Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2020 г. N Ф10-3807/20 настоящее постановление оставлено без изменения
21 июля 2020 г. |
Дело N А83-20808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июля 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Талановой Ю.П., Месеняшиной Т.В.,
при участии:
от Министерства сельского хозяйства Республики Крым - Коротышева Вячеслава Геннадьевич представителя по доверенности от 27.12.2019 N 103,
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захарова Артема Валерьевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захарова Артема Валерьевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2020 года по делу А83-20808/2019 (судья Лукачев С.О.),
по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Захарову Артему Валерьевичу о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Минсельхоз Республики Крым, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Захарову Артему Валерьевичу (далее - ИП глава КФХ Захаров А.В., предприниматель) о расторжении соглашения от 08.10.2018 N 78-НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет и взыскании гранта в сумме 1 900 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2020 года исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым удовлетворены. Расторгнуто заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Захаровым Артемом Валерьевичем соглашение от 08.10.2018 N 78-НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет. Взыскан с ИП главы КФХ Захарова А.В. в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Крым грант в сумме 1 900 000 руб. Взыскана с ИП главы КФХ Захарова А.В. в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 38 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, ИП глава КФХ Захаров А.В. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания его доводы, что Министерством не соблюден претензионный порядок урегулирования спора в части требования о расторжении соглашения.
Кроме того, по мнению заявителя, наличие 2 трудоустроенных работников само по себе не свидетельствует об отсутствии 3 рабочего места, а взыскание гранта в полном размере не соответствует правовым принципам
От Министерства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
Определением председателя третьего судебного состава Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 произведена замена судьи Рыбиной С.А. на судью Мунтян О.И.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.07.2020 до 14.07.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
Захаров Артем Валерьевич в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
В соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам Республики Крым в рамках мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" основного мероприятия "Содействие достижению целевых показателей отраслей АПК" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 (далее - Порядок), 08.10.2018 между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и ИП главой КФХ Захаровым А.В. (получатель) было заключено соглашение N 78/НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет (далее - соглашение).
В соответствии с п.1.1 соглашения Министерство предоставляет получателю грант в форме субсидии за счет средств бюджета Республики Крым на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 900 000 рублей 00 копеек.
Грант предоставляется на цели в соответствии с планом расходов гранта, на приобретение 25 коров и холодильное оборудование (пункт 1.2 соглашения).
Согласно п. 1.3 соглашения показателем результативности использования гранта, является, в том числе, создание 3 новых постоянных рабочих мест в течение финансового года, в котором получен грант, и сохранение созданных рабочих мест в течение 5 лет со дня получения гранта с оплатой труда в соответствии с Отраслевым соглашением по агропромышленному комплексу Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2.1.4 соглашения получатель обязуется соблюдать условия предоставления гранта, в том числе: осуществлять деятельность КФХ на сельской территории Республики Крым не менее 5 лет со дня поступления гранта на лицевой счет в территориальном органе УФК по РК и обеспечить достижение значений показателей результативности использования гранта, указанных в п.1.3 раздела 1 соглашения ( подпункт 2.1.4.1 соглашения).
В силу пункта 2.1.6 соглашения получатель обязан обеспечить возврат гранта в бюджет Республики Крым в случае нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных Министерством и (или) органом государственного финансового контроля, а также в случае неисполнения обязательств, предусмотренных условиями соглашения. По вышеуказанным основаниям грант подлежит возврату на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения получателем соответствующего требования.
Согласно п. 5.1 соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует в течение 5 лет со дня поступления гранта на лицевой счет получателя.
Грант в размере 1 900 000 рублей 00 копеек перечислен Министерством ИП главе КФХ Захарову А.В. платежным поручением от 15.11.2018 N 334219.
На основании приказа Службы финансового надзора Республики Крым от 29.12.2018 N 489 Службой была проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ в рамках реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров ИП главы КФХ Захарова А.В., по результатам которой был составлен акт N 09.1-04/10 от 11.06.2019 (далее - акт проверки N 09.1-04/10).
Как явствует из акта проверки N 09.1-04/10, проверкой соблюдения КФХ Захаровым А.В. условий предоставления гранта установлено, что согласно информации, предоставленной Управлением ФНС по Республике Крым, среднесписочная численность работников КФХ Захарова А.В. по состоянию на 01.01.2016, на 01.01.2017, 01.01.2018 и на 01.01.2019 составляла 0 человек. Согласно информации, представленной ГКУ РК "Центр занятости населения", количество свободных рабочих мест (вакантных должностей) у КФХ Захарова А.В. составляет 0 рабочих мест, КФХ Захаров А.В. в ГКУ "Центр занятости населения" с целью подбора работников не обращался. Таким образом, КФХ Захаровым А.В. в течение финансового года, в котором получен грант (2018), не созданы новые постоянные рабочие места, как это предусмотрено условиями соглашения.
18.07.2019 Службой финансового надзора Республики Крым в Министерство направлено требование N 09.1-14/892 о взыскании предоставленного гранта в форме субсидий в размере 1 900 000,00 руб.
Согласно пункту 2.2.3 соглашения Министерство обязано обеспечить возврат гранта на счет Министерства в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения получателем соответствующего требования.
О необходимости возврата гранта в адрес предпринимателя Министерством направлено требование от 06.09.2019 N 1137-МФ, которое им было получено 14.09.2019.
В связи с неисполнением предпринимателем указанных требований в добровольном порядке Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом, условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как подтверждается материалами дела, получателем гранта в течение финансового года, в котором получен грант, не обеспечено достижение значений показателей результативности использования гранта, указанных в п.1.3 раздела 1 соглашения, а именно: не создано 3 новых постоянных рабочих места, чем нарушены условия предоставления гранта в форме субсидии из бюджета Республики Крым.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Довод ответчика о том, что он не нарушил условия предоставления гранта по постановлению Совета Министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56, поскольку п.1.4.6 постановления предусматривает создание в течение финансового года, в котором получен грант, создание не менее одного нового рабочего места на каждый 1 млн. рублей гранта, но не менее 1 рабочего места вне зависимости от суммы гранта до 1 млн. рублей, отклоняется судом, поскольку правоотношения сторон урегулированы заключенным соглашением.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что на момент проверки ответчиком было трудоустроено 2 работника. Но это не свидетельствует об отсутствии третьего рабочего места, доказательства отсутствия именно трех новых рабочих мест в 2018 году суду не представлено и не исследовано.
Указанные доводы опровергаются материалами дела. Как указывает в отзыве ответчик, им были созданы 2 рабочих места и приняты 2 человека на работу. Третье рабочее место ответчик планировал создать.
Довод апелляционной жалобы о том, что денежные средства потрачены по целевому назначению, а создание 2 рабочих мест вместо 3 не может быть существенным нарушением условий соглашения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Несмотря на факт целевого использования денежных средств, предоставленных ответчику в порядке субсидирования, ответчиком не соблюдено условие пункта 1.3 соглашения о создании в крестьянском (фермерском) хозяйстве трех постоянных рабочих мест.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств у истца возникло право потребовать от ответчика возврата суммы гранта в связи с невыполнением условий его предоставления и использования. Исковые требования министерства о взыскании гранта в сумме 1 900 000,00 руб. удовлетворено обоснованно.
Апелляционная коллегия отклоняет довод заявителя жалобы о том, что истцом не соблюден досудебный порядок расторжения соглашения с учетом следующего.
06.09.2019 Министерство направило ответчику требование о возврате средств гранта с течение 30 дней с момента получения настоящего требований, которое получено 12.09.2019.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что претензионный порядок разрешения спора преследует цель его урегулирования во внесудебном порядке, вместе с тем правовая позиция ответчика как до обращения в суд, так и при разрешении судом первой инстанции спора по существу не свидетельствует о возможности достижения цели урегулирования спора без обращения в суд (Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 309-ЭС16-21080 по делу N А07-16449/2014).
Кроме того, при рассмотрении спора в суде первой инстанции ответчиком возражения о рассмотрении требований в части расторжения договора при несоблюдении истцом претензионного порядка не заявлялись.
Таким образом, заявленные исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта в размере 1 900 000 руб. подлежат удовлетворению.
Ссылка предпринимателя на необоснованность взыскания гранта в полном объеме отклоняется судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации внесенные изменения не имеют обратной силы и к правоотношениям сторон подлежат применению положения статей в редакциях, действующих на дату заключения соглашения о предоставлении гранта.
Порядок, действовавший на момент заключения соглашения, проведения проверки и составления акта, предусматривал в случае нарушения получателем гранта условий, установленных при предоставлении гранта, возврат гранта в полном объеме. Возврат гранта в полном объеме в случае выявления нарушения получателем условий, установленных при получении гранта, также предусмотрен соглашением, заключенном сторонами.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2020 года по делу А83-20808/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захарова Артема Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20808/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ИП Глава Крестьянского, ИП Глава крестьянского фермерского хозяйствазахаров Артем Валерьевич