город Калуга |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А35-10714/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 12 октября 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
|||||
судей |
Власова Е.В., Калуцких Р.Г., |
|||||
при участии в заседании: |
|
|||||
от заявителей жалоб:
от иных участвующих в деле лиц: |
Кучма С.В. - представитель Министерства обороны Российской Федерации, доверенность N 207/10/ою/д/257 от 18.12.2018, паспорт; Алешин В.А. - представитель ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, доверенность N 141/1/9977нс от 28.09.2020, паспорт; не явились, извещены надлежаще; |
|||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А35-10714/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Курского района Курской области (далее - администрация, истец), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилась в Арбитражный суд Курской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, министерство) и Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, управление) о признании права муниципальной собственности муниципального района "Курский район" Курской области на земельный участок площадью 2 484 кв.м, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет, п. Сахаровка, з/у 88, в границах согласно межевому плану от 23.08.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Клюквинского сельсовета, МБДОУ "Клюквинский детский сад" Курского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.03.2020 (судья Захарова В.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 (судьи: Ушакова И.В., Кораблева Г.Н., Поротиков А.И.) решение суда области оставлено без изменений.
Полагая решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций незаконными и необоснованными, Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (далее - заявители, кассаторы) обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 отменить, в удовлетворении требований администрации отказать.
В обоснование жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России указывает, что суды обеих инстанций, удовлетворяя требования администрации, не приняли во внимание те обстоятельства, что управление собственником спорного земельного участка не является, на балансе управления земельный участок также не состоит, в связи с чем у последнего отсутствуют полномочия по владению и распоряжению им. Обращает внимание, что спорный земельный участок входит в границы лесничества, в связи с чем передача его в муниципальную собственность приведет к лишению права на весь участок с кадастровым номером 46:11:071301:78.
Минобороны России в кассационной жалобе ссылается на обстоятельства того, что обращение администрации в суд с настоящими требованиями является преждевременным ввиду несоблюдения процедуры обжалования решения о приостановлении осуществления государственной регистрации в административном порядке. Так, по мнению кассатора, истцом кроме прочего при обращении в суд неверно определен надлежащий ответчик. Полагает, что со стороны Минобороны России отсутствуют какие-либо нарушения законных прав и интересов истца, требующих разрешения в судебном порядке.
В судебном заседании суда округа представители заявителей доводы кассационных жалоб поддержали в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, на основании Приказа Министра обороны РФ от 19.12.2012 N 3769 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Курский район" Курской области (далее - Приказ N 3769) из государственной собственности в муниципальную собственность муниципального района "Курский район" Курской области переданы объекты недвижимого имущества, в том числе, детский сад, лит. А18, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквенский сельсовет, ст. Клюква, в/г 47, площадью 161 кв.м, и земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквенский сельсовет, ст. Клюква, в/г 47, площадью 2 484 кв.м под зданием детского сада, о чем подписан передаточный акт от 14.01.2013.
В процессе постановки здания детского сада на государственный кадастровый учет, его технические и адресные характеристики уточнены и стали следующими: кадастровый номер 46:11:070401:676, площадь 236,2 кв.м, лит. А18, адрес: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет, п. Сахаровка, д. 88.
На основании решения Арбитражного суда Курской от 08.12.2015 по делу N А35-3277/2015 зарегистрировано 11.02.2016 право собственности муниципального района "Курский район" Курской области на здание детского сада (запись регистрации - 46-46/012-46/012/001/2016-542/1); 18.02.2016 зарегистрировано право оперативного управления на здание детского сада за номером регистрации 46-46/012-46/012/001/2016-698/1.
В государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок под зданием детского сада администрации отказано в связи с тем, что земельный участок образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, так как в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 46:11:071301:1733 имеет статус "временный", что не является кадастровыми сведениями.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 08.12.2015 по делу N А35-3277/2015 установлено, что постановлением администрации Клюквинского сельсовета от 06.12.2011 N 159 детскому саду, расположенному в п. Сахаровка Клюквинского сельсовета Курского района Курской области, присвоен почтовый адрес: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет, п. Сахаровка, д. N 88.
Постановлением администрации Клюквинского сельсовета от 16.12.2019 N 214 земельному участку, расположенному под зданием детского сада, присвоен адрес: Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет, п. Сахаровка, з/у 88, площадью 2 484 кв.м.
Согласно представленному истцом межевому плану от 23.08.2019, кадастровые работы выполнены в связи с образованием земельного участка площадью 2 484 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:78. Границы исходного земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:78 и границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:1733, имеющим статус "временный".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению суда округа, удовлетворяя требования администрации, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статей 12, 131, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), руководствуясь положениями Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), правовой позицией, приведенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), обоснованно исходили из следующего.
Так, по общему правилу, при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником конкретного имущества, должен доказать наличие определенного круга юридических фактов, которые образуют основание его права собственности (статья 218 ГК РФ).
В рассматриваемом случае правовым основанием заявленных администрацией требований явились нормы пункта 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ, регламентирующие единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства, является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При рассмотрении дела судами двух инстанций на основании представленных доказательств достоверно установлено, что в муниципальную собственность муниципального района "Курский район" Курской области из государственной собственности переданы объекты недвижимого имущества, в том числе детский сад, лит. А18, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквенский сельсовет, ст. Клюква, в/г 47, площадью 161 кв.м., и земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквенский сельсовет, ст. Клюква, в/г 47, площадью 2484,0 кв. м под зданием детского сада.
Передаточный акт подписан сторонами 14.01.2013.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение о передаче объектов является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество; возникновения на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки права федеральной собственности.
В случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано.
С принятием предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 3.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В этой связи, как правомерно указано судами двух инстанций, право собственности муниципального образования на такое имущество в силу изложенных выше норм права считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решения о безвозмездной передаче имущества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
С момента введения в действие названной нормы права соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам, на спорном земельном участке фактически находится здание детского сада, переданное в муниципальную собственность в порядке высвобождения военного имущества. Право на этот объект зарегистрировано в ЕГРП.
На момент издания Приказа N 3769 и после его передачи администрации переданное имущество использовалось МБДОУ "Клюквинский детский сад" Курского района Курской области для оказания образовательных услуг населению.
Доказательств расположения на земельном участке иных объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации либо ином вещном праве, в материалах дела не имеется.
Более того, утверждение ответчиков о том, что участок площадью 2 484 кв.м. располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:78, который входит в Курское участковое лесничество Брянского лесничества Министерства обороны РФ, не подтверждается материалами дела. Разрешенным использованием земельных участков с кадастровыми номерами 46:11:071301:78 и 46:11:071301:1733 согласно данным ЕГРН является размещение и эксплуатация военного городка.
По мнению суда округа, в связи с изложенным, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что спорный земельный участок непосредственно относится к собственности муниципального образования, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные администрацией требования о признании права собственности на него.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неопределенности границ земельного участка документально не обоснованны. По существу они не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку из материалов дела следует, что фактическое землепользование сложилось с 1957 года (года ввода здания детского сада в эксплуатацию) и подтверждено межевым планом от 23.08.2019.
Само по себе несогласие кассаторов с результатами оценки арбитражным судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А35-10714/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С принятием предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 3.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В этой связи, как правомерно указано судами двух инстанций, право собственности муниципального образования на такое имущество в силу изложенных выше норм права считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решения о безвозмездной передаче имущества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
С момента введения в действие названной нормы права соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2020 г. N Ф10-3453/20 по делу N А35-10714/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3453/20
26.06.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2822/20
26.03.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-10714/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-10714/19