В 2020 году в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступили для рассмотрения на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Росреестра, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росреестром, и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия) 698 уведомлений о возможной личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (далее - уведомления), из них 290 уведомлений представлены государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Росреестра (далее - гражданские служащие), 408 уведомлений - работниками подведомственных Росреестру учреждений и их филиалов по субъектам Российской Федерации (далее - работники).
Стоит отметить, что более 80% уведомлений представлены в связи с намерениями гражданских служащих и работников системы Росреестра либо их родственников обратиться в органы государственной регистрации прав за предоставлением государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество и (или) кадастровому учету недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Согласно части 2 указанной статьи Федерального закона N 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Из разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 01.06.2020 N 18-0/В-336, ОП/040446) следует, что в целях обеспечения достоверной квалификации конкретной ситуации в качестве конфликта интересов необходимо учитывать, что конфликт интересов является оценочной категорией. Рекомендуется принимать во внимание все особенности, характерные для каждой конкретной ситуации.
Для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств:
наличие личной заинтересованности;
фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Аналогичная позиция изложена в статье "Конфликт интересов", опубликованной в ежемесячном правовом научно-практическом журнале "Законность" Генеральной прокуратуры Российской Федерации (N 8, 2020 г.).
В указанной статье даются пояснения о том, что работник должен обладать необходимыми полномочиями, позволяющими достичь коррупционной цели, которые, в частности, могут выражаться в праве принимать управленческие решения, готовить проекты таких решений, разрабатывать нормативные документы и т.д.
При этом работник руководящего звена в пределах своих функциональных возможностей может выполнить действия для удовлетворения личной заинтересованности как самостоятельно, так и оказать влияние (в том числе дать прямое поручение) на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное принятие решения или совершение действия (бездействие).
Также отмечается, что в третьем элементе конфликта интересов - наличии связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и реализацией им своих полномочий, - получение выгоды работником должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.
Кроме того, по мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации*, для квалификации ситуации конфликта интересов необходимо учитывать следующие важные обстоятельства:
при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов, включая наличие конечного получателя выгоды;
конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определенных служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. Это означает, что для квалификации действий (бездействия) в качестве конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения, а не умозрительной (гипотетически моделируемой) ситуации.
Следует отметить, что родственные связи и дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов, но эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.
Применительно к специфике деятельности Росреестра, в ситуации обращения гражданского служащего (работника) и (или) их родственников, иных связанных с ними лиц в орган регистрации прав за предоставлением государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество и (или) кадастровому учету недвижимого имущества возникновение личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов, в том числе возможно в случаях:
наличия у должностного лица реальной возможности получения каких-либо выгод, преимуществ (например, ускорение сроков получения государственных услуг) путем оказания влияния на процесс проведения регистрационных действий или кадастрового учета;
наличия у гражданского служащего (работника) фактических полномочий, закрепленных в его должностном регламенте (должностной инструкции), в силу которых он может реализовать личную заинтересованность, в том числе:
лицо наделено функцией государственного регистратора прав;
лицо в силу своих должностных обязанностей руководит структурными подразделениями (должностными лицами), осуществляющими регистрацию прав и кадастровый учет, непосредственно координирует и контролирует деятельность структурных подразделений в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, структурных подразделений, имеющих возможность в силу должностных полномочий вносить сведения (осуществлять функции администрирования) во ФГИС ЕГРН;
сотрудник исполняет обязанности на период временного отсутствия должностного лица, исполняющего вышеуказанные должностные обязанности.
При этом в ходе анализа поступивших уведомлений выявлено, что в значительной части уведомлений (в первую очередь работников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра") неверно квалифицируются как конфликт интересов ситуации, связанные с обращением гражданских служащих и работников системы Росреестра и (или) их родственников в орган государственной регистрации.
Так, вышеуказанные уведомления подают лица, проходящие гражданскую службу в структурных подразделениях Росреестра, выполняющих обеспечивающие функции, а также работники ФГБУ "ФКП Росреестра", чьи должностные полномочия не позволяют самостоятельно осуществить какие-либо действия (бездействие), направленные на реализацию личной заинтересованности, а также оказать влияние на государственного регистратора прав, в связи с чем в их действиях изначально не усматривается конфликт интересов при исполнении должностных обязанностей.
Например, не может быть квалифицирована как конфликт интересов при исполнении должностных обязанностей и не требует представления уведомления ситуация, при которой родная сестра (близкий родственник) начальника отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъекту Российской Федерации (должностное лицо, не имеющее полномочий, позволяющих оказать влияние на государственного регистратора прав либо самостоятельно осуществить регистрацию прав) обратилась через МФЦ в территориальное управление Росреестра соответствующего субъекта Российской Федерации для проведения государственной регистрации прав на приобретенную ею квартиру.
В отдельных уведомлениях представившие их работники прямо указывают, что личная заинтересованность не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ими своих должностных (служебных) обязанностей в силу отсутствия соответствующих полномочий, но просят рассмотреть их уведомление на заседании комиссии.
В результате неверного толкования конфликта интересов значительно увеличилась нагрузка на комиссию Росреестра и комиссии территориальных органов Росреестра по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также должностных лиц кадровых подразделений, исполняющих обязанности в сфере противодействия коррупции.
Кроме того, гражданскими служащими и работниками системы Росреестра допускаются нарушения Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) государственными гражданскими служащими Росреестра и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росреестром, и находящихся в его ведении, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом Росреестра от 10.02.2016 N П/0062 (далее - Порядок), при заполнении уведомлений о возникновении личной заинтересованности (рекомендованный образец утвержден приложением N 1 к Порядку).
Так, при заполнении уведомлений зачастую не дается описание должностных обязанностей, на исполнение которых может негативно повлиять или негативно влияет личная заинтересованность, не указываются предложения по урегулированию конфликта интересов, не отражаются иные сведения (например, позволяющие идентифицировать объект недвижимости), что приводит к необходимости направления дополнительных запросов, росту документооборота, увеличивает время рассмотрения уведомлений и может послужить причиной нарушения установленных сроков их рассмотрения.
Следует отметить, что оказание гражданским служащим и работникам системы Росреестра консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является одной из основных функций кадровых подразделений центрального аппарата и территориальных органов Росреестра, а также кадровой службы и должностных лиц, в чьи обязанности входит профилактика коррупционных и иных правонарушений, подведомственных Росреестру учреждений и их филиалов по субъектам Российской Федерации.
При этом, как показал анализ поступающих уведомлений, разъяснительная работа с работниками ФГБУ "ФКП Росреестра" и филиалов по вышеизложенным вопросам ведется на низком профессиональном уровне. Уведомления работников и содержащиеся в них конкретные ситуации представителями нанимателя и должностными лицами ФГБУ "ФКП Росреестра", выполняющими обязанности по противодействию коррупции, рассматриваются формально, анализ ситуаций, описываемых в уведомлениях, не проводится, принимаемые меры сводятся к дальнейшему направлению уведомлений для рассмотрения на заседаниях комиссий Росреестра и его территориальных органов.
В целях обеспечения комплексного подхода при проведении антикоррупционной политики Росреестра, повышения эффективности мер, направленных на обеспечение соблюдения гражданскими служащими и работниками системы Росреестра запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе, руководителям территориальных органов Росреестра, директорам подведомственных Росреестру учреждений и их филиалов по субъектам Российской Федерации необходимо:
1. Организовать работу подчиненных подразделений (должностных лиц), выполняющих обязанности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росреестра в сфере противодействия коррупции, принять исчерпывающие меры по недопущению нарушений их требований подчиненными гражданскими служащими (работниками).
2. Обеспечить доведение положений настоящего обзора до должностных лиц, выполняющих обязанности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, гражданских служащих и работников, замещающих отдельные должности, указанные в Перечне**, использовать обзор при проведении должностными лицами кадровых подразделений индивидуальных консультаций с гражданскими служащими (работниками) по вопросам возможного возникновения конфликта интересов.
3. Организовать проведение разъяснительных мероприятий с гражданскими служащими территориальных органов Росреестра, работниками ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалов по субъектам Российской Федерации, в рамках которых довести информацию о необходимости направления уведомлений только при реальном возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, наличии необходимых условий, позволяющих классифицировать ситуацию как конфликт интересов, с учетом выполняемых ими должностных обязанностей (для работников - с учетом должностных обязанностей, установленных в соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав").
4. Исключить формальный подход к рассмотрению поступающих от подчиненных гражданских служащих (работников) уведомлений, связанных с предполагаемым обращением в Росреестр за получением государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При принятии решения о направлении уведомления для рассмотрения на заседании комиссии обеспечить его соответствие требованиям, установленным Порядком, в том числе наличие в уведомлении описания должностных обязанностей, на исполнение которых может негативно повлиять или негативно влияет личная заинтересованность, предложений по урегулированию конфликта интересов, иной необходимой информации.
5. В целях исключения излишнего документооборота и сокращения сроков рассмотрения уведомлений организовать информирование гражданских служащих (работников) о целесообразности одновременного представления совместно с уведомлением иных необходимых для его рассмотрения материалов (копий должностного регламента, правоустанавливающих документов и т.д.).
6. Об исполнении проинформировать Управление государственной службы и кадров до 01.05.2021 в установленном порядке.
|
М.С. Смирнов |
______________________________
* См. Венецкий М.М., старший прокурор управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, "Конфликт интересов", "Законность", N 8, 2020 г.
** Перечень должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росреестром, и находящихся в его ведении, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Росреестра от 27.12.2013 N П/555.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 1 апреля 2021 г. N 08-2436-МС/21 "Об отдельных вопросах представления уведомлений о возникновении личной заинтересованности"
Текст письма опубликован не был