Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Минобразования Чувашии
от 19 марта 2020 г. N 560
Руководство
по соблюдению требований законодательства об образовании по разработке и утверждению основной образовательной программы дошкольного образования
1. Общие положения
Настоящее "Руководство по соблюдению требований законодательства об образовании по разработке и утверждению основной образовательной программы дошкольного образования" (далее - руководство) разработано Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - министерство, контрольно-надзорный орган) в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях осуществления мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований в части разработки и утверждения основной образовательной программы дошкольного образования.
Руководство предназначено для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
2. Содержание обязательных требований
2.1. Основные нормативные правовые акты, содержащие требования к разработке и утверждению основной образовательной программы дошкольного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании в Российской Федерации);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 (далее - ФГОС ДО);
Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 (далее - Порядок ДОУ).
2.2. Содержание лицензионных требований
Подпунктом "г" пункта 6 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности относится наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющих образовательную деятельность (далее также - лицензиат, дошкольная образовательная организация), образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федеральный закон об образовании.
Соблюдение указанных обязательных требований проверяется органом государственного контроля (надзора) (далее - также министерство) в рамках лицензионного контроля образовательной деятельности.
2.3. Содержание обязательных требований при разработке основной образовательной программы дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно (пункт 2.5 ФГОС ДО, подпункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании).
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона об образовании и пункту 10 Порядка ДОУ образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Частью 3 статьи 11 Федерального закона об образовании установлено, что федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Структура основных образовательных программ дошкольного образования определена разделом II ФГОС ДО.
Перечень примерных образовательных программ дошкольного образования:
примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 г. N 2/15);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 04.03.2019 N 1/19);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 04.03.2019 N 1/19);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7.12 2017 N 6/17);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7.12 2017 N 6/17);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7.12 2017 N 6/17);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7.12 2017 N 6/17);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7.12 2017 N 6/17);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7.12 2017 N 6/17);
примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7.12 2017 N 6/17).
Примерные основные образовательные программы, в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона об образования, включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной (https://fgosreestr.ru/).
Соблюдение обязательных требований при разработке основной образовательной программы дошкольного образования проверяется органом государственного контроля (надзора) в ходе государственного надзора в сфере образования.
3. Описание действий (бездействий) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ведущих к нарушениям обязательных требований
3.1. Нарушение лицензионных требований
Таблица 1
Деяние образовательной организации, ведущих к нарушениям обязательных требований |
Нарушаемое нормативное положение |
Отсутствие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющих образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона об образовании |
Подпункт "г" пункта 6 Положения о лицензировании; пункты 2.11-2.13 раздела II, 3.4, 3.5 раздела III ФГОС ДО |
3.2. Меры юридической ответственности, принимаемые в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и (или) в отношении их должностных лиц по фактам выявленных нарушений лицензионных требований
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения о лицензировании отсутствие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющих образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона об образовании относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 58 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017 N 1197 "Об утверждении административного регламента исполнения органами власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью" (далее - Административный регламент по лицензионному контролю) срок исполнения предписания не может превышать шести месяцев.
В отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность и (или) в отношении их должностных лиц, допустивших грубое нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом "г" пункта 6 Положения о лицензировании, составляется протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в установленный срок действие лицензии на осуществление образовательной деятельности может быть приостановлено.
Согласно части 2 статьи 20 Федеральный закон N 99-ФЗ в случае вынесения решения суда о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания.
Согласно части 5 статьи 20 Федеральный закон N 99-ФЗ сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.
Согласно части 6 статьи 20 Федеральный закон N 99-ФЗ действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.
Согласно части 8 статьи 20 Федеральный закон N 99-ФЗ сведения о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.
Согласно части 11 статьи 20 Федеральный закон N 99-ФЗ в случае, если лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований в срок вновь выданного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Согласно части 12 статьи 20 Федеральный закон N 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
3.3. Нарушение обязательных требований при разработке основной образовательной программы дошкольного образования
Таблица 2
Деяние образовательной организации, ведущих к нарушениям обязательных требований |
Нарушаемое нормативное положение |
Разработанные и утвержденные организацией осуществляющей образовательную деятельность образовательные программы не соответствуют ФГОС ДО |
Часть 6 статьи 12 Федерального закона об образовании; пункт 10 Порядка ДОУ; разделы II-IV ФГОС ДО |
3.4. Меры юридической ответственности, принимаемые в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и (или) в отношении их должностных лиц по фактам выявленных нарушений обязательных требований при разработке основной образовательной программы дошкольного образования
Согласно части 6 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании орган по контролю (надзору) выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, допустившей такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Частью 7 статьи 93 Закона об образовании установлено, что в случае неисполнения указанного в части 6 указанной статьи предписания (в том числе если отчет, представленный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, допустившей такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю (надзору) возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю (надзору) должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.
В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю (надзору) проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю (надзору) со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 статьи 93 Закона об образовании предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю (надзору) срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю (надзору) приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.
4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований
Несоответствие образовательной программы ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях является наиболее часто встречающимся случаем нарушений обязательных требований.* Наиболее часто встречающиеся случаи несоответствий образовательной программы требованиям ФГОС ДО представлены в таблице 3 настоящих рекомендаций.
В таблице 3 также перечислены обязательные требования законодательства в сфере образования в виде положений нормативных правовых актов, а также механизм их реализации в форме рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения нарушений.
Таблица 3
Частые (типовые) нарушения |
Обязательные требования (положения нормативных правовых актов) |
Анализ выявленных и возможных причин возникновения нарушений |
Рекомендации по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения нарушений |
1. ООП ДО не соответствует структуре, установленной ФГОС ДО. |
Пункт 2.11 ФГОС ДО |
Неисполнение требований ФГОС ДО к структуре ООП ДО |
ООП ДО должна соответствовать структуре, установленной ФГОС ДО и должна содержать три раздела: 1) Целевой раздел 2) Содержательный раздел 3) Организационный раздел |
2. В разделах и (или) в одном из разделов ООП ДО отсутствует часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
Каждый из разделов ООП ДО должен содержать: 1) обязательную часть (не менее 60% от общего объема ООП ДО) В случае если обязательная часть ООП ДО соответствует примерной программе (https://fgosreestr.ru/), она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. 2) часть, формируемую участниками образовательных отношений (не менее 40% от общего объема ООП ДО) Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. |
|
3. Целевой раздел ООП ДО: | |||
3.1. При разработке ООП ДО не учитывается примерная основная образовательная программа дошкольного образования |
часть 6, 10 статьи 12 Федерального закона об образовании; пункт 2.5 ФГОС ДО; |
Неисполнение требований законодательства в сфере образования |
ООП ДО образования разрабатывать и утверждать в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерная ООП ДО). В качестве примерных ООП ДО использовать программы, включенные в реестр примерных основных образовательных программ https://fgosreestr.ru/ |
3.2. Не раскрыты принципы и подходы к формированию ООП ДО |
пункт 2.11.1 ФГОС ДО |
Неисполнение требований ФГОС ДО к содержанию целевого раздела ООП ДО |
При описании принципов дошкольного образования учесть основные принципы, предусмотренные пунктом 1.4 ФГОС ДО, а также принципы и подходы к формированию ООП ДО примерной ООП ДО (раздел 1.1.2) |
3.3. Планируемые результаты (в форме целевых ориентиров образования) не конкретизированы с учетом возраста детей. Не учтены потребности, интересы участников образовательных отношений, выразившиеся посредством выбора парциальных образовательных программ в часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений |
пункты 2.3, 4.6., 2.11.1 ФГОС ДО |
ООП ДО определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). При описание целевых ориентиров образования учитывать основные характеристики ребенка на разных возрастных этапах жизни: младенческий, ранний, дошкольный (раздел 1.2 примерной ООП ДО). В качестве целевых ориентиров образования учитывать потребности, интересы участников образовательных отношений (с учетом выбранных парциальных образовательных программ). Например, целевые ориентиры образования, отражающие национальные, культурно-исторические особенности |
|
3.4. Предусмотрена оценка качества достижения детьми планируемых результатов. Разработан и утвержден локальный акт о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся |
пункт 2.11.1, раздел IV ФГОС ДО |
Согласно пункту 4.3 ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. |
|
4. Содержательный раздел ООП ДО | |||
4.1. Отсутствует описание образовательной деятельности по одному и (или) нескольким направлениям развития ребенка. |
пункты 2.6, 2.11.2 ФГОС ДО |
Неисполнение требований ФГОС ДО к содержательному разделу ООП ДО |
В содержательном разделе ООП ДО необходимо определить содержание образовательной деятельности по направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое (раздел 2 примерной ООП ДО). Учитываются также вариативные программы дошкольного образования и методические пособия |
4.2. При описании форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО не учитываются планируемые результаты (целевые ориентиры для каждого возраста), предусмотренные в целевом разделе ООП ДО |
пункт 2.11.2 ФГОС ДО |
При описании форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО учитывать планируемые результаты (целевые ориентиры для каждого возраста), предусмотренные в целевом разделе ООП ДО |
|
4.3. Не представлено описание: особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способов и направлений поддержки детской инициативы. |
пункт 2.11.2 ФГОС ДО |
Предусмотреть в содержательном разделе ООП ДО описание культурных практик ориентированных на развитие творчества и самостоятельности детей по каждому из направлений развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. Учитывая, что культурные практик являются видом самостоятельной деятельности детей отразить в ООП ДО: способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности в специфических для них видах деятельности (например, различные виды игр); деятельность педагогического работника по организации самостоятельной деятельности детей (взаимодействие взрослых с детьми раздел 2.3 примерной ООП ДО). При описании культурных практик учитывать планируемые результаты (целевые ориентиры), предусмотренные в целевом разделе. |
|
4.4. При наличии детей с ОВЗ в адаптированной ООП ДО отсутствует описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (раздел "Коррекционная работа") |
пункты 2.2, 2.11.2 ФГОС ДО; пункт 13 Порядка ДОУ |
Раздел "Коррекционная работа" включается в ООП ДО для реализации в группах компенсирующей и комбинированной направленности. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация ООП ДО без раздела "Коррекционная работа". Структурные подразделения (группы) в одной дошкольной организации могут реализовывать разные ООП ДО. Раздел "Коррекционная работа" необходимо включать в адаптированную ООП ДО, которая разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется образовательной организацией самостоятельно. |
|
5. Организационный раздел ООП ДО | |||
5.1. Организацией разработаны и включены в ООП ДО: учебный план, рабочие программы, календарный учебный график. |
часть 3 статьи 11, часть 6 статьи 12 Федерального закона об образовании; пункт 2.11.3 ФГОС ДО |
При разработке ООП ДО не учитываются положения Федерального закона об образовании |
Согласно часть 3 статьи 11 Федерального закона об образовании Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему. Наличие в структуре ООП ДО учебных планов, рабочих программ, календарного учебного графика ФГОС ДО не предусмотрено. В организационный раздел ООП ДО включается распорядок и/или режим дня, особенности традиционных событий, праздников и мероприятий. |
5.2. В организационном разделе отсутствуют сведения о материально-техническом обеспечении ООП ДО, об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды |
Пункты 2.11.3 и 3.3, 3.5 ФГОС ДО |
Неисполнение требований ФГОС ДО к организационному разделу ООП ДО |
В организационный раздел ООП ДО необходимо включить описание материально-технического обеспечения ООП (методические материалы и средства обучения, оборудование, оснащение (предметы) и др. Требования к развивающей предметно-пространственной среде определены пунктом 3.3. ФГОС ДО разделами 3.3, 3.4 примерной ООП ДО. |
5.3. Отсутствие дополнительного раздела в ООП ДО |
Пункт 2.13 ФГОС ДО |
Неисполнение требований ФГОС ДО |
В ООП ДО необходимо включить дополнительный раздел "Краткая презентация ООП ДО". Краткая презентация должна содержать: - возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья; - используемые Примерные программы; - характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. |
5.4. ООП ДО разработана, но не утверждена |
Подпункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона об образовании; Пункт 10 Порядок ДОУ; пункт 2.5 ФГОС ДО |
Неисполнение требований законодательства в сфере образования |
После разработки ООП ДО руководитель образовательной организации издает распорядительный акт об утверждении ООП ДО. |
* К таким нарушениям относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем 10 процентов мероприятий по контролю (надзору).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.