город Калуга |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А09-3416/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Нарусова М.М. |
Судей
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Серокуровой У.В. Смирнова В.И.
Васиной В.В. |
При участии в судебном заседании |
|
от истца: акционерное общество "Чистая планета"
от ответчика: обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунхоз" |
Свиридова Н.М. - представитель по доверенности от 20.08.2020;
Симонова И.И. - генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Клинцовского городского суда Брянской области и Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкоммунхоз" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 по делу N А09-3416/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета", истец), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоммунхоз" (далее - ООО "Жилкоммунхоз", ответчик), о взыскании 79097 руб. 03 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.10.2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.12.2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного суда от 11.06.2021 решение Арбитражного суда Брянской области от 29.12.2020 отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановлением Двадцатого арбитражного суда от 11.06.2021, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ООО "Жилкоммунхоз" обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда Брянской области от 29.12.2020.
В судебном заседании суда округа генеральный директор ООО"Жилкоммунхоз" поддержал кассационную жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО "Чистая планета" и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены Соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области: N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области), согласно которым АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора.
ООО "Жилкоммунхоз" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Брянская область, Клинцовский район, п. Первое Мая, ул. Центральная, д. 2А; Брянская область, Клинцовский район, п. Чемерна, пер. Молодежный, д. 1, 3, 5, 6; Брянская область, Клинцовский район, п. Чемерна, пер. Силикатный, д. 10, 12; Брянская область, Клинцовский район, п. Чемерна, ул. Комсомольская, д. 1, 3; Брянская область, Клинцовский район, п. Чемерна, ул. Школьная, д. 5.
03.06.2019 в отношении указанных МКД истец предложил ответчику заключить договор N ТМN/07-0009843 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, срок начала оказания услуг - с 01.01.2019.
Ответчик отказался от заключения договора и предоставления сведений о собственниках и пользователях помещений, необходимых для начисления платы за оказанные услуги по обращению с ТКО, предусмотренных п. 148(1) Правил N 354, сославшись на решение собственников помещений в МКД о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями с 01.12.2018.
Региональный оператор, полагая, что отсутствие заключенного договора не освобождает управляющую организацию от обязанности оплатить фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, выставил для оплаты ответчику универсальные передаточные документы и счета на оплату на общую сумму 508 839 руб. 90 коп. в размере стоимости услуг, оказанных за период с 01.01.2019 по 30.09.2019. С учетом поступивших от собственников платежей в сумме 429 741 руб. 87 коп. по расчету истца задолженность ответчика за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 составила 78 740 руб. 59 коп. (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении иска, исходил из того, что ответчик утратил полномочия для заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО и не мог нести обязанности потребителя услуг. Представленным ответчиком договорам управления спорными МКД управляющая компания оказывает собственникам МКД только жилищные услуги, что позволило суду первой инстанции сделать вывод о том, что собственники помещений приняли решение о переходе на прямые расчеты в отношении всех коммунальных услуг, в том числе и по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как видно из копий протоколов общих собраний собственником помещений МКД, имеющихся в материалах дела, находящихся в управлении ответчика, собственники приняли решения о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, при этом из содержания протоколов следует, что собственниками в ходе собрания обсуждался вопрос о заключении прямых договоров только с ресурсоснабжающими организациями, вопрос о заключении прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в ходе собраний не обсуждался.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, собственники помещений в МКД прямо выразили свою волю, приняв указанное выше решение.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не является ресурсоснабжающей организацией, что следует из норм Жилищного кодекса и нормативно правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд апелляционной инстанции верно установил, что указанные выше решения собственников не подлежат расширительному толкованию в части распространения решений собственников и на прямые договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку такое расширительное толкование может повлечь за собой нарушение прав собственников на самостоятельное принятие решение по управлению принадлежащим им МКД.
В связи с чем, судом первой инстанции был сделан противоречащий закону и обстоятельствам дела вывод об отсутствии у ответчика, как у управляющей организации обязательства по оплате услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. При этом, под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Проект договора N ТМN/07-0009843 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, срок начала оказания услуг - с 01.01.2019, был направлен ответчику 03.06.2019, однако он им подписан не был.
В силу пункта 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) указанных Правил.
Таким образом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления и п. п. 5 и 7 Правил N 1156.
Согласно статей 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В отношении объектов, находящихся в управлении ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться только расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 N 85 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Брянской области: для продовольственных и промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет 0,84 м3/год на 1 кв. м, общей площади.
Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко на 2019 год утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, который за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 526 рублей 76 копеек с НДС за 1 куб. м.
Факт надлежащего исполнения истцом обязательств по договору подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
В нарушение требований статей 9, 65 АПК РФ ответчиком доказательств обратного не представлено.
Расчет задолженности за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 проверен судами и соответствует 78 740 рублям 59 копейкам, контррасчет заявителем не представлен.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Доводы кассатора сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Заявитель фактически выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанций при принятии обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 по делу N А09-3416/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Нарусов М.М. |
Судьи |
Серокурова У.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) указанных Правил.
Таким образом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления и п. п. 5 и 7 Правил N 1156.
Согласно статей 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
...
В нарушение требований статей 9, 65 АПК РФ ответчиком доказательств обратного не представлено."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2021 г. N Ф10-3962/21 по делу N А09-3416/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3962/2021
06.05.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2313/2022
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3962/2021
11.06.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1224/2021
29.12.2020 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3416/20