город Калуга |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А23-8026/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 23.10.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Леоновой |
судей |
Т.В. Лукашенковой |
|
Н.В. Ключниковой |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "Хозсфера" ОГРН 1167154067013 ИНН 7104072193 |
Коротков С.В. - представитель по доверенности от 26.02.2020; |
от заинтересованного лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области ОГРН 1024001345598 ИНН 4026003620
от третьего лица: Государственное казенное учреждение Калужской области "Служба единого заказчика" |
Чуриков М.А. - представитель по доверенности от 09.01.2020;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хозсфера" на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.02.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А23-8026/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хозсфера" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - ответчик, управление, Калужское УФАС России) от 12.09.2019 по делу N 04/06/104-727/2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Калужской области "Служба единого заказчика" (далее - третье лицо, учреждение).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.02.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Хозсфера" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
Третье лицо, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыло, явку своего представителя не обеспечило.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя и заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 02.09.2019 в адрес Калужского УФАС России поступило обращение ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Хозсфера" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением обществом условий контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0137200001219001542, предметом которого является поставка бытовой химии.
По результатам рассмотрения обращения ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика", с учетом конкретных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения обращения, руководствуясь Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062), статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении ООО "Хозсфера" в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с этим антимонопольный орган принял решение от 12.09.2019 по делу N 040/06/104-727/2019.
Не согласившись с данным решением управления, ООО "Хозсфера" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
Согласно части 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьей 104 Закона N 44-ФЗ установлен порядок ведения Реестра.
В соответствии с указанной нормой, ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1).
В Реестр включается, в числе прочей, информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда (часть 2).
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 этой статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 этой статьи, в Реестр в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7).
Включение в Реестр информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в Реестре информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке (часть 11).
Частью 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утвержден порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
Согласно пункту 12 Порядка в случае подтверждения достоверности недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в вышеуказанный реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пунктом 4 Порядка ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331) ведение реестра недобросовестных поставщиков возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу пункта 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30) территориальный орган в пределах компетенции вправе принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Согласно пункту 11 Правил ведения Реестра (утверждены упомянутым постановлением Правительства России) в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно разъяснениям изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац второй пункта 2 статьи 432 ГК РФ), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой.
Из материалов дела следует, что 12.04.2019 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0137200001219001542 о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка бытовой химии.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении электронного аукциона, составляла 80 231 рубль 78 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.04.2019 N 0137200001219001542-2-1, победителем электронного аукциона было признано ООО "Хозсфера" с предложенной ценой контракта 80 231 рубль 78 копеек.
По результатам проведения вышеуказанного электронного аукциона между ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" (заказчик) и ООО "Хозсфера" (поставщик) заключен государственный контракт от 15.05.2019 N 01372000012190015420001 на поставку бытовой химии.
В соответствии с условиями контракта товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.).
Судом установлено и следует из материалов дела, что во исполнение вышеуказанного государственного контракта поставщиком 21.05.2019 в адрес заказчика поставлены товары.
После проверки товара последний отказался от приемки в связи с частичным отсутствием товара и выявленными недостатками.
В связи с неоднократными существенными нарушениями условий контракта со стороны ООО "Хозсфера" (заменой товара, допоставкой товара, частичной не поставкой товара соответствующего ГОСТу), на основании пунктов 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 9.2 контракта, ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" 16.07.2019 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Учитывая представленные сторонами доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что поставленный обществом по государственному контракту товар не соответствовал спецификации, а, следовательно, принимая во внимание пункты 3, 4 статьи 469 ГК РФ, был ненадлежащего качества.
Поскольку поставщик не исправил установленные заказчиком допущенные нарушения, сославшись на ГОСТы и ТУ, игнорируя пункты 1.3, 2.1.2, 2.1.5 контракта, а также пункт 4.6 контракта, то ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" обоснованно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, что предусмотрено пунктом 9.2 контракта.
Кроме того, судом учтено, что до подачи заявки на участие в электронном аукционе ООО "Хозсфера" было ознакомлено с документацией об электронном аукционе, а также с условиями контракта, с запросом о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, предусмотренном частью 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ, не обращалось, документация в порядке, установленном законодательством, последним не обжаловалась.
Принимая решение об участии в электронном аукционе и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и ненадлежащего исполнения контракта в дальнейшем.
Суд обоснованно посчитал, что в настоящем случае заявитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, а также при подаче заявки на участие в электронном аукционе и при заключения спорного контракта.
Доказательств, подтверждающих препятствование заказчика в деятельности общества в рамках исполнения данного контракта, материалы дела не содержат, как и доказательств, подтверждающих осуществление заявителем в установленный государственным контрактом срок поставку товара надлежащего качества.
Довод общества о том, что мера правового воздействия как включение в реестр недобросовестных поставщиков несоразмерна характеру совершенного противоправного деяния, не может быть принята во внимание, поскольку факт неоднократного ненадлежащего исполнения своих обязательств поставщиком, подтвержден материалами дела.
Учитывая вышеизложенное суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене решения Калужского УФАС России от 12.09.2019 по делу N 04/06/104-727/2019, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.02.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А23-8026/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая представленные сторонами доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что поставленный обществом по государственному контракту товар не соответствовал спецификации, а, следовательно, принимая во внимание пункты 3, 4 статьи 469 ГК РФ, был ненадлежащего качества.
Поскольку поставщик не исправил установленные заказчиком допущенные нарушения, сославшись на ГОСТы и ТУ, игнорируя пункты 1.3, 2.1.2, 2.1.5 контракта, а также пункт 4.6 контракта, то ГКУ Калужской области "Служба единого заказчика" обоснованно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, что предусмотрено пунктом 9.2 контракта.
Кроме того, судом учтено, что до подачи заявки на участие в электронном аукционе ООО "Хозсфера" было ознакомлено с документацией об электронном аукционе, а также с условиями контракта, с запросом о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, предусмотренном частью 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ, не обращалось, документация в порядке, установленном законодательством, последним не обжаловалась."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 октября 2020 г. N Ф10-3863/20 по делу N А23-8026/2019