Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
муниципального района "Сыктывдинский"
от 27 июля 2021 г. N 7/919
Положение
о Службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контролю за своим поведением, а также семьям, находящимся в социально опасном положении, имеющим детей от 0 до 3 лет, на территории муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет организационно-информационную основу и главные направления деятельности Службы ранней помощи детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контролю за своим поведением, а также семьям, находящимся в социально опасном положении, имеющим детей от 0 до 3 лет, на территории муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми (далее - Служба ранней помощи) на территории муниципального района "Сыктывдинский".
1.2. Служба ранней помощи создается и ликвидируется постановлением администрации муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми.
1.3. Руководство Службой ранней помощи возлагается на заместителя руководителя администрации муниципального района. Специалисты Службы ранней помощи назначаются приказами руководителей Управления образования администрации МР "Сыктывдинский" (далее - Управление образования), ГБУЗ РК "Сыктывдинская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ"), ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района").
1.4. Служба ранней помощи создается для оказания помощи семьям, имеющим детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих ограничения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контролю за своим поведением, а также семьям, находящимся в социально опасном положении, имеющим детей от 0 до 3 лет.
1.5. Служба ранней помощи работает в сотрудничестве с учреждениями образования, здравоохранения, социального обслуживания по вопросам всесторонней помощи детям раннего возраста.
1.6. Услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям предоставляются при соблюдении следующих принципов:
- бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей);
- доступности (услуги ранней помощи доступны для потребителей);
- регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи предоставляются потребителям на регулярной основе в течение всего ее действия);
- открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц);
- семейноцентрированности (специалисты организации - поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, в составление и реализацию индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи, а также в оценку ее эффективности;
- индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
- функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях);
- естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в естественных жизненных ситуациях);
- этичности (услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
- командной работы (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);
- компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
- научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи).
1.7. В своей деятельности Служба ранней помощи руководствуется международными актами в области защиты прав ребенка, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными подзаконными актами Российской Федерации, законодательством Республики Коми, ведомственными нормативными актами органов исполнительной власти в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, муниципальными правовыми актами и настоящим Положением.
2. Основные цели, задачи и направления деятельности Службы ранней помощи
2.1. Целями создания Службы ранней помощи являются:
2.1.1. Раннее выявление риска развития нарушения здоровья и нарушений здоровья у детей целевой группы;
2.1.2. Создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушения здоровья;
2.1.3. Обеспечение услугами по развитию таких детей целевой группы во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;
2.1.4. Формирование и развитие способностей детей целевой группы для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;
2.1.5. Предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи, для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;
2.1.6. Содействие социальной интеграции семьи и ребенка;
2.1.7. Развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей;
2.1.8. Обеспечение подготовки перехода ребенка раннего возраста целевой группы в дошкольную образовательную организацию.
2.2. Задачи Службы ранней помощи:
2.2.1. Выявление детей целевой группы;
2.2.2. Оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой), области самообслуживания; определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями, законными представителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи;
2.2.3. Оказание комплексной помощи детям целевой группы и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
2.2.4. Организация перехода ребенка целевой группы в программы дошкольной образовательной организации;
2.2.5. Информирование населения о работе Службы ранней помощи, её целях и задачах.
2.3. Основные направления деятельности Службы ранней помощи:
2.3.1. Диагностическое - комплексное углубленное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе развития, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.
2.3.2. Коррекционное - комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей (разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи).
2.3.3. Профилактическое - предупреждение возникновения отклонений в физическом и психическом развитии детей с момента рождения, разработка конкретных рекомендаций родителям.
2.3.4. Консультативное - оказание помощи родителям (законным представителям) детей в вопросах развития детей от 0 до 3-х лет.
3. Выявление детей целевой группы
3.1. Выявление детей целевой группы осуществляется в следующих организациях и учреждениях:
3.1.1. в ГБУЗ РК "Сыктывдинская ЦРБ" (включая врачебные амбулатории, ФАПы, медпункты, акушерско-гинекологический кабинет, педиатрическое отделение);
3.1.2. в ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района" (отделение социальной помощи семье и детям, организационно-консультативное отделение);
3.1.3. в отделе по социальной работе администрации МР "Сыктывдинский" (выполняющем функции органа опеки и попечительства);
3.1.4. в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования (дошкольные образовательные организации);
3.1.5. в районной психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация (учреждение), выявившая(ее) детей целевой группы, выдает законному представителю направление в Службу ранней помощи, расположенную в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района", по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Положению.
3.2. Родители (законные представители) детей в возрасте до 3 лет могут первично обратиться в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи самостоятельно в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и/или адаптации.
4. Критерии для определения нуждаемости детей и их семей в получении услуг ранней помощи
4.1. Критерии для отнесения ребенка к целевой группе с целью направления в раннюю помощь:
4.1.1. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет имеет статус "ребенок-инвалид", подтвержденный действующей справкой об установлении категории "ребенок-инвалид", выданной учреждением медико-социальной экспертизы;
4.1.2. У ребенка в возрасте от рождения до трех лет выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящее к стойким нарушениям функций организма, задержка развития. Факт наличия нарушения функции(й), заболевания, задержки развития подтверждается справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.05.2012 г. N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений";
4.1.3. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства;
4.1.4. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным психолого-медико-педагогической комиссией;
4.1.5. Заявление родителей, поданное в Службу ранней помощи в связи с обеспокоенностью его развитием, трудностями поведения и адаптации в возрасте до трех лет (на основании статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии").
4.2. Критерии для включения ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи:
4.2.1. Наличие у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет ограничения жизнедеятельности, подтвержденного документами, указанными в п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
4.2.2. Наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничения жизнедеятельности, подтвержденного заключением междисциплинарного консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи на основании результатов первичного приема, проведенного по самостоятельному обращению родителей (законных представителей).
4.2.3. Ребенку в возрасте после 3 лет, но не старше 7-8 лет, предоставление услуг ранней помощи может быть продлено на период до 6 месяцев при начале посещения образовательной организации, с целью обеспечения преемственности сопровождения ребенка и семьи.
Основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, выданное в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии", Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
4.2.4. Для организации адаптации и включения в жизнь общества детей целевой группы в возрасте после 3 лет, которые не могут быть включены в полном объеме в систему получения образовательных услуг (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии), возможно предусмотреть продолжение оказания услуг ранней помощи в необходимом объеме до 7-8-летнего возраста.
5. Организация работы Службы ранней помощи
5.1. Организация работы Службы ранней помощи включает следующие этапы:
5.1.1. Первичный прием ребенка и семьи.
Первичный прием ребенка и семьи осуществляется в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района", на основании направления или обращения законного представителя непосредственно в Службу ранней помощи. Данные заявителя заносятся в журнал учета обращений по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Положению.
К услугам Службы ранней помощи на данном этапе относятся:
- индивидуальная встреча с родителем (законным представителем) ребенка для принятия направления и/или документов и сбора информации о ребенке и семье, их потребностях и ожиданиях;
- первичная оценка развития и функционирования ребенка и влияющих на него факторов, осуществляемая специалистами Службы ранней помощи.
По результатам первичного приема принимается решение о включении ребенка и семьи в последующую программу сопровождения или оказания индивидуальной консультации ребенку и семье специалистом(ами) Службы ранней помощи.
5.1.2. Включение ребенка и семьи в программу сопровождения.
Для получения услуг родители (законные представители) ребенка подают в ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района" заявление и предоставляют документы в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 14.04.2017 N 691 "Об утверждении порядка предоставления социального обслуживания в полустационарной форме":
- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (представителя);
- документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя);
- документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг (представителя);
- свидетельство о рождении ребенка;
- документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме;
- индивидуальную программу предоставления социальных услуг (оформляется ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района").
На основании предоставленных документов между ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района", в лице его директора, и родителями заключается договор, который регламентирует характер отношений, права и обязанности участников договора, продолжительность его действия, условия его продления или завершения.
Услуги ранней помощи детям и их семьям ГБУ РК "ЦСЗН Сыктывдинского района" предоставляются в соответствии с Порядком предоставления услуг ранней помощи детям в государственных учреждениях социального обслуживания Республики Коми, утвержденным Министерством труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми, действующим на дату предоставления вышеуказанных услуг.
5.1.3. Междисциплинарное обследование ребенка и семьи.
К услуге Службы ранней помощи на данном этапе относится углубленная междисциплинарная оценка развития и функционирования ребенка и, влияющих на него, факторов. Углубленная оценка включает от 2 до 4 диагностических встреч, совместно осуществляемых специалистами Службы ранней помощи и направленных на изучение сенсорных, двигательных, познавательных, коммуникативных, социально-эмоциональных, адаптивных способностей ребенка, его здоровья, а также характеристик взаимодействия ребенка и родителей, особенностей социального и физического окружения ребенка.
5.1.4. Разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи.
Углубленное комплексное обследование позволяет разработать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи (далее - Программа) по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Положению.
Разработка Программы должна проводиться специалистами Службы ранней помощи на основе углубленной психолого-педагогической диагностики совместно с его родителями (законными представителями, воспитателями). При этом важно соблюдать определенный алгоритм:
1 этап. Определение запроса родителей, его сопоставление с заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), разработка программы углубленного обследования ребенка;
2 этап. Проведение совместного с родителями углубленного обследования ребенка, при необходимости - оптимизация запроса родителей (или законных представителей интересов ребенка);
3 этап. Определение основных направлений ранней помощи, их приоритетности, содержательных аспектов, специальных условий и методов, сроков реализации Программы;
4 этап. Документальное оформление Программы;
5 этап. Определение параметров и критериев оценки эффективности реализации Программы.
Целью 1-го этапа является знакомство с потребностями семьи, запросом родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.
Уже при первой встрече с родителями специалист службы ранней помощи пытается выяснить то, что является целью обращения родителей, чего они ожидают от Программы.
Бывает так, что родители приходят с четким запросом. Однако многие не могут дифференцированно описать свои ожидания и определяют цели довольно диффузно: "чтобы стал как все", "чтобы во всем стал успешнее".
Часто запрос родителей не согласуется с результатами обследования ребенка в ПМПК. Оптимизации запросов могут способствовать специальные технологии психологического консультирования (активное слушание, конструктивный диалог и т.д.), а также - вовлечение родителя в диагностический процесс.
Поэтому, планируя программу диагностического изучения ребенка в Службе ранней помощи, следует учесть возможность привлечения родителей к диагностике: они могут дать информацию о ребенке, отвечая на вопросы тестов-опросников, присутствовать и даже участвовать в обследовании ребенка специалистами.
Целью 2-го этапа является комплексное всестороннее углубленное изучение ребенка специалистами Службы ранней помощи, совместно с родителями.
На данном этапе необходимо применять диагностический инструментарий, соответствующий возрасту и психофизическим особенностям детей, а также методы, позволяющие получить информацию от родителей (опросники, проективные методики, наблюдение и др.).
Процедура углубленного обследования не должна сводиться только к использованию диагностических методик, она должна включать наблюдение за игрой ребенка, взаимоотношения в семье, включая домашний визит, анализ видеозаписей.
Итогом этого этапа должны стать оптимизация запроса родителей и получение информации о ребенке, достаточной для разработки Программы.
Целью 3-го этапа является составление Программы.
На основе анализа результатов диагностики и запроса родителей, в ходе совместного обсуждения с ними проблем ребенка, прогноза его дальнейшего развития, ресурсов семьи и учреждения, определяются основные направления, содержание, специальные условия, методы и сроки реализации Программы.
На этом этапе необходимо определить участие специалистов, механизм их взаимодействия, роль семьи в реализации Программы.
Кроме того, необходимо определить содержание работы с родителями, в частности его педагогическую и психологическую составляющие. На современном этапе функционирования Службы ранней помощи Программы должны ориентироваться не только на работу непосредственно с ребенком, но и на использование потенциала семьи для решения проблем ребенка. Достижение этой цели возможно только при обучении членов семьи продуктивному взаимодействию с ребенком, доступным им приемам и методам коррекционно-развивающей работы. Этот аспект должен быть отражен в Программе.
Целью 4-го этапа является оформление Программы в виде документа.
В этом документе должны быть обозначены этапы работы, задачи каждого этапа, методы решения этих задач, прогнозируемые результаты, сроки достижения этих результатов, намечены сроки проведения динамических диагностических обследований, обозначен алгоритм распределения обязанностей между специалистами и семьей, механизм взаимодействия специалистов, даты проведения индивидуальных и групповых занятий, в том числе консультаций и тренингов с родителями (учет индивидуальных и групповых занятий ведется в Журнале учета индивидуальных и групповых занятий по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Положению. Журнал учета индивидуальных и групповых занятий ведется каждым субъектом Службы ранней помощи.
При соблюдении вышеуказанного содержания и структуры Программы, ее оформление может быть вариативным (текст, таблица и т.д.).
Выбор конкретных методик и технологий при реализации Программы относится к ответственности специалистов ранней помощи и производится с согласия родителей. Определяя направления и содержание развивающей, коррекционной и консультативной работы специалисты должны основываться на особенностях функционирования ребенка, а именно опираться на потенциальные возможности ребенка, выявленные при первичной и углубленной оценке развития и факторы окружающей среды, в первую очередь ресурсы семьи. Ведущий специалист, назначенный руководителем Службы ранней помощи, отвечает за разработку и реализацию конкретной Программы для определенного ребенка и его семьи (сопровождает Программу). В разработке и реализации Программы принимают участие все специалисты Службы ранней помощи. При необходимости возможен пересмотр Программы и внесение изменений в деятельность междисциплинарной команды.
Важное место на этапе реализации Программы занимает консультирование семьи по вопросам ранней помощи, возможностям и перспективам организации жизни семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Обязательным является обучение членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка, исходя из особенностей его развития; обучение родителей и членов семьи доступным приемам развития и адаптации ребенка. Важную роль играет социально-психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений, представлений, взаимодействия и отношений родителей и членов семьи между собой и с ребенком. Необходимо поддерживать продуктивное взаимодействие ребенка и родителей (близких взрослых), осуществлять профилактику эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка.
Развивающая работа предполагает поддержку развития ребенка по основным областям: физическое развитие, включая развитие подвижности, слухового и зрительного восприятия; познавательное развитие. Общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, в том числе самообслуживание. В Программу должна входить поддержка приобретения ребенком навыков, необходимых для игры и других видов деятельности в повседневной жизни, в том числе с использованием вспомогательных устройств и приспособлений, обязательным является формирование навыков самостоятельного приема пищи и питья, других навыков самообслуживания. Развитие навыков общения ребенка включает обучение вербальной, дополнительной и альтернативной коммуникации, а также обучение и консультирование членов семьи по вопросам развития речи и навыков общения у ребенка.
Отдельным направлением является стимуляция двигательной активности ребенка, обучение и консультирование членов семьи по вопросам развития подвижности ребенка в естественных ситуациях; организация доступной среды. Специалисты должны дать семье рекомендации по подбору, оказать помощь в обеспечении специальным оборудованием и материалами, в том числе адаптивными вспомогательными устройствами для детей, осуществить обучение и консультирование членов семьи по вопросам использования вспомогательных технологий.
Детей с нарушениями слуха, а также детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, необходимо обеспечить сурдопедагогической и логопедической помощью. Очень важно включить в Программу обучение и консультирование членов семьи по проблемам развития ребенка и общению с детьми с нарушениями слуха.
В случае выявленных нарушений зрения ребенок должен быть обеспечен тифлопедагогической помощью. Необходимо консультирование членов семьи по вопросам развития ребенка с нарушением зрения и обучение их способам продуктивного взаимодействия с ним.
Целью 5-го этапа является определение параметров и критериев оценки эффективности реализации Программы.
Регулярность оценки эффективности реализации Программы согласовывается с родителями и указывается в дополнении к Программе. Рекомендуемая частота оценки - не реже 1 раза в 3 месяца. В ходе анализа эффективности за истекший период необходимо соотнести прогнозируемые и реальные достижения ребенка и при необходимости внести коррективы и дополнения в Программу.
Оценка эффективности реализации Программы должна осуществляться совместно специалистами и родителями. Для этого планируются отдельные встречи специалистов и родителей.
При оценке эффективности Программы в течение года необходимо учитывать все аспекты ее реализации:
- динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;
- характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;
- динамику участия ребенка в различных социальных ситуациях;
- улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей;
- улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать;
- повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка;
- улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов;
- расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям.
Динамические изменения, отражающие эффективность реализации Программы, могут быть отражены табличным способом с использованием формы для оценки эффективности реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи согласно Приложению N 5 к настоящему Положению, которую рекомендуется заполнять ежегодно.
По окончании пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи необходимо провести итоговое диагностическое обследование с целью оценки эффективности реализации Программы.
В качестве критерия высокой эффективности может рассматриваться максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам.
Критериями положительной динамики являются:
- приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка;
- готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию;
- расширение возможностей его функционирования в социальной среде;
- овладение навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов;
- улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком;
- повышение качества жизни семьи.
Критериями недостаточной динамики могут служить:
- незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развитии ребенка;
- отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи.
Ребенок, завершивший пребывание в Службе ранней помощи, направляется в ПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута.
Особо значимым направлением деятельности Службы ранней помощи является организация деятельности по обеспечению перехода ребенка в дошкольную образовательную организацию или иную организацию для получения дальнейшего образования (далее - Организация), предусматривающая взаимодействие специалистов Службы ранней помощи с Организацией в части подготовки рекомендаций для педагогов и специалистов Организации по вопросам организации среды, коррекционно-развивающих занятий, режима посещения Организации, а также подготовки коллектива детей и родителей Организации к приему ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
6. Требования к профессиональным компетенциям специалистов, осуществляющих реализацию моделей раннего выявления и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей
6.1. Руководитель Службы ранней помощи.
6.1.1. Требуемый уровень образования:
- базовое: высшее образование (педагогическое, психологическое, медицинское), или высшее образование в социальной сфере;
- дополнительное: повышение квалификации - курс по ранней помощи.
6.1.2. Направления работы:
1) обеспечение формирования единой идеологии и соблюдения специалистами Службы ранней помощи основных принципов ранней помощи.
2) управление деятельностью службы:
- планирование направлений деятельности;
- организация текущей деятельности;
- организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений;
- развитие программ службы.
3) организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.).
4) планирование и организация работы по профессиональному развитию и повышению квалификации сотрудников службы.
5) планирование и обеспечение технического и методического оснащения деятельности службы.
6.2. Психолог (специальный психолог, педагог-психолог, клинический психолог)
6.2.1. Требуемый уровень образования:
- базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности "специальная психология" "психология", "клиническая психология";
- дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
6.2.2. Компетенции:
1) владеет знаниями в области онтогенеза и дизонтогенеза детской психики, семейной и детской психологии, психологии развития раннего возраста.
2) знает нормативы развития ребенка первых лет жизни и кризисные периоды развития.
3) знает факторы риска для развития ребенка. Умеет оценивать историю развития ребенка с точки зрения факторов риска, способен оценить степень возможного психологического стресса, который испытывает семья или ребенок.
4) умеет оценивать особенности социально-эмоционального развития ребенка и особенности взаимодействия в паре родитель-ребенок.
5) владеет навыками работы с семьей, находящейся в стрессовой или кризисной ситуации.
6) владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа с парами родитель-ребенок, групповая работа с родителями).
7) может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с семьями в программах ранней помощи.
8) умеет работать с ребенком/группой детей с нарушениями развития или риском их возникновения и с его семьей.
9) владеет специальными диагностическими методиками для комплексной оценки развития ребенка.
10) умеет проводить обследование ребенка, осуществлять качественный анализ результатов обследования, составлять заключение и рекомендации к коррекционно-развивающей работе.
11) умеет разрабатывать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.
6.3. Учитель-дефектолог (специальный педагог)
6.3.1. Требуемый уровень образования:
- базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики;
- дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
6.3.2. Компетенции:
1) знает закономерности познавательного (когнитивного) развития ребенка в раннем возрасте.
2) владеет различными методами оценки познавательного (когнитивного) развития ребенка раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
3) умеет проводить функциональную оценку в различных областях развития, в том числе, развитие моторики, зрения, слуха, самообслуживания, определять проблемы и возможности ребенка.
4) знает особенности развития детей раннего возраста с нарушениями двигательной сфере, нарушениями зрения, слуха, нарушениями когнитивного, речевого и социально-эмоционального развития, а также с множественными нарушениями.
5) знает системы дополнительной и альтернативной коммуникации и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
6) умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и речи, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
7) владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа в диаде родитель-ребенок, группа родителей).
8) может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с детьми и семьями в программах ранней помощи.
9) умеет разрабатывать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.
6.4. Учитель-логопед (специалист по ранней коммуникации)
6.4.1. Требуемый уровень образования:
- базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики;
- дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
6.4.2. Компетенции:
1) знает закономерности речевого онтогенеза и дизонтогенеза, развития коммуникации в раннем возрасте, в том числе невербальной коммуникации, признаки нарушений доречевого и раннего речевого развития.
2) владеет методами логопедического обследования ребенка младенческого и раннего возраста, различными способами оценки развития коммуникации детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
3) знает системы альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы и т.д.) и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
4) знает основные этапы моторного функционирования челюстно-лицевой области (язык, губы, щеки, нижняя челюсть).
5) умеет оценивать состояние артикуляционного аппарата, выявлять нарушения в его функционировании, в том числе при приеме пищи; знает особенности работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в функционировании артикуляционного аппарата.
6) умеет оценивать функции голосообразования и дыхания; знает особенности работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в данной области.
7) умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и речи, обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
8) владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа в диаде родитель-ребенок, группа родителей).
9) может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с детьми и семьями в программах ранней помощи.
10) умеет разрабатывать индивидуальную программу ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.
6.5. Инструктор по адаптивной физической культуре
6.5.1. Требуемый уровень образования:
- базовое: высшее педагогическое;
- дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи и адаптивной физической культуры.
6.5.2. Компетенции:
1) владеет методами оценки функционального состояния ребенка и окружающей его обстановки:
- умеет представлять результаты оценки нарушений и ограничений жизнедеятельности ребенка по рубрикации Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICIDN-2), окончательная версия, которой была принята Всемирной Организацией Здравоохранения в 2001 году;
- умеет проводить экспертную оценку навыков крупной и мелкой моторики ребенка;
- умеет проводить экспертную оценку двигательного поведения ребенка;
- умеет проводить функциональную оценку нарушений мышечной системы;
- умеет проводить оценку мышечного тонуса;
- умеет проводить оценку распределения веса в различных положениях тела;
- умеет проводить оценку баланса тела;
- умеет проводить оценку контроля за позой;
- умеет проводить оценку объема активных и пассивных движений;
- умеет регистрировать результаты оценки.
2) Умеет формулировать конкретные краткосрочные и долгосрочные цели вмешательства, которые ориентированы на проблемы ребенка, потребности ребенка и семьи и направлены на улучшение функционирования ребенка. Планирует и реализует программу индивидуальных занятий с ребенком.
3) Умеет выбирать необходимые приемы индивидуально для каждого ребенка, включая приемы, направленные на обучение новым двигательным навыкам, развитию равновесия и мелкой моторики.
4) Умеет включать конкретные приемы адаптивной физической культуры в игру ребенка, конструируя необходимые игровые ситуации.
5) Умеет обучать родителей необходимым приемам адаптивной физической культуры.
6) Умеет составлять для каждого ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями программу физического развития, направленную на профилактику вторичных осложнений, и обучать родителей правильным приемам обеспечения полного объема движений и использованию необходимого оборудования.
7) Умеет оценить эффективность программы физического развития.
8) Умеет подбирать необходимые вспомогательные средства, специальное оборудование и приспособления.
9) Умеет адаптировать вспомогательные приспособления так, чтобы они соответствовали росту, весу и возможностям ребенка, самостоятельно изготавливать простейшие приспособления и при необходимости обучать этому родителей ребенка.
6.6. Специалист по социальной работе/Социальный педагог
6.6.1. Требуемый уровень образования:
- базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области;
- дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
6.6.2. Компетенции:
1) знает законодательство в области образования, социальной защиты и здравоохранения.
2) умеет собирать и анализировать информацию о реальных потребностях семьи в социальной помощи, о возможностях различных учреждений и организаций в оказании помощи.
3) умеет на основе анализа информации составить индивидуальный план помощи семье и ребенку.
4) владеет навыками профессионального общения.
5) умеет организовывать взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий ребенка и семьи.
6) умеет осуществлять информирование семьи о деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).
6.7. Врач-педиатр (педиатр развития)
6.7.1. Требуемый уровень образования:
- базовое: высшее медицинское образование, специализация по педиатрии или неонатологии;
- дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
6.7.2. Компетенции:
1) имеет знания в области детской неврологии и генетики (4-месячная специализация по детской неврологии, повышение квалификации по медицинской генетике).
2) знает, какие методики можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, применяет стандартизованные инструменты для оценки развития, умеет интерпретировать результаты.
3) умеет проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты. Знает, в каких случаях нужно направлять ребенка на более углубленное обследование зрения и слуха. Знает, какие виды обследования проводят специалисты, оценивающие зрение и слух. Умеет интерпретировать результаты осмотра окулиста и аудиологического обследования.
4) может осуществлять методическую и организационную поддержку при организации скрининговых программ в учреждениях здравоохранения.
5) умеет провести педиатрический и неврологический осмотр ребенка. Умеет оценивать физическое развитие ребенка.
6) знает факторы риска развития ребенка, умеет оценивать анамнез с точки зрения факторов риска.
7) знает, в каких случаях ребенок нуждается в программе ранней помощи, и какие специалисты могут заниматься с ребенком.
8) имеет представление о методах оценки, которые применяют в своей работе специалисты Службы ранней помощи и о мероприятиях, которые ими проводятся.
9) обладает знаниями о том, в каких дополнительных медицинских обследованиях нуждается ребенок для постановки диагноза или для мониторинга. Знает, куда можно направить ребенка на дополнительное обследование. Устанавливает связи с региональными медицинскими учреждениями.
10) знает, в каких обязательных обследованиях нуждаются дети с определенной патологией (например, дети с синдромом Дауна, Прадера-Вилли и др.). Если ребенок занимается в Службе ранней помощи, то контролирует периодическое проведение данных обследований.
11) обладает знаниями о современных медицинских препаратах, которые используются для лечения детей с проблемами в развитии. Знает о влиянии препаратов на развитие ребенка.
12) проводит профилактические программы для детей группы биологического риска - недоношенные дети, дети с фенилкетонурией и др.
При необходимости, в состав Службы ранней помощи могут быть включены детский невролог и врач-психиатр.
7. Ответственность
7.1. Служба ранней помощи несет ответственность в случаях:
7.1.1. Невыполнения либо выполнения не в полном объеме и не в установленные сроки действий, отнесенных к ее компетенции;
7.1.2. Несоблюдения действующего законодательства;
7.1.3. Разглашения информации, полученной в результате деятельности.
8. Перечень документации
8.1. Служба ранней помощи разрабатывает следующие документы:
8.1.1. планы мероприятий по развитию Службы ранней помощи детям и их семьям;
8.1.2. графики работы Службы ранней помощи;
8.1.3. годовые отчеты о работе Службы ранней помощи.
8.2. Документы учета текущей деятельности Службы ранней помощи: карта сопровождения ребенка, содержащая заявление родителей (законных представителей), договор с родителями, заключение специалистов Службы ранней помощи по итогам консультаций, программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи, заключение, согласие на обработку персональных данных, другая документация, связанная с учетом и описание работы с ребенком и семьей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.