г.Калуга |
|
8 февраля 2021 г. |
Дело N А83-13970/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым - Изотовой Д.А. по доверенности от 11.01.2021 N 197, копия диплома;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" - Курдеде А.Н. по доверенности от 23.10.2020 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 июля 2020 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2020 по делу N А83-13970/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗРК "РДИКБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Крым (далее - фонд, ТФОМС Республики Крым), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просило:
- признать недействительным акт фонда от 28.06.2019 в части выводов, изложенных в абз. 30 п. п. 2, 3, 4, абз. 31 стр. 75 раздела VI "Выводы о деятельности МО и рекомендации по устранению выявленных недостатков", а именно: произведено списание медикаментов, пришедших в негодность, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, в связи с истечением срока годности; в I квартале 2019 года произведено перемещение медикаментов, приобретенных за счет средств обязательного медицинского страхования, в зону карантин в связи истечением срока годности; произведено списание товаров медицинского назначения, приобретенных за счет средств обязательного медицинского страхования, с материально-ответственного лица-фармацевта по причине потопа; в ходе внеплановой инвентаризации медикаментов установлены: недостача, излишки и медикаменты с истекшим, сроком годности;
- признать незаконным решение фонда, изложенное в акте плановой комплексной проверки от 28 июня 2019 года, с учетом сообщения о результатах рассмотрения возражений учреждения на акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" от 28 июня 2019 года, направленное письмом исх. N 3171 от 10.07.2019, в части требования перечислить на счет ТФОМС Республики Крым средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 640 301,84 рублей и требование уплатить штраф в размере 64 030,18 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2020 заявленные требования удовлетворены, акт Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым признан недействительным в части признания использованными не по целевому назначению денежных средств на приобретение медикаментов, у которых истек срок годности, а также требования перечислить на счет ТФОМС Республики Крым средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 640 301,84 рублей и уплатить штраф в размере 64 030,18 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения, указывая на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель учреждения возражал против доводов кассационной жалобы, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проведении фондом плановой комплексной проверки использования средств ОМС в ГБУЗРК "РДИКБ" за период с 01.01.2017 по 01.04.2019, проведенной на основании приказа фонда от 28.05.2019 N 129 и утвержденного плана проведения плановых комплексных проверок использования средств обязательного медицинского страхования на 2019 год, выявлено нецелевое использование учреждением средств ОМС.
Из акта проверки от 28.06.2019 следует, что актами списания материальных ценностей в 2018 году произведено списание медикаментов, пришедших в негодность, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным в связи с истечением срока годности, на общую сумму 558 210,87 руб.; в 1 квартале 2019 года - произведено перемещение медикаментов, приобретенных за счет средств ОМС, в зону карантин в связи с истечением срока годности на общую сумму 42 737,90 руб.; актом о списании материальных запасов от 13.03.2019 N 0000-000119 произведено списание товаров медицинского назначения, приобретенных за счет средств ОМС, с материально-ответственного лица - фармацевта по причине потопа на сумму 37 316,33 руб.; на основании приказа главного врача от 14.06.2019 N 75 проведена инвентаризация медикаментов, в ходе которой выявлены медикаменты с истекшим сроком годности на сумму 2 036,74 руб.
Этим же актом на учреждение возложена обязанность, в течение 10 дней перечислить на счет фонда средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 264 328,84 руб., и уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме 129 011,64 руб.
Учреждение, не согласившись с актом проверки в части изложенных в нем выводов и требования о перечислении на счет фонда денежных средств в размере 640 301,84 руб. и уплаты штрафа в размере 64 030,18 руб., начисленных в связи со списанием лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недействительности акта проверки в оспариваемой части, как не соответствующего требованиям действующего законодательства и нарушающего права и законные интересы учреждения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Верно применив совокупность положений статьей 3, 20, 30, 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Пунктами 17 и 17.2 Положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, согласно пункту 23.3 Положения N 73 в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу статей 2, 6, 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) бюджеты фондов обязательного медицинского страхования относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения БК РФ.
В соответствии со статьей 38 Кодекса бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (принцип адресности и целевого характера бюджетных средств).
Частью 1 статьи 147 БК РФ установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13) разъяснил, что статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Согласно пункту 23.2 Положения N 73, описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов; в акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.
Применяя приведенные правовые позиции, суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, включая акт проверки, установили, что из содержания последнего не усматривается, что ГБУЗРК "РДИКБ", приобретая лекарственные препараты в проверяемом периоде в указанном количестве, могло выполнить поставленные задачи с использованием меньшего объема лекарственных средств или что, используя определенный объем средств, учреждение могло бы достичь лучшего результата; не проведен анализ документов, по которым лекарственные препараты были приобретены, в частности, не соотнесены условия поставки препаратов (цены и объемы приобретенных лекарственных препаратов и т.д.) с актами об их списании, не соотнесены объемы приобретенных лекарственных средств с закупками предыдущих периодов; выводы о неэффективном планировании приобретения лекарственных средств или завышении объемов закупки, повлекших дальнейшее списание неиспользованных лекарственных средств ввиду истечения срока их годности, в акте отсутствуют.
Одновременно правомерно учтено, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" является многофункциональным медицинским учреждением здравоохранения, оказывающим специализированную медицинскую помощь и приобретает лекарственные препараты для оказания медицинской помощи детям. В данном случае, как верно отметили суды, медицинское учреждение оказывает экстренную медицинскую помощь в неотложной форме, соответственно, рассчитать точную потребность в приобретении и использовании лекарственных средств и расходных материалов, которые будут использованы в лечебном процессе, со 100% вероятностью невозможно.
По указанной причине, а также учитывая отсутствие установленного порядка для осуществления соответствующих действий, не может быть принят во внимание довод кассатора о возможной передаче лекарственных средств с истекающим сроком годности в иную медицинскую организацию с целью использования при оказании соответствующей медицинской помощи.
Основной целью использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования является оказание застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы, для чего требуется наличие необходимых лекарственных средств.
Судами на основе оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных доказательств, было установлено, что согласно акту проверки в проверяемом периоде ГБУЗРК "РДИКБ" правомерно производило расходы из средств ОМС на закупку лекарственных препаратов, реактивов и химикатов, что признается и представителем фонда.
Таким образом, приобретение лекарственных средств за счет средств обязательного медицинского страхования является целевым использованием денежных средств. Доказательств приобретения изначально лекарственных средств без учета срока годности, не представлено. Действия учреждения по неиспользованию лекарственных средств с истекающим сроком годности, не могут быть признаны нецелевым использованием средств.
Выводы судов коллегия считает сделанными при правильном применении норм права и с учетом установленных обстоятельств конкретного спора.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 июля 2020 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2020 по делу N А83-13970/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13) разъяснил, что статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2021 г. N Ф10-5942/20 по делу N А83-13970/2019