Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 г. N 3а-444/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2021 г. N 66а-2483/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующими в части
постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 459-129/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год",
постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 458-128/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - Госкомитет, регулирующий орган, тарифный орган) от 16 декабря 2020 года N 459-129/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год" установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения муниципального унитарного предприятия города Казани (далее - МУП) "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2020 года за N 7362, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2020 года.
В графе 4 строки 1 Приложения к указанному постановлению базовая ставка тарифа на подключаемую нагрузку указана в виде прочерка, то есть не определена.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 458-128/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год" установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения МУП "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год согласно приложению к этому постановлению.
Упомянутое постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2020 года за N 7361, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2020 года.
В графе 4 строки 1 Приложения к данному постановлению базовая ставка тарифа на подключаемую нагрузку указана в виде прочерка, то есть не определена.
МУП "ВОДОКАНАЛ" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующими в части указанных нормативных правовых актов. По мнению административного истца, неустановление оспариваемыми постановлениями административного ответчика размера базовых ставок тарифа на подключаемую нагрузку неправомерно, поскольку Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам необоснованно сделан вывод о непредоставлении регулируемой организацией в период тарифной кампании сведений о планируемом количестве подключений к централизованным системам водоотведения и холодного водоснабжения.
В судебном заседании представитель МУП "ВОДОКАНАЛ" Гусев М.А. административный иск поддержал.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Суркова И.Ю. административный иск не признали.
Министерство юстиции Республики Татарстан, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направило. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоподготовкой, транспортировкой и подачей питьевой или технической воды физическим либо юридическим лицам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения, приемом, транспортировкой и очисткой сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере водоснабжения и водоотведения, права и обязанности потребителей данных услуг, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, устанавливает Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 5 части 2, пунктом 3 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ государственному регулированию в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат, кроме прочих, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Полномочие по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пунктах 4.4.1, 4.4.3 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Обращаясь к доводам МУП "ВОДОКАНАЛ" о неправомерном неустановлении оспариваемыми постановлениями административного ответчика размера базовых ставок тарифа на подключаемую нагрузку, суд приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), которыми определены система, принципы и методы регулирования, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, а также порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, кроме прочих, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (абзац пятый подпункта "а"), тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (абзац четвертый подпункта "в").
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и водоотведения.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил регулирования), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Судом установлено, что 30 апреля 2020 года МУП "ВОДОКАНАЛ" обратилось в Госкомитет с заявлениями об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
Экспертные заключения содержат выводы о непредставлении МУП "ВОДОКАНАЛ" планируемых заявок на подключение на 2021 год, в связи с чем определить планируемую подключаемую нагрузку не представляется возможным. Поэтому Госкомитет полагал, что расходы для расчета ставки базового тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку не могут быть определены.
Решения о неустановлении оспариваемых тарифов приняты при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке.
Согласно пункту 83 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети).
Пунктом 117 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания), установлено, что ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по следующей формуле:
,
где: - расчетный объем расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них;
- расчетный объем подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате.
Приведенные нормы Основ ценообразования, Методических указаний не предусматривают такого вида и формы документов, как заявка на подключение к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
К заявлениям об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения на 2021 год административным истцом приложен, помимо прочих, перечень объектов заявителя с нагрузкой до 50 кубометров в сутки, планируемых к подключению в 2021 году, на основании которого рассчитаны объемы подключаемой нагрузки.
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения.
Представители тарифного органа в судебном заседании утверждали, что дополнительная информация о планируемом количестве подключений к централизованным системам водоотведения и холодного водоснабжения в 2020 году в период тарифной кампании у МУП "ВОДОКАНАЛ" не запрашивалась.
По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе практики оценки тарифным органом обосновывающих документов за предыдущие годы долгосрочного периода регулирования в случае недостаточности обосновывающих документов Комитет должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4, 6 части 2 статья 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов за предыдущие периоды регулирования по оспариваемым тарифам, а также по иным тарифам, расчет размера которых производится, помимо прочего, исходя из объема отпуска воды, который определяется, в том числе, с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Из материалов дела усматривается, что объемы подключаемой на соответствующий год нагрузки (мощности) при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения МУП "ВОДОКАНАЛ" на предыдущие периоды регулирования принимались исходя из анализа заключенных за 2016, 2017, 2018 годы договоров на подключение к системам водоснабжения и водоотведения с величиной подключаемой нагрузки до 50 кубометров в сутки, перечень которых приложен Обществом к заявлению в тарифный орган.
Вместе с этим при установлении оспариваемых тарифов в экспертных заключениях не дана оценка упомянутым перечням на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в 2021 году.
Осуществляя проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке достаточности объема доказательств подтверждения планируемый объем подключаемой на предстоящий год нагрузки (мощности), тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановления Госкомитета от 16 декабря 2020 года N 459-129/тп-2020 и N 458-128/тп-2020 в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2021 год), признание отдельных их положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Принимая во внимание, что в связи с признанием не действующими в части постановлений Госкомитета от 16 декабря 2020 года N 459-129/тп-2020 и N 458-128/тп-2020 наступит недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, руководствуясь частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым возложить на регулирующий орган как орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия
графу 4 строки 1 Приложения к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 459-129/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год",
графу 4 строки 1 Приложения к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 458-128/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год".
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новые нормативные правовые акты об установлении тарифа на подключаемую нагрузку к централизованной системе водоотведения, тарифа на подключаемую нагрузку к централизованной системе холодного водоснабжения муниципального унитарного предприятия города Казани "ВОДОКАНАЛ" на 2021 год.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 мая 2021 г. N 3а-444/2021
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 12 августа 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2021 г. N 66а-2483/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения