сторонами в соглашении, в соответствии с пунктом 1.3 которого показателем результативности использования гранта являются создание 3 (трех) новых постоянных рабочих мест в течение финансового года, в котором получен грант, и сохранение созданных рабочих мест в течение 5 лет со дня получения гранта.
В силу пункта 2.1.4.1 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности использования гранта, указанных в пункте 1.3 раздела 1 соглашения.
Таким образом, с учетом положений статьи 12 БК РФ и даты фактического перечисления министерством денежных средств ответчик обязался создать 3 (три) новых рабочих места до 31 декабря 2018 года.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды бесспорно установили, что получателем гранта в течение финансового года, в котором получен грант, не обеспечено достижение значений показателей результативности использования гранта, указанных в пункте 1.3 раздела 1 соглашения.
При этом довод предпринимателя, о том, что на момент проверки ответчиком было трудоустроено 2 работника и это не свидетельствует об отсутствии третьего рабочего места, правомерно не приняты во внимание, как противоречащий условиям соглашения. Доказательств же создания трех новых рабочих мест в 2018 году - не представлено.
Довод предпринимателя на необоснованность взыскания гранта в полном объеме правомерно отклонен судами со ссылкой на положения пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок, действовавший на момент заключения соглашения, проведения проверки и составления акта, предусматривал, что в случае нарушения получателем гранта условий, установленных при предоставлении гранта, возврат гранта осуществляется в полном объеме. Возврат гранта в полном объеме в случае выявления нарушения получателем условий, установленных при получении гранта, также предусмотрен соглашением, заключенным сторонами.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с выводами судов, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.03.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 по делу N А83-20808/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2.1.4.1 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности использования гранта, указанных в пункте 1.3 раздела 1 соглашения.
Таким образом, с учетом положений статьи 12 БК РФ и даты фактического перечисления министерством денежных средств ответчик обязался создать 3 (три) новых рабочих места до 31 декабря 2018 года.
...
Довод предпринимателя на необоснованность взыскания гранта в полном объеме правомерно отклонен судами со ссылкой на положения пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок, действовавший на момент заключения соглашения, проведения проверки и составления акта, предусматривал, что в случае нарушения получателем гранта условий, установленных при предоставлении гранта, возврат гранта осуществляется в полном объеме. Возврат гранта в полном объеме в случае выявления нарушения получателем условий, установленных при получении гранта, также предусмотрен соглашением, заключенным сторонами."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2020 г. N Ф10-3807/20 по делу N А83-20808/2019