г.Калуга |
|
7 июля 2021 г. |
Дело N А36-3590/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2021 года.
Постановление в понлом объеме изготовлено 7 июля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
||
судей |
Бессоновой Е.В. Ермакова М.Н. |
||
при ведении протокола судебного заседания при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Строй Пласт Монтаж" (398024, г.Липецк, ул. Доватора, д.2А, помещение 1, ОГРН 1084823010579, ИНН 4824043828) - Ростовцев А.В. (доверенность от 24.06.2021, паспорт, диплом);
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (398050, г.Липецк, пл.им. Плеханова,1, ОГРН 1024840864432, ИНН 4826018513) - Ролдугина Т.Н. (доверенность от 11.01.2021 N 5, служебное удостоверение, диплом), Рябкова Т.С. (доверенность от 11.01.2021 N 6, служебное удостоверение, диплом);
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:
Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (398001, г.Липецк, ул. Л.Толстого, д.1, офис 401, ОГРН 1134800000940, ИНН 4824070613) - Осипова Ю.В. (доверенность от 21.12.2020 N 127, паспорт, диплом);
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй Пласт Монтаж" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А36-3590/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй Пласт Монтаж" (далее - ООО "СПМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) от 21.02.2019 N РНП-48-1/19 о включении информации об обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Дело рассматривалось с участием Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее - фонд).
Решением суда от 21.08.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2020 и решение от 21.08.2019 и постановление от 29.11.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 25.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между заказчиком (Фонд) и подрядчиком (ООО "Строй Пласт Монтаж") по итогам электронного аукциона заключен договор от 04.09.2017 N РТС 248А170233 (далее - договор) на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Липецкая область, г. Липецк, ул. Пролетарская, д. 12, Липецкая область, г. Липецк, ул. Детская, д. 11, Липецкая область, г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 5б, Липецкая область, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 151/2, Липецкая область, г. Грязи, ул. Коммунальная, д. 2, Липецкая область, г. Грязи, ул. Красная Площадь, д. 1"а", Липецкая область, г. Грязи, ул. Правды, д. 37, Липецкая область, г. Грязи, ул. СХТ, д. 1, Липецкая область, г. Грязи, ул. Чернышевского, д. 20, Липецкая область, г. Грязи, ул. Чернышевского, д. 25, Липецкая область, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 6, Липецкая область. Долгоруковский район, с. Долгорукого, ул. Мичурина, д. 9, Липецкая область, г. Липецк, проезд Осенний, д. 6, Липецкая область, г. Грязи, ул. 40 лет Октября, д. 17, Липецкая область, г. Грязи, ул. 40 лет Октября, д. 27. Работы выполняются подрядчиком на основании технического задания согласно Приложению N 1 к договору, предусматривающему монтаж внутридомовых систем газоснабжения с ведением газопровода по фасаду зданий с вводом через ограждающие конструкции многоквартирных домов в квартиры 1-х (либо 2-х) этажей.
Условиями договора было также предусмотрено, что выполняемые работы отражаются в журнале, который ведется подрядчиком, куда представитель заказчика вносит записи о процессе производства работ (пункты 5.1.6, 6.1.37); при создании препятствий собственниками помещений в многоквартирных домах в доступе в принадлежащие им помещения для проведения работ подрядчик составляет об этом акт с участием представителя заказчика и уведомляет последнего; стороны с учетом данного обстоятельства согласовывают свои действия, касающиеся выполняемых работ (пункты 1.2.1, 6.1.9, 6.1.32); принятие выполненных работ заказчиком осуществляется после их завершения и готовности объекта к сдаче (пункт 8.2). По условиям названного договора срок начала выполнения работ был определен датой 13.09.2017, а окончания работ - 11.12.2017 (пункты 4.1, 4.2); срок действия договора - до 31.12.2017 (пункт 17.4). Условиями договора предусмотрена возможность его расторжения заказчиком в одностороннем порядке, в том числе при нарушении подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней по любому из многоквартирных домов (пункт 15.2.6); заказчик о принятом решении об одностороннем расторжении договора обязан в письменной форме уведомить подрядчика не позднее 15 дней до даты расторжения договора и уведомление должно содержать, в частности, причины, послужившие основанием для расторжения договора, и документы их подтверждающие (пункт 15.3).
Сторонами договора согласовывалось внесение в его содержание следующих изменений: по соглашению от 08.12.2017 N 1 срок выполнения работ установлен до 15.05.2018; по соглашению от 11.12.2017 N 1/1 срок действия договора определен датой 31.12.2018.
Решением УФАС от 21.02.2019 N РНП-48-1/19 сведения в отношении ООО "Строй Пласт Монтаж" включены в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказ в удовлетворении заявленного требования является правомерным исходя из следующего.
Согласно статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1). Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).
На основании пункта 254 Положения N 615 ведение реестра недобросовестных подрядных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с утвержденными им методическими рекомендациями.
Пунктом 255 Положения N 615 определено, что в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация, в частности, о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров. В таком случае заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капитального ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "з" пункта 256 настоящего Положения, а также в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке (пункт 258).
В силу пункта 259 Положения N 615 в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в указанных документах и информации.
На основании пункта 263 Положения N 615 по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядной организации в соответствующий реестр без оценки ее действий в каждом конкретном случае. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных подрядных организаций по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Исходя из названных требований Положения N 615, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, подлежащих применению и к вопросу о возможности применения такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных подрядных организаций, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр, нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
В силу пункта 255 Положения N 615 расторжение договора о проведении капитального ремонта допускается по инициативе заказчика, в том числе в виде одностороннего расторжения договора о проведении капитального ремонта, или подрядной организации (основания такого расторжения устанавливаются в договоре о проведении капитального ремонта) (подпункт "б").
Из содержания пунктов 15.2.1, 15.2.6 договора следует, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, в том числе, в случаях: систематического (2 и более раза) нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, нарушения подрядной организацией сроков выполнения работ продолжительностью более 15 (пятнадцать) дней по любому из объектов.
Из материалов настоящего дела следует, что основанием для включения сведений об ООО"Строй Пласт Монтаж" в реестр недобросовестных подрядных организаций явилось одностороннее расторжение договора от 04.09.2017 N РТС 248А170233 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по решению Фонда (заказчика) в связи с существенным нарушением условий договора.
В рассматриваемом случае судами установлено, что на момент расторжения договора общество не выполнило работы по договору в полном объеме.
Доводы общества о наличии оснований для остановки работ со ссылкой на отказы жильцов домов в допуске в жилые помещения отклонены судом, поскольку в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что в период с 23.05.2018 по 31.10.2018 общество предпринимало какие-либо действия, направленные на выполнение работ по монтажу внутреннего газопровода, занималось вопросом получения доступа в помещения собственников, а случае отказа собственника в допуске составляло акт и уведомляло об этом факте заказчика.
При принятии оспариваемых судебных актов суды, проанализировав фактическое поведение заказчика, подрядчика при исполнении и расторжении договора, пришли к обоснованному выводу о недобросовестности действий (бездействия) общества.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции руководствовался не подлежащим в данном случае применению постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, регулирующим порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в то время как включение сведений в реестр недобросовестных подрядных организаций регламентировано Положением N 615.
Вместе тем ошибочная ссылка суда на постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 не привела к принятию неправильного решения, поскольку, исходя из Правил N 1062 и Положения N 615, правовая природа, цели включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков и в реестр недобросовестных подрядных организаций, а также порядок включения сведений аналогичны и не предусматривают безусловное включение сведений в реестры при наличии решения заказчика о расторжении договора в одностороннем порядке.
Учитывая общие подходы к возможности применения такой меры ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядных организаций), и последствий такого включения в реестр, суд апелляционной инстанции правильно исходил из необходимости установления недобросовестного поведения привлекаемого лица, совершения им умышленных действий.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А36-3590/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.