Распоряжение администрации Губернатора Астраханской области от 4 августа 2021 г. N 22-РА
"О методических рекомендациях органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики"
В соответствии со сводным планом мероприятий по реализации в 2019-2025 годах концепции государственной национальной политики в Астраханской области, утвержденным распоряжением Правительства Астраханской области от 31.07.2019 N 351-Пр:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики (далее - методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области руководствоваться методическими рекомендациями.
3. Признать утратившим силу распоряжение администрации Губернатора Астраханской области от 25.03.2015 N 12-РА "О методических рекомендациях органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий".
Руководитель администрации |
П.П. Паутов |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
администрации Губернатора
Астраханской области
от 04.08.2021 N 22-РА
Методические рекомендации
органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики
1. Настоящие методические рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики (далее - методические рекомендации) разработаны в целях оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области при осуществлении ими полномочий в сфере реализации государственной национальной политики.
1.1. Методические рекомендации направлены на обеспечение единых подходов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере реализации государственной национальной политики, включая создание условий для укрепления единства российской нации, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений, выявления и предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов.
1.2. Нормативными правовыми основаниями разработки методических рекомендаций являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 17.06.96 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
- Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия);
- Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы";
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 15.09.2012 N Пр-2789;
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";
- постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года";
- приказ Федерального агентства по делам национальностей от 06.08.2020 N 114;
- Закон Астраханской области от 05.06.2009 N 42/2009-ОЗ "О Правительстве Астраханской области";
- постановление Губернатора Астраханской области от 15.02.2005 N 93 "Об утверждении Положения об администрации Губернатора Астраханской области";
- постановление Губернатора Астраханской области от 26.09.2005 N 576 "Об этноконфессиональном совете при Губернаторе Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 16.03.2005 N 17-П "О министерстве образования и науки Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 21.03.2005 N 21-П "О министерстве социального развития и труда Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 383-П "О государственной программе "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П "О государственной программе "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 15.10.2014 N 453-П "О министерстве культуры и туризма Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 31.07.2019 N 284-П "О Порядке формирования и ведения сегмента государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Астраханской области";
- постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П "О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 04.06.2019 N 264-Пр "О внесении изменения в распоряжение Правительства Астраханской области от 03.09.2015 N 362-Пр";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 31.07.2019 N 351-Пр "О сводном плане мероприятий по реализации в 2019-2025 годах концепции государственной национальной политики в Астраханской области".
1.3. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
- укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;
- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
- успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.
2. Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
- укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;
- сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
- создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью;
- соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.
3. Для совершенствования реализации государственной национальной политики во всех органах местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области рекомендуется:
3.1. Возложить ответственность за реализацию полномочий в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на заместителя главы местной администрации с внесением соответствующих изменений в должностной регламент.
3.2. Возложить ответственность за реализацию полномочий на подразделение либо сотрудника органа местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, в полномочия которых будет входить решение вопросов реализации государственной национальной политики, в том числе вопросов обеспечения функционирования системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
3.3. Создать при главах муниципальных районов и городских округов Астраханской области консультативные советы по вопросам гармонизации межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений с участием представителей науки, образования, экспертных учреждений, национальных объединений и религиозных организаций.
3.4. Главам муниципальных образований Астраханской области обеспечить участие должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, ответственных за реализацию государственной национальной политики, в семинарах, совещаниях и форумах, организованных в Астраханской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики, с целью координации работы по повышению эффективности реализации государственной национальной политики.
3.5. Главам муниципальных районов и городских округов Астраханской области обеспечить формирование и направление информации о деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере реализации государственной национальной политики, взаимодействии с национально-культурными и религиозными объединениями Астраханской области в управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области не реже 1 раза в квартал, до 1-го числа месяца, следующего за отчетным.
3.6. Главам муниципальных образований Астраханской области инициализировать индикаторы, отражающие состояние межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений (в том числе показатели (индикаторы) государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532, а также индикаторы, получаемые в результате социологических исследований), в целевые показатели муниципальных программ и планов (городской округ, муниципальный район) в сфере реализации государственной национальной политики.
3.7. Главам муниципальных образований Астраханской области обеспечить поддержку, реализацию и распространение лучших практик (городской округ, городское поселение, сельское поселение) в сфере реализации государственной национальной политики, отмеченных на региональном и федеральном уровнях, в рамках организации и проведения смотров, конкурсов, форумов и иных мероприятий.
4. Для повышения эффективности информационного сопровождения реализации государственной национальной политики рекомендуется осуществлять:
- информационное сопровождение комплекса мер в сфере реализации государственной национальной политики в местных средствах массовой информации, в том числе популяризацию исторического опыта добрососедского сосуществования и взаимодействия представителей различных культур и религий в составе российского государства на протяжении его становления и развития;
- взаимодействие со средствами массовой информации в области оперативного освещения мероприятий, муниципальных программ и проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
- в рамках своей компетенции работу в социальных сетях, блогах, популярных общедоступных информационных порталах, форумах и видеохостингах с целью популяризации знаний о народах России, об исторических примерах дружбы и сотрудничества народов, актуализации информации о выдающихся деятелях разных национальностей, продвижения инициатив по сохранению лучших образцов традиций и культур народов России;
- в рамках своей компетенции реализацию информационных кампаний на муниципальном уровне для популяризации мероприятий, муниципальных программ и проектов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, упрочение общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов России;
- в рамках своей компетенции изготовление и размещение социальной рекламы и иной продукции, популяризирующей общероссийскую гражданскую идентичность, культуру межэтнического общения, а также направленной на профилактику экстремизма на национальной и религиозной почве;
- регулярные выступления в средствах массовой информации глав муниципальных образований Астраханской области и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, популяризирующих общероссийское гражданское единство, этнокультурное многообразие и уважительные отношения между народами, осуждающие любые проявления экстремистского характера на религиозной и национальной почве;
- ежегодное участие представителей средств массовой информации, действующих на территории муниципального образования Астраханской области, в конкурсах средств массовой информации, направленных на популяризацию культуры межнационального взаимодействия народов, повышение профессионального уровня подготовки журналистов, работающих в соответствующей тематике;
- в рамках своей компетенции книгоиздание, периодические печатные издания, средства массовой информации, издательские проекты, теле- и радиопрограммы, документальные фильмы, интернет-проекты в сфере реализации государственной национальной политики на территории муниципальных образований Астраханской области, в том числе на языках народов Российской Федерации;
- при возникновении предпосылок к напряженности в этноконфессиональной сфере организовывать мероприятия с участием представителей правоохранительных органов, религиозных организаций, ученых, экспертов в сфере реализации государственной национальной политики, посвященные анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, и мер, направленных на их устранение;
- работу в рамках своей компетенции по недопущению публичных неуважительных высказываний по отношению к представителям народа Российской Федерации со стороны муниципальных служащих, а также использование некорректных формулировок в средствах массовой информации и информационных ресурсах администраций муниципальных образований Астраханской области.
5. В образовательной сфере рекомендуется:
5.1. Проводить в рамках своей компетенции меры по воспитанию культуры межэтнического общения, уважительного отношения к представителям разных народов, популяризации идеи межнационального мира и согласия на основе исторических традиций добрососедства народов России в первую очередь среди молодежи и детей (в том числе дошкольного возраста), в частности разработку и внедрение этнокультурного содержания в образовательный процесс.
5.2. Организовывать в рамках своей компетенции издание и (или) распространение специальной и популярной литературы, учебных пособий (с учетом возрастных особенностей), направленных на популяризацию информации о культуре и языках народов России, а также идей межнационального мира и сотрудничества, историко-культурного и общественно-политического единства народов России.
5.3. Проводить мероприятия, отражающие этнокультурное многообразие Российской Федерации и направленные на гармонизацию межнациональных отношений, с участием детей и молодежи, представляющих различные народы Российской Федерации, проживающие на территории муниципальных образований Астраханской области.
5.4. Уделять в рамках своей компетенции особое внимание государственным праздникам Российской Федерации (Международный день родного языка (21 февраля), День русского языка (6 июня), День России (12 июня), День российского флага (22 августа), День народного единства (4 ноября) для продвижения идей межнационального мира и согласия, патриотизма, упрочения общероссийской гражданской идентичности.
5.5. Организовать условия для всестороннего просвещения населения в части культурного и конфессионального многообразия и единства народов России, проживающих на территории муниципальных образований Астраханской области, истории и последствий национальной, религиозной, этнической, расовой нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом на национальной и религиозной почве.
6. В сфере профилактики национального и религиозного экстремизма и предупреждения межнациональных конфликтов рекомендуется:
6.1. Обеспечить участие уполномоченных лиц в ведении регионального сегмента государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации (далее - ГИС) в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций".
6.2. Осуществлять оперативное информационное взаимодействие с управлением по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области посредством ГИС.
6.3. Осуществлять мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на территории муниципальных образований Астраханской области на постоянной основе.
Особое внимание уделять ситуациям, имеющим межнациональный и межконфессиональный конфликтный потенциал, в частности, в:
- экономической сфере (общий уровень безработицы, структура рынка труда с выделением количества безработных, имеющих постоянные регистрацию и постоянно проживающих на территории муниципальных образований Астраханской области; наличие фактических рабочих мест с определением доли трудоустроенных мигрантов; уровень благосостояния граждан с определением количества лиц, имеющих минимальный доход, распределение собственности и др.);
- социальной сфере (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
- культурной сфере (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей и др.);
- иных сферах, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.
6.4. Осуществлять мониторинг путем сбора информации по объекту мониторинга с целью своевременного выявления изменения общественного мнения, способного повлиять на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на территории муниципальных образований Астраханской области.
6.5. Реализовывать комплекс мер по профилактике и предупреждению межнациональных (межэтнических) конфликтов.
6.6. При проведении предупредительно-профилактических мероприятий в постоянном контакте с населением учитывать местные особенности, в частности количество и направленность деятельности религиозных объединений, уровень религиозности населения, возможности использования авторитета религиозных объединений при урегулировании напряженности, местные национальные обычаи и традиции.
6.7. При проведении профилактической работы в местах возможного возникновения этнорелигиозных конфликтов изучить исторические причины их возникновения, негативные процессы, протекающие в области социальных, религиозных, экономических и национальных отношений, деятельность общественных организаций, имеющих различные политические ориентации.
6.8. Информировать управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области обо всех выявляемых в ходе этой работы фактах, способных вызвать межнациональную и межрелигиозную напряженность.
6.9. Организовать работу в рамках своей компетенции в части разъяснения положений нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за совершение правонарушений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, социальных сетях, иных формах периодического распространения массовой информации), а также во время встреч с населением.
6.10. Проводить в рамках своей компетенции регулярную работу по взаимодействию с лидерами этнических сообществ и налаживанию конструктивного взаимодействия в сфере профилактики межэтнических конфликтов.
6.11. С учетом возрастающего влияния религии в обществе в рамках своей компетенции активизировать деятельность общественно-консультативных органов на муниципальном уровне с привлечением наиболее влиятельных представителей основных традиционных религий к работе по противодействию экспансии радикальных религиозных учений и практик, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", стабилизации религиозных отношений, расширению межрелигиозного взаимодействия, обратив особое внимание на формирование религиозной культуры в молодежной среде.
7. В сфере этнокультурного развития народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципальных образований Астраханской области, в рамках компетенции рекомендуется:
7.1. Оказывать содействие созданию и функционированию центров национальных культур, домов народного творчества и их деятельности.
7.2. Обеспечить поддержку инновационных этнокультурных проектов, в том числе направленных на продвижение общероссийских и региональных этнокультурных брендов.
7.3. Оказывать содействие развитию этнотуризма.
7.4. Организовать межмуниципальную гастрольную деятельность профессиональных и любительских творческих коллективов, проведение фестивалей, национальных и межнациональных праздников.
7.5. Реализовать меры по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
8. В сфере кадровой политики рекомендуется:
8.1. Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих, участвующих в реализации государственной национальной политики, в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере национальных и религиозных отношений, утвержденным приказом Минтруда России от 02.08.2018 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений", а также с учетом вопросов профилактики экстремизма в молодежной среде.
8.2. Направлять должностных лиц, в компетенции которых находятся вопросы укрепления общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, организуемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере реализации государственной национальной политики.
8.3. Содействовать проведению региональных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам укрепления общероссийского гражданского единства, межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений и профилактики экстремизма.
9. В сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество рекомендуется:
9.1. Совершенствовать систему взаимодействия в сфере миграции между органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и институтами гражданского общества, в том числе путем создания совместных рабочих органов (комиссий, советов, рабочих групп и т.п.).
9.2. Создавать на базе учреждений культуры муниципальных образований Астраханской области площадки межэтнического общения с целью вовлечения российских и иностранных граждан в мероприятия по реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации.
10. В сфере обеспечения взаимодействия и поддержки институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на укрепление общероссийской гражданской идентичности, гармонизацию межнациональных (межэтнических) и этноконфессиональных отношений, этнокультурное развитие народов России, рекомендуется:
10.1. Популяризировать лучшие примеры деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном и региональном уровнях.
10.2. Привлекать внимание общественности к возможностям социально ориентированных некоммерческих организаций с целью активизации гражданской активности.
11. В случае возникновения конфликтной ситуации главам муниципальных образований Астраханской области рекомендуется:
11.1. Установить связь с руководителями правоохранительных органов на территории муниципальных образований, руководителями заинтересованных религиозных и общественных объединений, в том числе этнокультурных и казачьих, и выяснить обстоятельства развития ситуации.
11.2. Информировать управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области о возникновении конфликтной ситуации и действиях, предпринимаемых для ее предотвращения, а также руководителя администрации Губернатора Астраханской области или его заместителя о случившемся событии и действиях, предпринимаемых для локализации конфликтной ситуации и ликвидации ее последствий (с момента возникновения конфликтной ситуации до ее полного урегулирования рекомендуется информировать ежедневно).
11.3. Сформировать рабочую группу (комиссию) при главе муниципального образования Астраханской области для комплексного рассмотрения возникшей ситуации.
11.4. Выехать на место конфликтной ситуации.
11.5. Обеспечить при необходимости оперативное присутствие представителей исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Губернатора Астраханской области от 4 августа 2021 г. N 22-РА "О методических рекомендациях органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение администрации Губернатора Астраханской области от 9 августа 2022 г. N 45-РА